Рейтинг пользователей: / 27
ХудшийЛучший 

УДК 656.135.073:519.2

Фирсова С.Ю., Куликов А.В.

К ВОПРОСУ ВЕРОЯТНОСТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТАПОВ ПЕРЕВОЗОЧНОГО ПРОЦЕССА СТРОИТЕЛЬНЫХ ГРУЗОВ Волгоградский государственный технический университет

The probabilistic nature of the stages is modeling the transportation process to determine the optimum regimes of cars and loading/unloading mechanisms to ensure the efficiency of road transport in the system of housing construction.

Keywords: model; the sample size; adequacy; probability; simulation modeling; housing construction; transport of goods.

В работе рассматривается моделирование вероятностного характера этапов перевозочного процесса с целью определения оптимальных режимов работы автомобилей и погрузо-разгрузочных механизмов, обеспечивающих эффективность функционирования автомобильного транспорта в системе жилищного строительства.

Ключевые слова: модель; объем выборки; адекватность; вероятность; имитационное моделирование; жилищное строительство; перевозка грузов.

Повышение эффективности функционировании автомобильного транспорта в системе жилищного строительства достигается совершенствованием организации и технологии перевозочного процесса строительных грузов. Процесс перевозки необходимо рассматривать с позиции системного подхода.

Огромный объем работ, выполняемых транспортом при перевозке грузов, широкая номенклатура материалов и изделий, большое количество грузоотправителей и грузополучателей — все это можно рационально увязать между собой, используя современные математические модели и методы [5].

Ценность моделей заключается в том, что они дают возможность более глубоко при меньших затратах времени и средств изучить неясные характеристики поведения системы [2].

При математическом моделирование процесса перевозки необходимо ответить на следующие вопросы: На сколько точной должна быть необходимая информация? Какими будут последствия ошибочных данных?

Технологические операции процесса перевозки неоднородны и сильно отличаются своей продолжительностью. Процесс перевозки груза является многоэтапным и многооперационным процессом с большой технологической, эксплуатационной и экономической разнородностью операций. Изучаемый  процесс имеет циклический характер. Циклы отдельных процессов перевозки грузов колеблются во времени. Каждый повторяющийся цикл перевозки груза слагается из отдельных этапов, находящихся в тесной взаимосвязи и одинаково направленных, так как их конечная цель – достичь пространственной смены положения грузов. Комплекс этих циклов, слагающихся в цикл перевозки, создает перевозочный процесс.

Продолжительность процесса перевозки груза определяется временем выполнения этапов: подготовка груза к перевозке, погрузка, транспортирование, разгрузка, подача подвижного состава под погрузку и складирование [1, 3, 4].

Длительность выполнения этапов перевозочного процесса носит вероятностный характер. При изучении этапов перевозочного процесса возникает потребность определения минимального числа повторных наблюдений, необходимых для получения статистических характеристик, с требуемой точностью и заданной надежностью. Это связано с большой трудоемкостью, экономическими и временными затратами, возникающими при наблюдении и проведении натурных экспериментов.

При организации выборочного наблюдения для определения необходимого  объема выборки рекомендуется пользоваться разработанной методикой [1, 5].

Для подтверждения методики был проведен эксперимент с использованием разработанной имитационной программы. Программа позволяет имитировать случайные величины различной мощности по заранее заданным законам распределений и параметрам моделирования. Адекватность теоретического распределения экспериментальным данным, полученным в результате имитационного моделирования, определялась с использованием критерия согласия Пирсона [1, 5].

 

Литература

  1. Вельможин, А.В. Адекватность использования математического моделирования при описании эксперимента в производственно-транспортных системах / А.В. Вельможин, А.В. Куликов, С.Ю. Фирсова // Изв. ВолгГТУ. Серия "Наземные транспортные системы". Вып. 3 : межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. - Волгоград, 2010. - № 10 (70). - C. 136-138.
  2. Вельможин А.В., Гудков В.А., Миротин Л.Б. Теория транспортных процессов и систем. - М.: Транспорт, 1998. - 167 с.
  3. Вельможин, А.В. К вопросу определения минимального количества ездок автомобиля при перевозке ЖБИ на строящийся объект / А.В. Вельможин, А.В. Куликов, С.Ю. Фирсова // Изв. ВолгГТУ. Серия "Наземные транспортные системы". Вып. 3 : межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. - Волгоград, 2010. - № 10 (70). – С. 134-135.
  4. Грузовые автомобильные перевозки: учебник. Доп. УМО по образованию в области транспортных машин и транспортно-технологических комплексов / А.В. Вельможин, В.А. Гудков, Л.Б. Миротин, А.В. Куликов. - М.: Горячая линия - Телеком, 2006. - 560 с.
  5. Куликов, А.В. Математические модели и их адекватность в производственно-транспортных системах / А.В. Куликов, А.В. Вельможин, С.Ю. Фирсова // Технология, организация и управление автомобильными перевозками: сб. науч. тр. № 3 / Сибирская гос. автомобильно-дорожная академия (СибАДИ). - Омск, 2010. - C. 159-164.

 

 
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.