Ибрагимова А.А.

ОЦЕНКА ТОРГОВОЙ СЕТИ ХЛЕБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

В ГОРОДЕ  ИЖЕВСКЕ

 Ижевский Государственный Технический университет

 

 This article is about the necessity of developing sales channels’ management strategies. The article’s subject is relevant, because today a two-channel sales structure n the bread industry is being formed.

Keywords: sales channels, bread industry, sales strategy, sales   system, sales.

Эта статья о необходимости разработки стратегии управления каналами сбыта. Тема статьи актуальна, потому что на сегодняшний день интуитивно формируется двухканальная структура сбыта в хлебной промышленности.

Ключевые слова: каналы сбыта, хлебная промышленность, стратегия сбыта, система сбыта, сбыт.

Хлебная промышленность - это один из важнейших секторов национальной экономики, за счет, которого формируется рынок потребительских товаров, изготовляемых из сельскохозяйственного сырья. Социально-экономическая ситуации в хлебной промышленности свидетельствует о расширении прав и полномочий сельскохозяйственных товаропроизводителей. Однако есть сложности: проходит в сложных экономических условиях, для которых характерны: неустойчивость производственно-хозяйственных связей, утрата государственного контроля над оплатой труда, инфляция, удорожание кредитных ресурсов, сокращение государственного финансирования, рост неплатежей между предприятиями. Хлебная промышленность, вне зависимости от национальной принадлежности, является сложной в функционально-структурном отношении, неустойчивой производственно-финансовой системой, что объясняется спецификой сельскохозяйственного производства.

Изменяется и сфера сбыта. Поскольку именно сбытовые подразделения непосредственно выходят на потребителя продукции, видоизменяясь и трансформируясь в ответ на его воздействия.

Предприятия, производящие хлеб имели оборонное значение и резерв производственных мощностей на случаи нештатных ситуаций. Поэтому и процессы происходящие на этих предприятиях, в ответ на воздействие рынка, касаются всего населения и поэтому особо актуальны.

До перехода к рыночной экономке в системе сбыта вышеуказанных предприятий использовалась однозвенная форма товародвижения. Эта форма товародвижения функционировала следующим образом: производственные предприятия на основании существующих планов (распределений) производили и  поставляли товары в магазины города (централизованная доставка товаров в розничную торговую сеть).

Своей собственной сбытовой сети предприятия–производители не имели. В настоящее время предприятия хлебной промышленности, не ограничиваясь существующей розничной торговой сетью, активно формируют собственные розничные торговые подразделения. Так, крупнейшие хлебозаводы города Ижевска изменили свои структуры. Идет активное формирование двухканальной структуры сбыта (прямой и косвенной). Производители начинают открывать свои собственные магазины, торговые точки, передвижные автоприцепы (Рис 1).

Правда, на сегодняшний день оба канала для производителя не равнозначны.

Наибольший объем реализации продукции  все же  происходит через косвенный канал сбыта. Это объясняется тем, что работа предприятий с помощью прямого канала сбыта находится пока на развивающемся этапе. Но, исходя из анализа каналов  распределения, на предприятиях хлебной промышленности все анализируемые предприятия уже используют прямые каналы сбыта.

Так интуитивно формируется двухканальные сбытовые структуры, предприятия хлебной промышленности, чаще всего, не имеют ясной стратегии управления этими каналами и не могут полностью использовать возможности формирующихся сбытовых систем.

В то же время, в рыночной экономике наработан инструментарий, позволяющий грамотно построить управление этой сферой.

Таким образом:

- Рыночная экономика обуславливает сбытовую деятельность предприятий, как   одну из важнейших, поскольку именно она находится на стыке предприятия с рыночной средой.

- В ответ на требования рынка, на предприятиях хлебной промышленности идет трансформация и усложнение сбытовых структур.

 - Одновременно, высокая динамичность рынка, многовариантность принимаемых решений, требует своих методов управления сбытом, которые предприятиями используются пока не полностью.