Рейтинг пользователей: / 25
ХудшийЛучший 

УДК 656.13.08.05

Куликов А.В., Сомова К.В.

К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НА УЛИЧНО-ДОРОЖНОЙ СЕТИ ГОРОДА

Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет 

In the article the review of methods of an estimation of a condition of traffic safety on a city road network is submitted.

Keywords: street-travelling network; safety of travelling motion; method.

В статье представлен обзор методов оценки состояния организации безопасности дорожного движения и статистика ДТП на улично-дорожной сети города Волгограда

Ключевые слова: улично-дорожная сеть; безопасность дорожного движения; метод.

Для оценки состояния организации безопасности дорожного движения используют следующие методы: метод, основанный на анализе данных о ДТП; метод коэффициентов аварийности; метод коэффициентов безопасности; метод конфликтных точек [1].

Методы выявления опасных участков на основе данных о ДТП следует применять для оценки безопасности движения на существующих дорогах при наличии достаточно полной и достоверной информации о ДТП за период не менее 3-5 лет. При отсутствии таких данных, должны использоваться: метод коэффициентов аварийности, основанный на анализе и обобщении данных статистики ДТП; методы коэффициентов безопасности и конфликтных ситуаций, основанные на анализе графиков изменения скоростей движения по дороге.

Метод коэффициентов аварийности основан на определении итогового коэффициента аварийности. По значениям итоговых коэффициентов аварийности строят линейный график. На него наносят план и профиль дороги, выделив все элементы, от которых зависит безопасность движения (продольные уклоны, вертикальные кривые, кривые в плане, мосты, населенные пункты, пересекающиеся дороги и др.). На графике фиксируют по отдельным участкам среднюю интенсивность движения по данным учета дорожных организаций или специальных изыскательских партий, а для проектируемых дорог - перспективную интенсивность движения. Условными знаками обозначают места зарегистрированных в последние годы ДТП.

Метод коэффициентов безопасности учитывает движение одиночного автомобиля, что характерно для условий движения на дорогах с малой интенсивностью или часов спада движения на более загруженных дорогах. Это не препятствует его использованию для дорог всех типов, поскольку при высокой интенсивности движения обгоны практически исключаются.

Метод конфликтных ситуаций используется при разработке проектов реконструкции сложных участков дорог. Под конфликтной понимается дорожно-транспортная ситуация, возникающая между участниками дорожного движения или движущимся автомобилем и обстановкой дороги, при которой возникает опасность дорожно-транспортного происшествия, если в действиях участников движения не произойдет изменения и они будут продолжать движение. Для использования метода конфликтных ситуаций необходимы данные о режимах движения, получаемые при помощи автомобилей-лабораторий.

Показателем наличия конфликтной ситуации является изменение скорости или траектории движения автомобиля. Степень опасности этой ситуации характеризуется отрицательными продольными и поперечными ускорениями, возникающими при маневрах автомобилей.

Конфликтные ситуации по степени опасности делятся на три типа: легкие, средние, критические. Число конфликтных ситуаций каждого типа определяется при реконструкции дорог методом наблюдений, а при новом строительстве методами математического моделирования.

Моделирование позволяет спрогнозировать возможность возникновения конфликтных ситуаций и провести оценку ущерба от ДТП [2]. Знание размеров ущерба дает возможность объективно оценивать масштабы и значимость проблемы дорожно-транспортной аварийности, определять объемы финансовых, материальных ресурсов, которые необходимо и целесообразно направлять на ее решение, оценивать эффективность различных мероприятий и целевых программ, направленных на сокращение аварийности. Оценка стоимости потерь от ДТП и доведение этой информации до населения имеет мощный социально-психологический эффект: эта информация предупреждает людей об угрозе их жизни и здоровью, способствует осознанию ими значения мероприятий и формированию общественной поддержки для их внедрения [3].

Количественный анализ ДТП обеспечивает получение цифровых показателей состояния аварийности, их составление по месту совершения (страна, регион, область, город, район, улица, участок дороги, перекресток и др.) и времени их совершения (год, месяц, день, час и др.) с целью выявления общих тенденций изменения. Различают абсолютные показатели (общее количество ДТП, число погибших и раненых, суммарный ущерб от ДТП) и относительные показатели (число ДТП, приходящихся на: 100 тыс. жителей; 1 тыс. транспортных средств; 1 тыс. водителей; 1 км участка дороги; 1 млн. км пробега и др.). В табл. 1 приведены сведения о состоянии аварийности в г. Волгограде [4].

Величина социально-экономического ущерба в результате дорожно-транспортного происшествия (далее – ущерб) включает в себя несколько составляющих: ущерб в результате гибели и ранения людей; ущерб в результате повреждения транспортных средств; ущерб в результате порчи груза; ущерб в результате повреждения дороги.

Ущерб в результате гибели и ранения людей составляет самую значительную часть ущерба от ДТП и включает в себя следующие социально-экономические параметры: экономические потери из-за выбытия человека из сферы производства; социально-экономические потери государства при выплате пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, а также при оплате лечения в больницах и временной нетрудоспособности; социально-экономические потери из-за гибели детей.

Таблица 1

Сведения о состоянии аварийности в г. Волгограде за 2000 – 2010 гг.

п/п

Годы

Количество ДТП

Погибло

Ранено

Всего

Детск.

Всего

Дет.

Всего

Дет.

1

2000

858

124

129

6

938

125

2

2001

857

119

127

9

912

113

3

2002

979

130

108

3

1097

130

4

2003

1120

139

137

6

1349

142

5

2004

1189

144

140

4

1354

146

6

2005

1187

148

149

1

1384

155

7

2006

1198

148

118

4

1360

152

8

2007

1336

153

137

1

1616

162

9

2008

1306

149

119

5

1508

151

10

2009

1179

115

138

7

1403

119

11

2010

1162

121

108

3

1344

126

 

Величина ущерба от ДТП оценивается на основе расчета прямых и косвенных народно-хозяйственных потерь. К прямым (непосредственным) относятся потери владельцев подвижного состава автомобильного транспорта, службы по эксплуатации дорог и ликвидации последствий ДТП и грузоотправителей, затраты ГИБДД и юридических органов на расследование дорожно-транспортных происшествий, медицинских учреждений на лечение потерпевших, предприятий, сотрудники которых стали жертвами аварий (оплата бюллетеней, выдача пособий), затраты государственных органов социального обеспечения (пенсии) и страховые выплаты. К косвенным относятся потери народного хозяйства вследствие временного или полного выбытия человека из сферы материального производства, нарушения производственных связей и моральные потери.

Для оценки потерь из-за выбытия человека из сферы материального производства используется метод общих доходов. Основой этого метода является выражение в денежной форме экономической пользы, которую общество получит благодаря тому, что предотвратит гибель человека в ДТП. При таком подходе собственное потребление человека рассматривается как составная часть государственной прибыли, полученной от производственной и социально-экономической деятельности отдельных граждан. В статье [3]  приведены результаты расчетов величин ущерба от ДТП в результате гибели и ранения людей в г. Волгограде за 2005-2007.

В состав субъектов, которым непосредственно наносится ущерб от повреждения ТС в ДТП, входят: владельцы транспортных средств; владельцы груза. При расчете по каждому субъекту учитываются составляющие ущерба, расходы по которым они несут.

Владельцы транспортных средств: стоимость работ по спасению транспортного средства; стоимость работ по эвакуации транспортного средства; величина ущерба в случае невозможности восстановления транспортного средства; стоимость работ по восстановлению (ремонту) транспортного средства; величина утраты товарной стоимости транспортного средства в результате ремонтных работ; судебные издержки; величина ущерба из-за затрат времени, связанных с расследованием дорожно-транспортного происшествия и возмещением убытков; невостребованная часть страхового возмещения за транспортное средство.

Владельцы груза: величина ущерба вследствие срыва договорных обязательств по перевозке грузов и пассажиров; величина ущерба из-за повреждения груза или уничтожения груза; невостребованная часть страхового возмещения за груз.

Методика предусматривает проведение расчетов по оценке ущерба для следующих видов транспортных средств: легковые автомобили (отечественные, импортные); грузовые автомобили, включая состав прицепов (отечественные, импортные); автобусы (отечественные, импортные); мототранспортные средства. В статье [3] представлены результаты расчетов ущерба от повреждения транспортных средств в дорожно-транспортных происшествиях в г. Волгограде в период 2005-2007 гг.

Необходимо отметить, что величина ущерба от повреждения транспортных средств в дорожно-транспортных происшествиях с годами возрастает.

 

Литература

1. Методы оценки состояния организации безопасности дорожного движения на улично-дорожной сети города / Ю.А. Побединский, Н.Г. Рудь, А.В. Куликов, К.В. Сомова // Молодёжь и научно-технический прогресс в дорожной отрасли Юга России : матер. IV науч.-техн. конф. студ., аспир. и молодых учёных, Волгоград, 11-14 мая 2010 г. / ВолгГАСУ. - Волгоград, 2010. - C. 153-157.

2. Побединский, Ю.А. Модели, разрабатываемые для оценки эффективности дорожно-транспортных комплексов / Ю.А. Побединский, А.В. Куликов, В.А. Лукин // Молодёжь и научно-технический прогресс в дорожной отрасли Юга России (г. Волгоград, 13-15 мая 2009 г.): матер. III науч.-техн. конф. студ., аспир. и мол. учёных / Волгогр. гос. архит.-строит. ун-т. - Волгоград, 2009. - C. 44-48.

3. Рудь, Н.Г. К вопросу определения экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий в г. Волгограде / Н.Г. Рудь, А.В. Куликов // Молодёжь и научно-технический прогресс в дорожной отрасли Юга России (г. Волгоград, 13-15 мая 2009 г.): матер. III науч.-техн. конф. студ., аспир. и мол. учёных / Волгогр. гос. архит.-строит. ун-т. - Волгоград, 2009. - C. 91-96.

4. Нестеров, Р.С. Оценка состояния организации безопасности дорожного движения на улично-дорожной сети г. Волгограда / Р.С. Нестеров, А.В. Куликов, К.В. Сомова // Молодёжь и научно-технический прогресс в дорожной отрасли Юга России : матер. V междунар. науч.-техн. конф. студентов, аспирантов и молодых учёных (г. Волгоград, 11-13 мая 2011 г.) / Волгогр. гос. архит.-строит. ун-т. - Волгоград, 2011. - C. 115-119.

 

 
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.