Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

УДК 796.015.5:796.926

Шканова М.И.

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗВИТИЯ КООРДИНА­ЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У СПОРТСМЕНОВ-ГОРНОЛЫЖНИКОВ ЮНОГО ВОЗРАСТА

Уральский государственный университет физической культуры

 

This article deals with the necessity of building up and developing high coordination skills in training young downhill racers. Development of coordination in young age is viewed as basis of acquiring professional technical skills.

Key words: physical qualities; coordination; alpine skiing; young downhill racers; training.

В статье рассматривается необходимость формирования и развития высоких координационных навыков при подготовке  горнолыжников юного возраста. Автор считает развитие координации в данном возрасте основой успешного овладения профессиональными техническими умениями.

Ключевые слова: физические качества; координация; горнолыжный спорт; юноши; спортивная тренировка.

За последние годы наблюдается резкий скачок улучшения результатов в большинстве видов спорта. Это связано с выраженным увеличением объема и интенсивности физических нагрузок, а также со значительным                омоложением занимающихся спортом. Современный спорт заметно помолодел, и горнолыжный спорт не является здесь исключением. На этапах кубка мира по горнолыжному спорту успешно выступают 19летние  спортсмены. Именно акселерация, ускорение темпов роста современных детей, способствует развитию тенденции к все более ранней спортивной специализации. Таким образом, подростковый возраст — это не только первые шаги в спорте, но и период напряженных тренировочных и соревновательных нагрузок. Следует подчеркнуть, что в отличие от взрослого на детский организм при занятиях спортом падает двойная нагрузка, так как перед ним стоят две задачи: 1) обеспечить адаптацию к большим физическим нагрузкам и психо­эмоциональным напряжениям и 2) исполнить функцию роста и развития.

При правильной методике тренировки и соблюдений научных педаго­гических принципов, учитывающих анатомо-физиологические особенности данного возрастного периода, первая задача может быть решена, тем самым значительно способствуя и осуществлению второй. Недостаточное внимание тренера при организации тренировок к анатомо-физиологическим особенно­стям растущего организма и границам сенситивных периодов в формировании двигательных функций будет препятствовать своевременному достижению высоких спортивных результатов и может нанести ущерб здоровью юного спортсмена, привести к отклонениям в процессе роста и развития его организма. Успех многолетней подготовки спортсмена в значительной сте­пени зависит от того, насколько правильно тренер умеет контролировать и направлять развитие функциональных процессов на основе знаний о морфо­логических, физиологических особенностях подростков — юных спортсменов.

При перспективном планировании спортивной работы с юными спортсменами, а также при определении объёмов их специальной и общей физической подготовки на начальных этапах многолетнего тренировочного процесса необходимо, прежде всего, исходить из особенностей возрастного развития их функциональных систем в определённые возрастные периоды. Возраст спортсмена оказывает определённое влияние на характер и темп развития морфологических изменений и функциональных перестроек в организме, связанных с воздействием систематических занятий физическими упражнениями и спортом. Признаки, обусловленные естественным возрастным развитием организма, своеобразно переплетаются с признаками, возникающими в результате приспособления организма к систематическим занятиям спортом. Возрастное развитие функциональных систем организма протекает с различной скоростью и зависит от внутренних и внешних факторов. В зависимости от темпов и уровня развития функциональных систем в различные возрастные периоды создаются благоприятные условия для развития определённых двигательных качеств. Обследование юных спортсменов, проводившееся в ходе педагогических исследований на горнолыжниках, показало, что высокий уровень физических нагрузок не соответствующий возрастному развитию приводит к нарушениям осанки и даже к сколиозу [4]. При этом у горнолыжников в возрасте 8 - 10 лет наблюдалась высокая степень овладения сложными в техническом отношении движениями. Они значительно быстрее и на более высоком качественном уровне овладевают различными двигательными действиями; постоянно пополняют свой двигательный опыт, который затем помогает успешнее справляться с заданиями по овладению более сложными в координационном отношении двигательными навыками; приобретают умения экономно расходовать свои энергетические ресурсы в процессе двигательной деятельности; испытывают в психологическом отношении чувства радости и удовлетворения от освоения в совершенных формах новых и разнообразных движений. Принимая во внимание изложенное выше, мы констатируем важность и актуальность развития координационных способностей у спортсменов-горнолыжников юного возраста в теоретико-методическом и социально-практическом аспектах. Основная проблема заключается в том, что методики по развитию координационных способностей у юных горнолыжников мало описаны в научно-методической литературе, можно сказать, что их практически нет. Для развития координационных способностей у горнолыжников на начальном этапе подготовки чаще всего используют методики по развитию координации из других сложнокоординационных видов спорта, таких как акробатика и спортивная гимнастика. Поэтому для успешной организации процесса спортивной тренировки горнолыжника необходимо теоретически обосновать методику развития и совершенствования координационных способностей юных горнолыжников на этапе начальной подготовки. В содержание спортивной тренировки входят развитие и совершенствование различных двигательных качеств, однако координация (ловкость) является определяющим для овладения сложной техникой избранной спортивной дисциплины.

Известно, что  горные лыжи - это "технический" вид спорта и требует специальной подготовки для овладения специфическими приемами в виде спусков и поворотов на горных лыжах. Причиной, или системообразующим фактором, формирования двигательных действий горнолыжника при спуске следует считать возникновение в таких условиях составляющей силы тяжести в виде скатывающей силы, где G - вес горнолыжника со всем снаряжением. Таким образом, горнолыжник имеет своеобразный "двигатель", увлекающий его вниз по склону. На этой основе горнолыжный спорт, как и фристайл, сноубординг, санный спорт, прыжки в воду, прыжки на лыжах с трамплина и другие можно отнести к группе "гравитационных" видов спорта, что соответствует классификации, представленной Ю.В. Верхошанским [1].

Горнолыжник при спусках на лыжах должен постоянно решать тактические задачи по построению и перестроению своих двигательных действий в зависимости от меняющихся условий спуска (крутизны склона, радиуса поворотов, скорости входа и выхода из поворота, обхода шестов разметки трассы, состояния снега, неровности рельефа и т.д.). Таким образом, при систематических тренировках не только совершенствуется специальная двигательная подготовленность горнолыжника. Горнолыжный спорт развивает способность спортсмена к быстрой переработке информации как основы для принятия адекватных решений по выбору правильного варианта действия в условиях дефицита времени на размышление. Дефицит увеличивается при повышении скорости спуска, что проявляется у горнолыжников в "умении думать вперед" - "реакции антиципации. Рост спортивного мастерства в горнолыжном спорте в значительной мере зависит от деятельности вестибулярного анализатора. Наряд с двигательным и зрительными анализаторами он обеспечивает ориентировку в пространстве, влияет на уровень двигательной координации и качество равновесия. Способность сохранять устойчивость позы (равновесие) в тех, либо иных положениях тела или по ходу выполнения движений имеет жизненно важное значение, так как выполнение даже относительно простых движений требует достаточно высокого уровня развития органов равновесия [6].

Возраст 9-11 лет является сенситивным периодом для развития координационных способностей. В этом возрасте полностью созревают премоторная и префронтальная области лобной коры, обеспечивающие осуществление психорегуляции и координации комплексов двигательных действий и формирование двигательных программ сложной конструкции. При разработке системы специальных упражнений для совершенствования координации движений горнолыжника нам представляется важным особо выделить физические упражнения повышенной координационной сложности, содержащие элементы новизны. Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой высокоэффективными средствами служат подвижные и спортивные игры, единоборства (бокс, борьба, фехтование), кроссовый бег, передвижения на лыжах по пересеченной местности, горнолыжный спорт [3].

Особую группу средств воспитания координационных способностей составляют упражнения с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие управление и регуляцию двигательных действий. Это упражнения по выработке чувства пространства, времени, степени развиваемых мышечных усилий. Ярким примером могут служить упражнения на батуте. Прыжки на батуте – это серьезная тренировка, требующая определенной физической выносливости [2].

Также средствами развития координации горнолыжников может служить воднолыжный слалом, который способствует развитию чувства ориентировки и равновесия, координации движений, укрепляет мышцы ног

Выводы: 1 Развитие и совершенствование координации является одним из основных физических качеств, которое является базой повышения эффективности прохождения дистанции в горнолыжном спорте, а значит и улучшения результатов.

2. Решение задач физического воспитания по направленному развитию координационных способностей у детей-горнолыжников будет способствовать более качественному овладению  двигательными действиями; поможет успешнее справляться с заданиями по овладению более сложными в координационном отношении техническими навыками.

 

Литература

  1. Верхошанский, Ю.В. Принципы организации тренировки спортсменов высокого класса в годичном цикле / Ю.В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры. – 2006. - № 2. - С. 24-31.
  2. Колесников А.А., Шведкая И.А., Новосёлова О.А. Теория спортивной деятельности: Уч. пос. для студентов и магистров института. физической культуры. -Челябинск, 2000. -123 с.
  3. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: Уч. пос. – М., 2004. - 192 с.
  4. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие: учеб.пособие. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 290 с.
  5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. -М.: ФиС. 1991.-544 с.
  6. Фёдоров А.И., Береглазов В.Н. Комплексный педагогический контроль как основа управления тренировочным процессом -Челябинск: 2001. – 125 с.

 

 

 
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.