УДК 377/378

Королева В.В., Логунова О.С.

 социальный заказ по подготовке кадров
в МНОГОУРОВНЕВОЙ системе образования России

Магнитогорский технический университет

 

Abstract

Some aspects of social needs in the sphere of personnel training and the ways of meeting those needs are considered in the article. The authors offer an absolutely new method of carrying out surveys in the field of questioning technique for different strata of society. The results of application the new method prove that it is necessary to intensify the work with the population.

Key words: multilevel educational system, social needs, aspects, problems, research technique.

Аннотация

 В статье рассматриваются аспекты социального заказа по подготовке кадров, проблемы его реализации и предлагается качественно новая  методика исследования в области анкетирования разнотипных слоев общества. Приведены результаты применения методики, которые продемонстрировали необходимость активизации работы с населением.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: многоуровневая система образования, социальный заказ, аспекты, проблемы, методика исследования.

Социальный заказ и его аспекты

Социальный заказ общества в сфере подготовки кадров является многоаспектным, охватывает требования общества, интегрирующие субъективные и объективные потребности личности и семьи, выступающий как управляющее воздействие на развитие образовательной системы в России (рис. 1).

Рис. 1. Аспекты социального заказа по подготовке кадров в России

 

Указанные аспекты не вступают между собой в противоречия. Личность, реализующая себя в обществе, способна согласовать субъективные требования с потребностями государства.

Реализация субъективного аспекта в области подготовки высококвалифицированных кадров опирается на информированность личности о состоянии сферы высшего образования, ее структурном преобразование в историческом развитии и о перспективах построения в обозримом будущем.

Структурные преобразования высшей школы в России

Прогрессивное развитие общества потребовало развития и совершенствования системы аттестации кадров в России. За время своего существования эта система претерпела ряд изменений и преобразований, которые не всегда были последовательными и конструктивными. До 80-х гг. XIX века была принята структура аттестации кадров, приведенная на рис. 2.

Рис. 2. Структура ученых степеней в России до 80-х гг. IXХ века

 

В конце XIX века, точнее в 1884 году был принят университетский устав, в котором ученая степень «кандидат наук» была упразднена. В октябре 1918 года были упразднены все ученые степени и звания, и только  в январе 1934 года Совет Народных Комиссаров СССР принял Постановление «Об ученых степенях и званиях», утвердившее ученые степени «Кандидат наук» и «Доктор наук». Содержание и статус новой степени «Кандидат наук», несмотря на созвучие с первой ученой степенью дореволюционного периода, стали качественно иными [1].

Наиболее существенные структурные преобразования высшей школы России были проведены в первой половине 90-х годов в результате принятия Комитетом по высшей школе Постановления от 13.03.92 г. № 13 «О введении многоуровневой структуры высшего образования в Российской Федерации».

Этим Постановлением были утверждены Временное положение «О многоуровневой структуре высшего образования Российской Федерации» и Положение «О порядке реализации государственными высшими учебными заведениями образовательно-профессиональных программ». Документы явились нормативной основой для введения многоуровневой системы высшего образования, реализуемой преемственными образовательными программами трех уровней (см. табл. 1). Для ее построения, наряду с такой традиционной единицей формирования программ, как «специальность», была введена новая структурная единица – «направление обучения» [3].

Таблица 1

Уровни образования и их цели

Уровень

Цель

Продолжительность обучения

Образовательно-профессиональные программы первого уровня

Дипломы о неполном высшем об­разовании с присвоением квалифи­кации согласно перечню специальностей среднего про­фес­си­онального (специального) обра­зования.

3 – 3,5 года

Базовое высшее образование второго уровня

Овладение системой научных зна­ний о человеке и обществе, истории и культуре, получение фун­даментальной естественнонаучной подготовки и основ профессиональных знаний по направлениям обучения.

Не менее 4 лет

Образовательно-профессиональные программы третьего уровня

Единая программа

Реализуется на основе общего среднего образования с прис­во­е­ни­ем квалификации «дип­ло­­миро­ванный специалист»

5 – 6 лет

Магистерская программа

Реализуется на основе базового высшего образования с прис­во­е­ни­ем квалификации «дип­ло­­миро­ван­ный специалист»

2 – 3 года

На основе этого предполагалось, что все выпускники, освоившие любую образовательно-профессиональную программу третьего уровня, имеют право поступления в аспирантуру. Структура аспирантуры осталась без изменений (с трехлетним сроком по очной форме обучения, как для магистров, так и для дипломированных специалистов).

В1996 году вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Новым законом были установлены ступени высшего профессионального образования, определяемые в соответствии с присваиваемой после их успешного освоения квалификацией (степенью): «бакалавр», «дипломированный специалист» или «магистр».

На Всероссийском совещании по проблемам развития многоуровневой системы подготовки специалистов в Российской Федерации (25 – 26 ноября 2002 года) было отмечено, что в настоящее время реализуются две образовательные подсистемы [2, 3]:

-                       одноступенчатые основные образовательные программы подготовки дипломированных специалистов по специальностям или группам родственных специальностей – направлениям подготовки дипломированного специалиста;

-                       двухступенчатые основные образовательные программы по направлениям подготовки бакалавра и магистра с присуждением выпускникам соответствующей степени (квалификации).

После присоединения России к Болонскому процессу в сентябре 2003 года все положения Декларации, включая Положение об использовании в национальных системах образования «однозначно воспринимаемых и сопоставимых квалификаций», приняли характер международных обязательств, подлежащих исполнению.

Созданная к настоящему времени в Российской Федерации многоуровневая структура профессионального высшего образования по многим параметрам достаточно органично соответствует положениям Болонской декларации и что существующие ступени высшего образования (бакалавр ® дипломированный специалист и магистр) могут быть приняты за основу рекомендуемой Болонской декларацией структуры квалификаций.

Методика исследования социального заказа общества по подготовке квалифицированных кадров

Для изучения социального заказа общества на подготовку кадров в многоуровневой системе образования была использована методика анкетирование для различных групп населения. Структура состава респондентов представлена на рис. 3 и на рис. 4 – диаграмма стажевых групп по должностям. 

а. б.

Рис. 3. Структура состава респондентов: а – по занимаемым должностям; б – по стажу работы на предприятиях и в организациях

Рис. 4. Диаграмма стажевых групп по занимаемым должностям

 

В состав анкеты вошли вопросы, приведенные в табл. 2.

Таблица 2

Содержание анкеты для выявления информированности населения о многоуровневой системе образования

Номер вопроса

Вопрос

Варианты ответов

Назначение
вопроса

1

При формировании групп бакалавров и специалистов, как правило, бакалавры оказываются слабее. С чем, по Вашему мнению, это связано? Установите возможные приоритеты.

 заниженными требованиями при поступлении

 заниженная самооценка абитуриентов

 рекомендации работодателей

 социальной средой

Выяснение основных причин уровня подготовки абитуриентов при поступлении на бакалавриат

2

Установите приоритет выпускников при приёме на работу

 техник

 бакалавр

 инженер

 специалист

 магистр

Учет общественного мнения о потребностях и требованиях работодателей

3

Какими на Ваш взгляд профессиональными компетенциями должен обладать будущий специалист? Расставьте приоритеты

 коммуникабельность

 практические навыки

 теоретические знания

 навыки публичных выступлений

 стрессоустойчивость

Выяснение профессиональных компетенций для будущих специалистов являются первостепенными

4

У кого выше приоритет продолжить свою деятельность в науке?

 бакалавр

 специалист

 инженер

 магистр

Определение ступеней подготовки специалистов наиболее подготовленных для научной деятельности

Для всех вопросов предлагалась критериальная оценка с установкой рангов или предпочтений выбираемого ответа. Предлагаемая система ответов применяется довольно редко по причине сложности восприятия респондентами.

Результаты оценки социального заказа общества по подготовке кадров

При обработке результатов анкетирования было выполнено:

1) ранжирование альтернатив по всем респондентам в каждом вопросе. Результаты ранжирования приведены на рис. 5 и в табл. 3. По результатам оценки общего ранга альтернатив по вопросам, можно утверждать, что:

-                       желание абитуриентов поступить на бакалавриат в настоящее время вызвано их невысокой самооценкой знаний, полученных в средней школе;

-                       по мнению большинства респондентов, наибольшим приоритетом при поступлении на работу будет пользоваться выпускник, имеющий степень бакалавра;

-                       наиболее ценным навыком для выпускника признаны практические навыки, которые должны быть получены при обучении в высшей школе, это обусловлено тем, что на производстве требуется практически подготовленный специалист;

-                       выпускники, имеющие степень магистра наук, должны ориентироваться на дальнейшую научно-исследовательскую деятельность - это связано с тем, что данная степень фиксирует образовательный уровень, направленность полученного образования на научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность, наличие умений и навыков, необходимых начинающему научному работнику или преподавателю. Выпускник магистратуры, освоивший шестилетнюю основную образовательную программу, широко эрудирован профессионал с фундаментальной научной подготовкой, владеющий методологией научного и педагогического творчества, современными информационными технологиями, подготовленный к научной и педагогической работе;


2) ранжирование альтернатив по группам респондентов в каждом вопросе. Результаты ранжирования приведены в табл. 4. 

Рис. 5. Диаграмма ранжирования ответов по вопросам анкеты

Таблица 3

Ранжирование альтернатив по ответам респондентов

Номер вопроса

Ранжировка ответов

1

2

3

4

 

Таблица 4

Ранжирование альтернатив по групповым ответам респондентов

Группа

Номер вопроса

1

2

3

4

Студенты 1 курса

Студенты старших курсов

Преподаватель

Доцент, профессор

ИТР

Рабочая специальность

Персонал управлений

По результатам оценки ранжировки альтернатив по группам в каждом вопросе было выявлено следующее:

-                       большинство респондентов (студенты 1 курса, студенты старших курсов, преподаватели, доценты и профессора) считает, что желание абитуриентов поступать, на бакалавриат вызвано заниженными требованиями при поступлении, по причине плохой информированности о том какие перспективы имеет бакалавр по окончании обучения;

-                       по мнению абсолютного большинства респондентов (студенты 1 курса, студенты старших курсов, доценты и профессора, ИТР, персонал управлений) преимуществом при поступлении на работу будет пользоваться специалист со степенью бакалавра;

-                       наиболее ценным качеством для специалиста признана коммуникабельность (преподаватели, ИТР, персонал управлений, рабочие специальности);

-                       выпускники, получившие степень магистра, имеют больше шансов продолжить свою деятельность в науке (студенты 1 курса, студенты старших курсов, преподаватели, ИТР, персонал управлений).

3) оценка согласованности респондентов в их общем объеме и по группам. Оценка согласованности экспертов проводилась на основе коэффициента конкордации Кендалла

,

(1)

где , , , ,  и приняты обозначения: m – количество экспертов; n – количество альтернатив в вопросе; rij – ранг, установленный i-ым экспертом для j-ой альтернативы. Была выдвинута гипотеза H0 о том, что ответы экспертов при ответе на каждый из вопросов согласованы. Значения коэффициентов конкордации по общему составу респондентов и по группам приведены в табл. 5.

Таблица 5

Значения коэффициентов конкордации при оценке
согласованности респондентов

Группа

Вопрос 1

Вопрос 2

Вопрос 3

Вопрос 4

Все респонденты

0,53

0,41

0,61

0,35

Студенты 1 курса

0,64

0,50

0,35

0,35

Студенты старших
курсов

0,38

0,32

0,32

0,51

Преподаватель

0,43

0,29

0,26

0,39

Доцент, профессор

0,35

0,41

0,34

0,55

ИТР

0,40

0,36

0,36

0,34

Рабочая специальность

0,55

0,52

0,40

0,68

Персонал управлений

0,43

0,39

0,36

0,38

При заданном объеме выборки и 5% уровне  коэффициенты конкордации значимо отличаются от 0, следовательно, нет оснований отвергать гипотезу о согласованности респондентов.

Заключение

Исследование информированности населения о системе многоуровневого образования показало, что:

1)                    в состав респондентов включены студенты и работники высшей школы и высших образовательных учреждений. Выбор такого состава обусловлен контингентом людей, связанных с перспективой самореализации в обществе и потенциальными работодательными способностями;

2)                    При анализе ранжирования альтернатив по ответам респондентов выявлено существенное противоречие между сокращением часов производственной практики и соответственно качеством получаемых практических навыков при обучении, что вызвано рекструтуризацией высшего образования

3)                    При анализе изменения приоритетов по группам, было выявлено следующее:

-                       желание абитуриентов поступить, на бакалавриат в настоящее время вызвано не только их невысокой самооценкой знаний, полученных в средней школе, но и заниженными требованиями при поступлении;

-                       наиболее ценными навыками для специалиста считаются коммуникабельность и практические навыки, полученные при обучении, потому, что большинство выпускников считают себя по окончании университета лучшими кандидатурами на пусть небольшие, но руководящие должности.

4)                    Согласованность коэффициента конкордации показывает, что мнение разнотипных слоев общества можно принять за экспертную оценку.

5)                    Предлагаемая методика исследования социального заказа является качественно новой в области анкетирования разнотипных (различных) слоев общества.

6)                    Анализируя  субъективные и объективные аспекты (см. рис. 1) социального заказа по подготовке кадров в России, можно сделать вывод о том, что в данный период существует социальный заказ на подготовку бакалавров и магистров наук - это связано с политикой государства и подписанием Болонской декларацией.

7)                    Общество недостаточно информировано об изменениях  в структуре многоуровневого образования по требованиям Болонского процесса, с этим связаны некоторые проблемы, как то:

-                       сохранение и развитие достижений и традиций российской высшей школы;

-                       устранение противоречий структуры степеней и квалификаций Российского высшего образования с установками Болонского процесса;

-                       сохранение фундаментальных знаний на всех уровнях образования с добавлением фактора профессиональных компетенций.

 

Литература:

1.  Сенашенко В.С. Участие в Болонском процессе. // газета «Советский физик».-2004. - № 3(39)

2.  Пузанков Д., Федоров И., Шадриков В. Двухступенчатая система подготовки специалистов // Высшее образование в России. – 2004. – №2.

3.  Смирнов С. Болонский процесс: перспективы развития в России // Высшее образование в России. – 2004. – №1.

4.  Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» – ст.2, п.1, п/п.3