Доклад/География – физическая, экономическая и социальная география

УДК 91

Дайкер А.О.

Картографический анализ трансформации территориальных пропорций численности населения Юга России в 2002-2008 гг. (на базе муниципальной статистики)

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

 

Аннотация: работа посвящена вопросам трансформации территориальной структуры экономики и расселения макрорегиона.

The article is devoted to the problem of transformation territorial structure of economy and population of the Southern Russia.

Ключевые слова: «Юг России», «территориальная структура экономики региона», «территориальная структура расселения».

Key words: “the Southern Russia”, “territorial structure of economy”, “territorial structure of population”.

Актуальность заявленной темы исследования обусловлена значительными социально-экономическими трансформациями на Юге России в постсоветский период.

Прежде всего, определимся с базовыми понятиями: «Юг России», «территориальная структура экономики региона», «территориальные социально-экономические пропорции».

Под Югом России будем понимать территориальную макрорегиональную общность субъектов Российской Федерации в составе тринадцати регионов бывшего Южного федерального округа (2000-2009 гг.), по состоянию на 2011-й год состоящая из Южного федерального округа и Северо-Кавказского федерального округа; понятие Юга России синонимично понятию «Южнороссийский макрорегион».

Южный федеральный округ был создан 13 мая 2000 года Указом Президента [1] В.В. Путина с целью укрепления вертикали власти в составе тринадцати субъектов. 19 января 2010 г. Южный федеральный округ Указом Президента [2] Д.А. Медведева был разделен на два федеральных округа: Южный федеральный округ – ЮФО (Ростовская, Волгоградская, Астраханская области, Краснодарский край, республики Калмыкия и Адыгея) с административным центром г. Ростове-на-Дону и Северо-Кавказский федеральный округ – СКФО (республики Дагестан, Чечня, Ингушетия, Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия и Ставропольский край) с административным центром в г. Пятигорске.

Юг России является ярким примером асимметричности российского федерализма: так, макрорегион состоит из 8 республик, 2 краев и 3 областей, причем, республики, входящие в состав, обладают бóльшими административными полномочиями, преимуществами, по сравнению с областями и краями (например, в части разграничения предметов ведения, полномочий между субъектами и федеральным центром, обладают собственной Конституцией и др.) [3]. Одновременно 10 субъектов составляют Северо-Кавказский экономический район (Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края, республики Дагестан, Чечня, Ингушетия, Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Адыгея), а три входят в состав Среднего и Нижнего Поволжья Поволжского экономического района (Волгоградская и Астраханская области, Республика Калмыкия).

Такой разнородной с административной точки зрения предстаёт территория Юга России на сегодняшний день.

Также субъекты Юга России значительно различаются как по экономико-географическим (площади, численности населения, ландшафту, природным условиям и другим), так и по историческим, культурным, этническим, социально-экономическим и политическим параметрам.

Базовая концепция о территориальных структурах хозяйства разработана в трудах российского экономико-географа Исаака Моисеевича Маергойза. Впервые о территориальной структуре И.М. Маергойз упомянул в работе о Венгрии (1956), а в работе о Чехословакии (1964) термин «территориальная структура» перестает быть просто термином и наполняется важным теоретическим смыслом, становится содержательно глубоким понятием экономической географии, где автор выдвигает мысль о том, что между социально-экономической, отраслевой и территориальной структурами хозяйства существует тесная взаимосвязь. И.М. Маергойз выделил три формы территориальной структуры хозяйства: интегрально-пространственную (ареально-синтетическую) (например, экономические районы и зоны, промышленные узлы, сельскохозяйственные районы, макро-, мезо-, микрорегионы, городские агломерации), множественную территориально-отраслевую (например, ареалы и зоны пограничного и трансграничного сотрудничества, портовые зоны) и питательно-распределительную, связующую линейно-сетеузловую структуру (например, транспортно-инфраструктурные и логистические узлы и коридоры, крупнейшие городские агломерации) [4].

Другой известный экономико-географ Г.М. Лаппо дал следующее определение территориальной структуры народного хозяйства (ТСНХ) – «пространственное строение хозяйства, разделение его на хозяйственно своеобразные части, обладающие определенными размерами, формой, взаиморасположением и способом сочленения. Территориальная структура – это своего рода анатомия хозяйства – выражение хозяйственной дифференциации территории, результат процесса географического разделения труда» [5]. Г.М. Лаппо считает, что «ведущей и интегральной частью ТСНХ … является опорный каркас (ОК)», который представляет собой «сочетание главных фокусов (центров) хозяйственной, социальной и культурной жизни страны, а также соединяющих их социально-экономических линий», «ОК – воплощение взаимосвязи в территориальной организации хозяйства и населения, их взаимодействия…», ОК – «интегральная часть территориальной структуры народного хозяйства» [6].

Ю.Н. Гладкий и А.И. Чистобаев, также как и И.М. Маергойз, выделяют три типа территориальных структур хозяйства: очаговую и рассеянную структуру, равномерно-узловую и агломерационно-узловую структуру, гипертрофированно агломерационную и агломерационно-мегалополисную структуру.

Опираясь на озвученные выше подходы, под территориальной структурой экономики в дальнейшем мы будем понимать совокупность определенным образом взаиморасположенных и сочлененных территориальных элементов хозяйства, находящихся в сложном взаимодействии в процессе функционирования экономики и общества макрорегиона.

Анализ и картирование социально-экономической структуры Юга России могут быть успешно проведены на основе базы данных муниципальной статистики в разрезе муниципальных районов и городских округов субъектов макрорегиона. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: выявить особенности сбора и анализа муниципальной статистики, собрать статданные, провести картирование, проанализировать полученные результаты и сделать выводы о трансформации территориальных социально-экономических пропорций Юга России.

Современная база муниципальной статистики в России является результатом кропотливого труда многих специалистов; российская база муниципальной статистики при этом достаточно разнообразна, однако, не лишена изъянов. Существуют определенные особенности сбора статистической информации (помимо методологии сбора), которые необходимо учитывать во время анализа.

Особенности сбора муниципальной статистики Юга России: сложная структура организации базы местного самоуправления; трансформация административно-территориального устройства некоторых субъектов на протяжении исследуемого периода (разукрупнение, переименование); изменение методологии сбора муниципальной статистики на протяжении исследуемого периода; неполнота, фрагментарность сбора статистической информации, а также завышение (занижение) ряда показателей в силу конъюнктурных соображений ряда администраций; также неполнотою и фрагментарностью отличается информация, представленная в свободном доступе; противоречивость статданных, полученных из разных источников по одним и тем же показателям; вынужденная потребность заказывать статданные в Территориальных органах федеральной службы государственной статистики субъектов Юга России; высокая стоимость заказанных данных.

Всего Юг России по состоянию на 2011 год насчитывает 259 муниципальных районов и 60 городских округов.

Рассмотрим территориальную структуру расселения Юга России в 2002-2008 гг. на базе муниципальной статистики в разрезе муниципальных районов и городских округов (см. рис.).

D:\1. СЕРЬЁЗНО\Конференции, мои статьи и тезисы\2011\для Хохлов\5.jpg

Рис. Территориальная структура расселения на Юге России (2002-2008 гг.) [7]

* «Изменение территориальных пропорций численности населения в 2008-2002 гг.» представляет собой отношение удельного веса численности населения каждого муниципального района в общей суммарной численности населения по Югу России 2008 году к аналогичным образом рассчитанному удельному весу показателя в 2002 году; раз.

Выбор периода для анализа (2002- 2008 гг.) обусловлен преимущественно наличием статистической информации по всем муниципальным образованиям макрорегиона (по городским округам и муниципальным районам), так как за более ранние периоды информация представлена не в полном виде, не по всем субъектам (например, нередко отсутствуют данные по Чечне и Ингушетии) [8].

Территориальная структура расселения рассматривается на основе таких базовых показателей как: численность населения городских округов за 2008 г., тысяч человек; изменение территориальных пропорций численности населения; плотность населения в 2008 году, человек на кв. км.

Средняя плотность населения в 2008 г. в муниципальных районах (т.е. в сельских территориях) составила 51,0 чел. / кв. км, а в городах-столицах субъектов – 1300,8 чел. / кв. км, что означает, что больше половины территорий муниципальных районов можно отнести к категории «ниже среднего» (175 районов) и 84 района – к категории «выше среднего».

Основную ось расселения макрорегиона составляют наиболее плотно заселенные, «выше среднего», Причерноморские территории Краснодарского края, центральные, тяготеющие к Краснодару, территории, район Кавказских Минеральных Вод (юг Ставропольского края, Карачаевский и Усть-Джегутинский районы Карачаево-Черкесии, Зольский район Кабардино-Балкарии), Приэльбрусье (Эльбрусский, Баксанский, Урванский районы Кабардино-Балкарии), северные районы Северной Осетии-Алании и Ингушетии, центральные, тяготеющие к г. Грозному районы Чечни (Урус-Мартановский, Грозненский, Ачхой-Мартановский, Шалинский), а также, повсеместно, Дагестан, за исключением северных (вследствие засушливости территорий) и южных (вследствие гористости рельефа) районов. Также фрагментарно по остальной части макрорегиона встречаются вкрапления плотно заселенных территорий: Аксайский район Ростовской области, Ахтубинский, Володарский и Приволжский районы Астраханской области.

Самый темный градиент, который практически не различим в масштабе 1:6 500 000, характеризует плотность населения выше от 565 до 3050 человек на кв. км и относится почти ко всем городским округам (Армавир, Краснодар, Невинномысск, Черкесск и т.д.).

Изменение территориальных пропорций численности населения в 2002-2008 гг. показано на рисунке разнообразной штриховкой поверх плотности населения (отсутствуют данные численности населения за 2002 г. по муниципальным районам Чечни и Бежтинскому участку Дагестана, штриховка на территории которых отсутствует).

Среднее значение по Югу составило 0,86 раза. Минимальные значения 0,41-0,50 соответствуют всего двум муниципальным районам (Адыге-Хабльский район Карачаево-Черкесии и Баксанский район Кабардино-Балкарии).

Большую часть территории макрорегиона составляют районы с отрицательными изменениями территориальных пропорций численности населения (0,68-0,95), что по сути означает депопуляцию, к которым относятся 29 из 33 районов Волгоградской области, 40 из 43 районов Ростовской области, 10 из 13 районов Калмыкии, 8 из 11 районов Астраханской области, 24 из 26 районов Ставропольского края, 9 из 10 районов Кабардино-Балкарии, 5 из 8 районов Северной Осетии-Алании.

Наибольший интерес представляют районы, где наблюдаются незначительные изменения территориальных пропорций численности населения (0,95-1,05), а это: районы, тяготеющие ко всем городам-столицам субъектов Юга; 100-километровая зона черноморского побережья и, в меньшей степени, побережья Азовского моря; Дагестан (за исключением южных районов); большая часть районов республик Адыгея, Карачаево-Черкесия и Ингушетия, – т.е. районы, продемонстрировавшие наиболее стабильное положение на протяжении 2002-2008 гг.

Значения показателя выше незначительных изменений (т.е. максимальные) 1,05-1,50 соответствуют небольшому количеству районов Карачаево-Черкесии (Урупский и Усть-Джегутинский), Ингушетии (Малгобекский) и Дагестана (Карабудахкентский, Кайтагский, Кизилюртовкий, Казбековский, Новолакский).

Отдельный интерес представляют собой ареалы приоритетного расселения, соответствующие территориям, тяготеющим к крупным городским округам, морскому побережью, а также республикам Северного Кавказа.

Таким образом, картографический анализ трансформации территориальных пропорций численности населения Юга России на базе муниципальной статистики в 2002-2008 гг. показал значительную поляризацию территориальной структуры расселения макрорегиона на территории устойчивой депопуляции (большинство муниципальных районов Ростовской, Волгоградской Астраханской областей, республик Калмыкия и Адыгея, Ставропольского края) и территории роста, выявляя ареалы приоритетного расселения.

 

Литература:

1.    Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе»; Указ Президента РФ от 21 июня 2000 г. № 1149 «Вопросы обеспечения деятельности аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах».

2.    Указ Президента РФ от 19.01.2010 № 82 «О внесении изменений в перечень федеральных округов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849, и в Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»».

3.    Регионоведение (Юг России: краткий тематический словарь) / Под общ. ред. Ю.Г. Волкова, А.В. Попова. Ростов-на-Дону, 2004. 696 с.

4.    Маергойз И.М. Территориальная структура хозяйства. Новосибирск: Наука, 1986. 303 с.

5.    Там же. С. 279.

6.    Лаппо Г.М. Концепция опорного каркаса территориальной структуры народного хозяйства: развитие, теоретическое и практическое значение // Демоскоп Weekly. URL: http:// http://demoscope.ru/weekly/knigi/polka/gold_fund02.html (дата обращения: 19.03.2009).

7.    Составлено автором по данным Росстата.

8.    По данным сайта Росстата (www.gks.ru), сайтов Территориальных органов федеральной службы государственной статистики субъектов, а также на основе индивидуальных запросов в Территориальные органы федеральной службы государственной статистики.