Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

Кашкина Л.В.

МАРГИНАЛЬНОСТЬ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА МОНОПРОФИЛЬНОГО ГОРОДА

Северный арктический федеральный университет

 

This work is concept and approaches in the study of the phenomenon of marginality, аbout the peculiarities of marginal processes and marginalized groups in single-industry towns.

Keywords: marginality marginal single-industry cities the social space social relations a system of values

Эта работа об основных понятиях и подходах в изучении феномена маргинальности, об особенностях маргинальных процессов и маргинальных групп в монопрофильных городах.

Ключевые слова: маргинальность, маргиналы, монопрофильный город, социальное пространство, социальные отношения, система ценностей.

В современном научном мире существует несколько подходов к пониманию феномена  маргинальности: социально-философский, междисциплинарный, цивилизованный, структуралистский, в  которых выделяют структурную, социальную, ролевую и другие виды маргинальности. Изучение маргинальности можно рассматривать с позиции исследования  процесса перемещения группы или индивида из одного состояния в другое или исследования состояния социальных групп, находящихся в особом маргинальном положении в социальной структуре.

Понимание сущности маргинальности зависит от исторического и социокультурного контекстов и  во многом определяется спецификой конкретной социальной действительности и тех форм, которое это явление в ней приобретает. Маргинальность в социологическом понимании означает пограничное, промежуточное или переходное состояние. Маргинализация – это устойчивое или явно выраженное пограничное состояние человека или социальной группы по отношению к другим группам или социальным общностям. Понятие маргинал означает психолого-поведенческую характеристику личности, находящуюся в состоянии маргинальности. Термин  «маргинальная личность» был предложен Робертом Парком для обозначения самосознания и культурного статуса иммигрантов, оказавшихся в процессе адаптации к новому для них образужизни.

Феномен маргинальности Парк трактовал как промежуточное положение человека, одновременно существующего в двух разных культурных группах.[1] Е. Хьюз считал маргинальность  продуктом смешений расовых, культурных аспектов и социальной мобильности, когда социальное изменение и восходящая мобильность могут стать причиной маргинальности для членов любой группы. [2]

 Маргинальность как следствие конфликта с общепринятыми нормами рассматривал  Ж.Леви-Страже.  В отечественной науке активное изучение маргинальности началось с конца 1980 годов, когда возникла необходимость понимания и переосмысления социальной реальности и кризисных явлений в советском и постсоветском пространстве. В настоящее время маргинальность относится скорее к социально-экономическим и структурным изменениям в обществе и маргинальность в обществе отражает скорее негативный смысл, обозначая человека лишившегося социального статуса в обществе. Современная российская действительность вносит свои коррективы в понятие «маргинальность». Сегодняшние маргинальные группы в России обусловлены социальными переменами последних десятилетий. По мнению отечественного ученого  Т. Шибутани маргинальный статус является следствием  противоречий структуры общества в изменяющихся условиях.[3] И.П. Попова предлагает двухуровневую трактовку маргинальности в контексте социальной мобильности.[4] В работах С.А. Красильникова феномен маргинальности связан с ущемлением политических, гражданских прав и свобод.[5]

Социальные процессы в России отличаются большим своеобразием и многозначностью. По мнению Н.И.Лапина, Россия переживает универсальный социокультурный кризис, в который вовлечены все основные социальные отношения, различные сферы жизни социума. [6]Становление нового общественного строя, сопровождается процессами разрушения и ресоциализации, что приводит к выраженному социальному расслоению российского общества, к переходу значительной части населения из одних социальных групп в другие, к потере целостности и самоидентичности личности. Период, переживаемый сегодня российским обществом, характеризуется глубокими изменениями социальных структур, кризисом самоопределения личности, когда маргинализация становится одной из основных характеристик состояния современной социальной структуры российского общества. Практически безвыходная ситуация которая сложилась в особых «зонах маргинальности» в районах Крайнего Севера, наукоградах и в монопрофильных городах вынуждает к пассивным мерам социальной политики по отношению в том числе к наиболее активным группам трудоспособного населения, которые в результате антисоциальной политики градообразующих предприятий пополняют ряды безработных - представителей маргинальных групп. [7]Рассматривая маргинальность как характеристику социокультурного пространства монопрофильного города,  следует отметить особенности данного типа поселения. Монопрофильный город  можно определить как  обособленную общность  людей, которая является частью макросистемы, представляющую собой особый тип социальной организации, который характеризуется  единством города и градообразующего предприятия, а также моноцентричным  характером экономики, связанным с выполнением определенной общественно значимой функции в макросистеме.

Социальная среда монопрофильного города изменяется в соответствии с изменившейся экономической организацией - концентрацией населения, расширением рынков, разделением труда, развитием транспортной сети. На основе этих изменений происходят соответствующие изменения в привычках, чувствах и характере населения моногорода. Представители современных маргинальных групп монопрофильных городов коренным образом отличаются как от традиционных представителей маргиналов-эмигрантов, выходцев из культурной среды так и от представителей маргинальных групп крупных городов и мегаполисов. Их появление и особенности обусловлены социальными переменами последних десятилетии, а также спецификой монопрофильных поселений.

В основе проблем  монопрофильного города особая роль принадлежит социальным проблемам. Достижение социального равновесия и порядка в условиях монопрофильного города становится острой проблемой на фоне сравнительного благополучия больших городов. В период реформ из множества городских поселений России наибольшую социальную цену заплатили жители монопрофильных городов.[8] Стагнация подсистем социальной и экономической сферы монопрофильного города  сопровождается резким снижением качества жизни населения.

Трансформация социальных отношений в монопрофильных городах с изменениями внешней среды и появление в связи с этим  новых потребностей у населения способствует формированию так называемой маргинальной личности, другими словами маргинальная часть населения монопрофильных городов – это символ трансформации социальных отношений в моногородах. Проблемы социокультурной маргинальности в монопрофильных городах можно рассматривать с точки зрения провинциальности городской жизни.

Провинциальную ментальность, свойственную жителям монопрофильных городов  можно рассмотреть как некую социокультурную амбивалентность, которая заключается в неоднозначности и неустойчивости как к новому так и к традиционному. Например, жители монопрофильных городов зачастую испытывают одновременное влечение и неприязнь к большим городам. Провинциальность является симптомом маргинальности и предстает в виде феномена сознания и поведения в маргинальном пространстве - в ситуации позиционирования смыслов, групп, событий. Жизнеспособность городского социума в монопрофильных городах определяется не только реальным уровнем благосостояния людей, но и восприятием условий существования, на которое оказывают влияние система ценностей.

Если рассматривать маргиналов как людей потерявших локус бытия, то на уровне обыденного сознания эта ситуация представляется как утрата однозначности и определенности контекста жизни. Отличительными характеристиками маргинальной личности являются: обостренная рефлексия, скептическое отношение к окружающему миру, психологическая отчужденность, внутренняя противоречивость. В результате развития маргинальных процессов в монопрофильных городах у значительной части населения вырабатывается определенная система ценностей, где особое место занимает  крайний индивидуализм, враждебность, социальное нетерпение, склонность к упрощенным максималистским суждениям. При этом такая система ценностей оказывает влияние на политическое развитие общества, что актуально в период политических реформ.

Состояние маргинальности как отсутствие целостности и комфорта социального окружения становится преобладающим у значительной части населения монопрофильных городов.  Экономическая маргинализация части населения моногородов обусловлена сокращением числа рабочих мест на градообразующем предприятии и острого дефицита рабочих мест для безработных. В монопрофильных городах представителям  таких маргинальных групп как безработные, студенты, пенсионеры не сумевшим адаптироваться в новых социальных условиях,  необходимо уделять особое внимание, поскольку именно они могут стать фактором острой социальной напряженности.Решение проблем по демаргинализации групп населения монопрофильных городов зависит от их устойчивого экономического роста и требует преобразования внутренней и внешней среды. Внешние преобразования могут происходить при государственной поддержке на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Внутренние преобразования возможны при активном участии местного населения,  поскольку человеческий фактор имеет высокую значимость в решении  проблем монопрофильных городов. Высокий уровень социально-политической нестабильности в монопрофильных городах способствует проявлению агрессии  и протеста у населения, внутреннюю готовность которого сдерживает лишь преобладание политического иждивенчества и стремление к политической безопасности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что маргинальность,  являясь признаком современных социальных процессов в обществе,  особенно ярко проявляется в условиях   трансформации социальных отношений в социокультурном пространстве монопрофильного города.  Где ослабление и даже разрушение традиционных социальных институтов обостряют  проблемы человеческого самоопределения в условиях социальной напряженности и тревожности, существующих в монопрофильных городах.

 
Литература:

1.  Park  R. Human migration and the migration man//American Journal of  Sociology/Chicago,1938.Vol.33№6..P.879-854

2.  Hughes E.C. Social change and status protest: An essay on the marginal man//Phulon-Atlanta, 1945.Vol.10.№1.С.63

3.  Шибутани Т. Социальная психология, 1969.С.468.

4.   Попова И.П. Маргинальность.Социологический анализ:Учебное пособие.М.:1996

5.  Красильников С.А. На изломах социальной структуры: Маргиналы в послереволюционном российском обществе-Новосибирск, НГУ,1998

6.  Лапин Н.Е.Социальные ценности и реформы в кризисной России//Социологические исследования.1993.№9.С.20

7.  По материалам конференции "Маргинальность в современной России: общие тенденции, региональная специфика" (апрель 1999 г., июнь 2000 г.), поддержанных Московским общественным научным фондом

8.  Дрегало А.А., Ульяновский В.И. Социология социальных трансформаций: В 2-х тт. Т.1 Региональный социум 1989-1998:от надежды к разочарованию. Монография.- Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет.2010.-С 492.

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.