Рейтинг пользователей: / 6
ХудшийЛучший 

УДК 656.225.073.436

Островский А.М., Былков П.В.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ

Сибирский государственный университет путей сообщения 

This paper is dedicated to improving the hazardous freight transportation by means of information technology.

Keywords: transportation of dangerous goods, information technology, information management system.

Эта работа посвящена совершенствованию перевозки опасных грузов с помощью информационных технологий.

Ключевые слова: перевозка опасных грузов; информационные технологии; информационно-управляющая система.

Перевозка грузов и пассажиров в настоящее время претерпевает качественные изменения. С одной стороны это связано со стремлением повысить эффективность работы транспорта, снизить издержки, уменьшить стоимость перевозок, соблюдать сроки доставки грузов и обеспечивать их сохранность – то, что в большей степени продиктовано развивающимися рыночными отношениями и связанной с ними конкурентоспособностью железнодорожных перевозок.

Другая же сторона имеет более глубокие корни – на всем протяжении существования нашей цивилизации постоянно сокращаются интервалы между качественными сменами техники и технологий – это так называемый закон времени [1]. Так если гужевая тяга служила на протяжении тысяч лет, то паровой хватило всего на сотню лет. На сегодня прорывы, скачки и смена технологий происходит уже через 5-10 лет, а по научным прогнозам в скором будущем подобные изменения будут происходить через 3-5 лет – наглядным примером являются новые средства связи и преобразование вычислительной техники. Современные условия диктуют обязательное внедрение и использование информационных технологий – информационно-управляющих систем во все сферы нашей жизни.

Самой большой проблемой области информатизации  железнодорожного транспорта является ее фрагментарность, «лоскутность». Создано огромное количество систем, автоматизирующих отдельные бизнес-процессы, а чаще даже отдельные задачи и функции. При этом системы зачастую не связаны друг с другом, используют собственные хранилища оперативной и нормативно-справочной информации. Отсутствуют регламенты поддержания актуальности, синхронизации данных в разных системах. Многие используемые средства автоматизации не соответствуют современным требованиям. На современном этапе развития информационных технологий на первый план ставится создание единого информационного пространства, которое включает в себя единое пространство данных, единое методологическое пространство и единое пространство функционала [5].

В стратегию развития ОАО «РЖД» заложен переход на единую информационно-управляющую систему, которая бы по функциональным возможностям объединяла имеющееся на сегодня большое количество информационно-управляющих и информационно-справочных систем, а также расширяла области их применения и перечень возлагаемых на них задач.

Что же касается перевозки опасных грузов – эта особая часть номенклатуры грузов и в будущем останется особой. Объемы перевозок опасных грузов железнодорожным транспортом составляют более 25 % от общего и ежегодно возрастают. Увеличиваются экспорт и импорт, возрастает средняя дальность перевозок, которая на сегодня составляет более 2 тыс. км.  Перечень опасных грузов, предъявляемых к перевозке, насчитывает около пяти тысяч наименований. Из-за присущих опасным грузам свойств их перевозка требует постоянного внимания и непрерывного контроля. Человеку трудно постоянно сохранять внимание на высоком уровне – тем более, когда необходимо работать с огромным потоками разнообразных данных. В этом случае на помощь приходят информационные системы, адаптированные под конкретные задачи.

Разработаны и применяются информационно-справочные системы по перевозке опасных грузов, а также предупреждению и ликвидации аварийных ситуаций. Своевременные и верные действия лиц принимающих решения могут сохранить груз и жизни людей. А быстрая ликвидация последствий аварийных ситуаций, правильное использование имеющихся технических средств, создание безопасных условий работы в зоне аварии, оказание первой помощи пострадавшим зависят, прежде всего, от правильной оценки сложившейся обстановки, знаний опасных свойств находящихся в зоне аварий грузов.

Поэтому на железнодорожном транспорте должны совершенствоваться технологии перевозок опасных грузов, информационная система, обеспечивающая быстрое извещение соответствующих служб об опасности при аварийных ситуациях, а также технология безопасной ликвидации последствий аварий и восстановления движения поездов.

В 1998 - 2000 гг. на железных дорогах внедрена Автоматизированная информационно-справочная система (АИСС) «Опасные грузы», разработанная научно-исследовательским сертификационным центром НВСЦ «ТРАНСГРУЗ» (Сибирский государственный университет путей сообщения). Этот программный продукт и последующие его версии предназначены для информационного сопровождения перевозок опасных грузов железнодорожным транспортом.

Данная АИСС представляет собой подробный справочник по опасным грузам, разработанный на основе Правил перевозок опасных грузов, Правил безопасности и порядка ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам, Алфавитного указателя опасных грузов, допущенных к перевозке (Приложение 2 к СМГС) [6].

Внедрение данной информационно-справочные системы безусловно имело значительный экономический эффект и повысило безопасность перевозок, но на текущий момент требуются более совершенные системы, способные решать ряд дополнительных задач.

Одно из направлений таких задач – исключение причин человеческого фактора при возникновении аварийных ситуаций, облегчение труда работников железнодорожного транспорта связанных с перевозкой опасных грузов и управлением перевозочным процессом.

Также надо учитывать, что проектирование отдельной системы регулирующую перевозку только опасных грузов не имеет смысла – главная задача всех ведомств и структур железнодорожного транспорта, наоборот, в интеграции и объединении работы в информационном пространстве.

Для реализации выше перечисленного анализируются функциональные возможности всех имеющихся информационных и автоматизированных систем, работа всех причастных к перевозочному процессу должностных лиц, обязанности грузоотправителей и грузополучателей по всем нормативным документам и правилам связанных с перевозкой опасных грузов. Выявляются еще не охваченные процессом информатизации места, недостатки в существующих системах и разрабатывается комплекс предложений, задач и их решений, который ляжет в основу работы с опасными грузами в новой единой информационно-управляющей системы перевозок железнодорожным транспортом России.

В качестве примера выявления недостатков при анализе существующих информационных систем служат следующие моменты. В имеющихся информационно-управляющих системах в большинстве случаев заложена информация только о нахождении в составе поезда вагона с опасным грузом, информация о грузе (номер ООН, номер аварийной карточки), но нет ни логической обработки действий работников с вагоном, с составом, ни проверки соответствий нормам и правилам состояния вагонов, нормам прикрытия. На всех этапах работы с опасными грузами остается человек. Информационно-справочные системы функционально не связаны с управляющими системами. Не отлажена система оперативного обновления базы данных по правилам перевозки и другим нормативным документам, связанным с перевозкой опасных грузов.

Несколько примеров предложений по совершенствованию информационно-управляющей системы по перевозке опасных грузов:

  • Перевести отметки о техническом состоянии вагонов с бумажных носителей в электронный вид и автоматизировать выдачу справок об исправности вагонов. До начала погрузки – реализовать запрет на подачу вагонов, у которых имеется отметка о технической неисправности или до планового ремонта осталось менее 15, а для цистерн 30 суток [2].
  • Реализовать автоматическую проверку соответствия типа вагона для перевозки конкретных опасных грузов при оформлении железнодорожной транспортной накладной, а также проверку на совместимость совместно перевозимых грузов при оформлении перевозки мелкими отправками.
  • При оформлении реализовать запрет на отправку груза наливом, если по правилам такая перевозка для данного груза запрещена [3].
  • При формировании  составов, система должна автоматически производить анализ совместной перевозки вагонов с опасными грузами в составе одного поезда, норм прикрытия, выявлять несоответствия.
  • В процессе перевозки реализовать автоматический контроль и постоянную проверку действий оперативных работников на соответствие их правилам перевозки опасных грузов.
  • Справка о поезде в системе ГИД должна быть снабжена меню, исполнив пункты которого, можно сразу получить наличие вагонов с опасными грузами и подробную информацию из базы данных по каждому конкретному грузу, не вводя при этом его наименования или номера ООН.
  • Во время нахождения вагонов с опасными грузами на станциях, их переработки и технологических операций с ними  – реализовать проверку  соответствия технико-распорядительным актам, техпроцессам и другим правилам работы с опасными грузами.
  • После выгрузки – реализовать автоматическую проверку наличия справки (отметки) об очистке и выполнении необходимых работ по обеззараживанию (дегазации), если они требовались по правилам [3].

Выявление недостатков и работа над формированием комплекса предложений должна вестись параллельно с работой основных научных центров по созданию и разработке единой информационной системы, ее принципов и структуры. Новая информационно-управляющая система по перевозке опасных грузов должна взаимодействовать с основными проектируемыми системами, например единой корпоративной автоматизированной интегрированной системой идентификации и мониторинга местоположения подвижного состава (ЕК АИС МПС)  и АСОУП-2К. Разрабатываемые новые системы должны соответствовать принципам, заложенным в основу АСУ ШИНА, которую планируется использовать для интеграции всех информационных систем.

Помощью по этому направлению должно являться сотрудничество с основными разработчиками информационных технологий для железнодорожного транспорта. Требования к программному обеспечению, правильно сформулированные в техническом задании, обеспечивают до 40% успеха конечного программного продукта.

На протяжении многих лет ведущей проектной организацией в области разработки IT-технологий на железнодорожном транспорте является ПКТБ ЦКИ [4]. Одним из современных проектов ПКТБ ЦКИ является создание единой корпоративной автоматизированной интегрированной системы идентификации и мониторинга местоположения подвижного состава (ЕК АИС МПС) – в задачи которой входит объединение информации о местоположении подвижного состава, поступающей из различных источников, и предоставление интегрированной информации всем автоматизированным системам единого информационного пространства. Также в ПКТБ ЦКИ ведется работа над развитием АСУ Грузовыми Перевозками (АСУ ГП). Продолжается работа в данном направлении и в других организациях с общей координацией работ в проектном офисе ПКТБ ЦКИ.

Процесс реализации планов стратегии развития ОАО «РЖД» идет, и у каждого есть возможность помогать ускорению этого процесса, а главное повлиять на эффективность получаемых результатов.

Общее предложение по проектированию единой информационно-управляющей системы для железнодорожного транспорта – переход на безбумажную технологию работы. Все журналы по техническому состоянию объектов инфраструктуры и подвижного состава, а также все справки, выдаваемые на их основе должны быть в электронном виде. Информация по любым вопросам должна быть доступна для обработки в информационно-управляющей системе.

Совершенствование информационных технологий по перевозки опасных грузов – перспективное направление по повышению безопасности. Оно не требует значительных капитальных вложений и эксплуатационных затрат, так как может осуществляться за счет интенсификации использования уже применяемых технических средств. Текущая техническая оснащенность рабочих мест железнодорожников современной вычислительной техникой и имеющаяся высокоскоростная сеть передачи данных позволяет без значительных затрат обеспечить внедрение и функционирование почти любой информационной технологии.

 

Литература:

1.  Достаточно общая теория управления. Постановочные материалы учебного курса факультета прикладной математики – процессов управления Санкт-Петербургского университета (1997-2004 гг.) (Вторая редакция 2003-2004 гг.). М.: НОУ «Академия управления», 2011, 416 с.

2.  Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам. М.: МПС РФ, СГУПС, 1997, 435 с.

3.  Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам. – Новосибирск: «Манускрипт», 2009, 551 с.

4.  Митюхин В.Б. На службе сохранения единого информационного пространства. // Автоматика, связь, информатика №7, 2011, с. 12-13.

5.  Кузнецов А.В. Интеграция систем: подходы и решения. // Автоматика, связь, информатика №7, 2011, с. 14-15.

6.  Островский А.М., Гребенюк Л.А. Повышение эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами на железнодорожном транспорте при помощи информационных технологий. // Вестник СГУПСа, выпуск 16. Новосибирск: СГУПС, 2007, с. 215-219.

 

 
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.