Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

УДК 616-071.2:616-053.4:612.821

Орлова И.И., Синдеева Л.В.

изменчивость телосложения и психологического статуса детей при использовании многомерных дидактических средств

Красноярский государственный медицинский университет

им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого

 В данной статье рассматриваются вопросы физического и психологического развития детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные учреждения, применяющие различные методики воспитания. Применение многомерных дидактических средств оказывает положительные влияние на психологический статус ребенка.

Ключевые слова: телосложение, психический статус, многомерные дидактические средства, соматотип, антропометрия, дети, физическое развитие.

In this article discusses the physical and psychological development of preschool children attending pre-school educational institutions that use different methods of education. The use of multi-dimensional teaching tools has a positive impact on the psychological status of the child.

Key words: constitution, mental status, dimensional teaching tools, somatotype, anthropometry, children, physical development.

Состояние здоровья подрастающего поколения — один из основных индикаторов качества окружающей среды [1].

Общеизвестно, что физическое развитие детей и подростков является одним из информативных показателей уровней оценки здоровья населения. Простота и доступность антропометрических измерений среди детских контингентов, информативность получаемых данных придают физическому развитию наряду с показателями заболеваемости и медико-демографическими данными значение объективного критерия санитарно-гигиенического благополучия населения [2;3]. Сложившаяся в Российской Федерации сложная социально-экономическая ситуация в последние десятилетия на фоне негативной динамики процессов роста и развития детей и подростков обусловливает особую актуальность подобных исследований [4].

Проблема здоровья детей и подростков на современном этапе является одной из самых актуальных и сложных. Ее решение в общеобразовательных учебных заведениях во многом зависит от организации учебного процесса. Многие детские сады и школы на сегодняшний день не имеют необходимых средств, методов и форм, которые бы позволили подготовить фундамент здоровья детей - сформировать у них адаптационные механизмы к физическим и психологическим нагрузкам [5].

В дошкольном и младшем школьном возрасте оптимальная двигательная активность и физическое воспитание являются ведущими факторами в сохранении здоровья, физическом и психическом развитии ребенка [6].

В настоящее время широко распространяются различные авторские педагогические методики тестирования физической подготовленности детей.

Изучая специальную литературу и систематически проводя обследование детей, педагоги пришли к выводу, что современный детский сад и школа без применения новых авторских методик, не может сформировать и поддержать должное физическое развитие и психофизическую подготовленность к той или иной деятельности, а также устранить ряд причин, которые могут привести к заболеванию.

Применение разнообразных по объему и интенсивности физических и психических нагрузок должно быть оптимальным в пределах конкретных, свойственных данному этапу возрастного развития физических, физиологических и психических стандартов, а также педагогических норм [7]. В ран­нем детстве закладываются основы развития мышления ребенка, он постепенно переходит от внешних ориентировочных к мыслительным действиям, используя образы, произвольные формы за­поминания и воспроизведения, развиваются все психологические сферы ребенка [8].

Целью исследования явилось выявление характера изменений соматического и психологического статуса детей под влиянием авторских методик физического воспитания и психологического развития.

Задачи исследования:

  1. Провести антропометрическое обследование детей основной группы и группы сравнения.
  2. Провести анализ наглядно-действенного мышления, внимания, памяти, речи, воображения, эмоциональной, волевой и моторной сфер.

Проведено антропометрическое обследование 74 детей. Из них 41 посещали дет­ский сад, активно использующий многомерные дидактические средства в процессе физичес­кого воспитания, составившие основную группу, а 33 ребенка являлись воспитан­никами детского образовательного учреждения (ДОУ), в котором занятия физичес­кой культурой осуществляются традиционно. Эти дети составили группу сравнения. Методология многомерных дидактических средств включала спортивный комплекс, обучающую дорожку, вестибулярный круг, развивающие игрушки-головоломки и другие развивающие формы и средства. Обследование проводили в условиях ДОУ. Антропометрическое исследова­ние проводилось по методике В. В. Бунака [9]. Определение компонентного состава тела осуществлялось по формулам            J. Mateigka (1921). Определение соматотипа проводилось по индексу            Rees-Eysenck (1945). Статистическая обработка полученных результатов проводилась с использованием непараметрического метода анализа данных. Сравнение двух независимых групп по количественному признаку проводилось с помощью критерия Манн-Уитни. Различия принимались значимыми при р<0,05. Необходимо отметить, что все обследованные подвержены влиянию одинако­вых экологических условий и проживают в Свердловском районе         г. Красноярска.

Для определения психологической готовности к школьному обучению были использованы следующие блоки методик: диагностика наглядно-действенного мышления, внимания, памяти, эмоционально-волевой,  моторной, личностной сфер, воображения и речи.

Исследование показало, что длина тела мальчиков основной группы составляет 114±1,2 см, что достоверно (p<0,05) меньше аналогичного показателя группы сравнения (121,9±3,3 см). При этом масса тела мальчиков в обеих группах в среднем была практически одинаковой (22,1±0,9 кг и 23,6±0,8 кг соответственно). У девочек отмечается аналогичная тенденция по длине и массе тела, однако выраженных различий по данному показателю выявлено не было (109,1±1,6 см и 111,7±2,0 см; 19,2±0,8 кг и 21,7±1,5 кг).

Самым распространенным соматотипом в обеих группах среди мальчиков был нормостенический (73,1% в основной группе и 80% в группе сравнения), астенический и пикнический соматотипы регистрировались нечасто (в основной группе 11,5% и 15,4%, а в группе сравнения 13,3% и 6,7% соответственно). Среди девочек нормостенический соматотип также выявлялся чаще других. Так в основной группе девочек-нормостеников выявлено 66,7%, в группе сравнения 91,7%. Пикнический соматотип в основной группе 6,7%, в группе сравнения не встречался. Астенический соматотип составил соответственно 26,7% и 8,3%.

Анализ данных психологического тестирования выявил ряд важных различий (табл. 1).

Таблица 1

Характеристика показателей психологического статуса детей

Показатели

Высокий уровень,

 % детей

Средний уровень,

% детей

Низкий уровень,

% детей

Основная группа

Группа сравнения

Основная группа

Группа сравнения

Основная группа

Группа сравнения

Наглядно-действенное мышление

48,8

15,6

39

50

12,2

34,4

Внимание

70,7

28,1

19,5

25

9,8

46,9

Память

75,6

31,3

22

53,1

2,4

15,6

Волевая сфера

26,3

5,9

42,1

35,3

31,6

58,8

Речь

73,2

22,6

24,4

64,5

2,4

12,9

Эмоции

75,6

68,8

19,5

28,1

4,9

3,1

Моторика

61

12,1

24,4

36,4

14,6

51,5

Воображение

70,7

25

22

59,4

7,3

15,6

 

 

 

 

 

 

 

 

По показателю наглядно-действенного мышления дети основной группы значительно превосходят детей группы сравнения. Так высокий уровень данного показателя был выявлен у 48,8% детей, занимающихся методикой, включающей многомерные дидактические средства, что в 3 раза больше чем в группе сравнения. Также в основной группе в 2,5 раза чаще регистрировался высокий уровень устойчивости, продуктивности и переключаемости внимания. Почти в 3 раза чаще отмечалось высокоразвитое воображение. Память была лучше развита у детей основной группы. Если среди этих детей высокий уровень памяти отмечался в 75,6% случаев, то в группе сравнения только у 31,3%. Очень редко у детей основной группы регистрировался низкий уровень развития речи. Развитие эмоциональной сферы у детей обоих ДОУ находится на высоком уровне.

Самые выраженные межгрупповые различия были выявлены по показателям волевой сферы и моторики. Так число детей с высокой волевой сферой у детей основной группы было в 4,5 раза больше, чем у детей группы сравнения. Хорошо развитая моторика регистрировалась более чем в 5 раз чаще у детей основной группы.   

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Методика воспитания, включающая многомерные дидактические средства оказывает благотворное влияние на психологический статус растущего организма. Особенно это относится к развитию познавательных процессов, показатели которых у детей основной группы выражены значительно лучше, чем у детей, воспитывающихся по традиционным методикам.

2. Изучение влияния выше упомянутой методики на соматический статус требует дальнейшего более длительного изучения.

Литература:

1.  Масюк В.С. Состояние иммунной системы детского населения Карелии как биомаркер влияния окружающей среды: Автореф. дис. канд. мед. наук. – Архангельск, 2003. — 19 с.

2.  Воронцов И.М. Закономерности физического развития детей и методы его оценки. — Л.: Изд-во ЛПМИ, 1986. — 65 с.

3.  Леонов А. В. Физическое развитие школьников Нижнего Новгорода  // Российский педиатрический журнал. — 2004. — № 3. — С. 10-14.

4.  Масюк В.С., Шабалина И.М. Физическое развитие детей и подростков республики Карелия // Экология человека. – 2006. – №2. – С. 28-33.

5.  Бурханов А.И., Хорошева Т.А. Состояние здоровья учащихся школ различного профиля // Гигиена и санитария. – 2006. – №3. – С. 58-61.

6.  Кучма В.Р. Новые подходы к интеграции профилактических и оздоровительных технологий в образовательном процессе / В.Р. Кучма, П.И. Храмцов, Е.Н. Сотникова // Гигиена и санитария. – 2006. – №1. – С. 61-64.

7.  Двигательная активность детей. Концептуальные и методологические основы / И.И. Ольгин, В.Н. Шурдукалов, В.Л. Тюканов и др. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2008. – 180 с.

8.  Кондратьев С.В. Восприятие как интегративный познавательный процесс и основа для типизации учащихся // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. – 2009. – №12. – С. 87-93. 

9. Бунак В.В. Антропометрия. – М.: Наркомпрос РСФСР, 1941. – 368 с.

 
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.