Рейтинг пользователей: / 22
ХудшийЛучший 

Гольд О.Ф.

«Американизация» в религии во второй половине

ХХ века.

ОНУ имени И.И. Мечникова

 

Аннотация: данная статья является кратким рассмотрением феномена американизации религии во второй половине ХХ века, его социально-философский аспект. В ней рассматривается американизация как конвергентный процесс, который затрагивает явления социальной жизни современности.

Ключевые слова: глобализация, иммиграция, конвергенция, либерализм, прозелитизм.

Abstract: this article is a short revue concerning the phenomenon of “americanization” of religion in the second part in XX century. The article with referenced convergent process touching a lot of social’s modernity experiences.

Key’s words: globalization, immigration, convergent, liberality, proselytism.

Актуальность рассмотрения американизации в рамках социальной философии, связано с тем, что, одной из особенностей развития мирового сообщества в послевоенную эпоху является усиление влияния США на различные стороны жизни глобализирующегося мира. Это влияние заметно и в религиозной жизни современного социума.

Проблема американизации и ее влияния на общественную жизнь глобализирующегося мира не имеет достаточной методологической базы в современном обществоведении. Среди ученых, занимавшихся исследованием американизации, особо следует выделить работы современных западных исследователей: Х. Казанову С. Хантингтона, Э. Тоффлер, и т.д.; и украинских ученых: А.Н. Колодного, Э.И. Мартынюка, Л.А. Филиппович и др..

Цель статьи состоит в раскрытии социально - философских аспектов американизации в религиозной жизни второй половины ХХ века.

Объект исследования – формирование и влияние американизации на сферы социальной жизни.

Для достижения поставленной цели, на наш взгляд необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понимание «американизации» в современном обществоведении применительно к её влиянию на религиозную жизнь социума;

- использовать концепцию «конвергентных процессов в современной религиозной жизни», предложенную Э.И. Мартынюком, для конкретизации «американизации», как одной из тенденции в религиозной среде социального воспроизводства.

В распространенном понимании «американизация» - «процесс постепенного изменения общественных отношений и культуры в сторону норм и образцов, принятых в Соединённых Штатах Америки. Основным ориентиром подобных перемен является так называемый «Американский стиль жизни». Заимствования у США при этом интегрируются в существующую, в том или ином обществе систему и меняют ценности, традиции, поведенческие и правовые нормы и институты отдельных социальных институтов». [5[1]] Э.И. Мартынюк считает, что американизация, это конвергентный «процесс в религиозной жизни мира второй половины XX века, который характеризует тенденцию расширения влияния особенностей воспроизводства религии в США на современное глобализирующееся общество.

Необходимо отметить, что в современном обществоведении наметилась тенденция сближения понятий «американизация» и «глобализация», так как они имеют то общее, что воздействует на социально значимые процессы одного и больше государств. На наш взгляд, несмотря на то, что эти два понятия действительно имеют вышеназванное сходств, их необходимо различать глобализацию – как процесс характеризующий распространение тех или иных явлений за пределы одного, государства и американизацию – как одно из явлений, характеризующих особенности такого процесса, свойственного более, чем одной религии.

Одна из ведущих украинских религиоведов Л.А. Филипович считает, что «по частоте употребления» под "американской религией" понимается все, что функционирует в США как религия. То есть доминирует в этом понимании скорее географический подход. Исходя из него, выделяют американский ислам, американський буддизм или американський индуизм. Но, на наш взгляд это недостаточная широкая трактовка понятия «американская религия». Ведь есть собственно американские религии, которые генетически связаны с США, основателями которых являются американцы, несущие в себе специфические «американские черты». [3, с.15[2]] Поскольку религиозная жизнь Америки имеет свою специфику, следовательно, необходимо начинать с того, что американизация религии начинается в самой Америке. То есть, религии, привнесенные на территорию США, приобретают специфическую «американскую окраску». Прежде всего, следует отметить, что в том контексте рассмотрения, который предложен в данной статье, американизация присутствует, хотя и в разной степени, но в каждый из конвергентных процессов.

«Конвергентными процесами» в понимании Мартынюка Э.И. можно считать как те, что присущи более, чем одной религии, так и те, что свидетельствуют о тенденции сближения социальных, доктринальных и организационных позиций между двумя или более религиями». [4,с 14[3]]Он характеризует около 30 конвергентных процессов. Это: акселерация, актуализация социальных доктрин, виртуализация, вельтизация, возрастание инклюзивизма, глобализация, диалог, консюмеризм, модернизм, постмодернизм, новые религии, паксизация, приватизация, рационализация культовой практики, ревивализм, секуляризация, синкретизм, сциентизм, толерантность, уунификация экстериоризации, феминизация, фундаментализм, харизматизация, эгосинтонизация, экзотеризация, экуменизм.

Исследуя конвергентные процессы, необходимо подчеркнуть, что важной особенностью американизации является её сопричастность с различными проявлениями социальной жизни. Особенно интересен тот феномен, что именно в США возникают и приобретают свои основополагающие формы многие (или даже все) конвергентные процессы. Многие религиозные движения попадая в Америку, адаптируются и приобретают черты характерные для этой страны.

Ещё в энциклике1899 г., папа Лев XIII обратил внимание на «американизм», где шла речь о необходимости Церкви стать «более адаптированной для современной цивилизации, ослабить её античную силу, чем показать снисходительность к современным, популярным теориям и методам». [1, с.97[4]]Здесь оказывается весьма существенным момент трансформации религиозных проявлений, попавших в Америку. Так, например, некоторые религиозные практики становятся неотъемлемой частью повседневной жизни многих американцев, а потом и вслед за ними распространяются по всему миру. Это например, занятия йогой, ушу и т.д.

Чрезвычайно показательна и такая американская особенность как прозелитизм. Как отмечает С. Хантингтон: «Сегодня многих иммигрантов, прежде всего – из стран бывшего коммунистического блока, можно назвать прозелитами, новообращёнными». [2, с. 322[5]] Это ведёт к поиску «новыми» американцами своего собственного религиозного пути, что в свою очередь, в некоторой степени повторяет судьбу первых пилигримов, которые приезжали сюда в поисках «земли обетованной».

Несомненно, и сейчас Америка подтверждает свою роль некого «плавильного котла» для множества социальных проявлений. Многие традиции США возникли благодаря тем идеям, которые были сюда принесены различными культурами. Начиная от первых переселенцев из Англии и Дании до современных латиноамериканцев, религиозная культура Америки «обогащалась» привнесёнными ими традициями. Эти традиции в изменённом Америкой виде стали распространяться по всему миру.

Одним из существенных вопросов американизации является вопрос американских ценностей. Благодаря американскому пониманию гражданской религии многие религиозные движения несут в себе идею общего существования, принципа равенства, либерализма, веры в закон и правительство. Все эти значения, отмеченные выше, несут в себе идею американской религии. Но отсюда возникает и другая проблема, американский религиозный плюрализм. Ныне это всемирное явление. В понимании историка и религиоведа Р. Вейнтца, американизация способна управлять плюрализмом. Весьма специфически американизация превращает индуистские или исламские деноминации в американский индуизм или американский ислам.

Важной особенностью американизации является её обеспечение политикой и правом США, а так же экономическая поддержка религиозных центров. Широко известен тот факт, что именно в США находятся самые богатые епархии и миссионерские центры мира. Здесь базируются центры крупнейших христианских, иудейских организаций, новых религиозных движений и др.

Немаловажным феноменом является факт освобождения религиозной мысли в Америке. Этот процесс начался ещё в колониальный период освоения Америки. «Америка приобрела религиозные чаяния Европы. Огромное число жертв религиозного преследования прибыло сюда. Они верили, что только Бог мог привести их сюда, после притеснения за исповедуемые ими религиозные взгляды и ритуальные практики для их благополучия. Те, кто прибыл в Америку, решился на эксперимент, попытку создания новых путей выживания в неординарной среде. Для такой среды Европа была падшим миром, миром «анти – Христа». Этого было достаточно для побега оттуда». [1, с. 183[6]] Сегодня продолжается иммиграционный процесс. Как и тогда, сейчас в Америку переселяются представители религиозных движений по той или иной причине неугодные у себя на родине. Здесь, в условиях свободы, их религиозные учения приобретают адаптированные к современным условиям общества формы. Этому служит примером английский Римо-католицизм, методизм, некоторые иудейские, индуистские движения и др.

Необходимо отметить ещё один феномен американизации. Это «интернациональный» подход к традиционно национальным религиям и его экспорт. Именно Америка стала почвой для изменения отношения к сугубо национальным религии, таким как иудаизм, индуизм или синтоизм. Отсюда начало распространяться исповедание национальных религий не принадлежащими к их среде гражданами и увлечение их практиками. Многие христиане, в Америке, после Второй мировой войны, стали интересоваться, а затем и исповедовать иудаизм, конфуцианство или ислам. Этому способствовало некоторое «разочарование» традиционной религией и поиск чего-то нового и неизведанного. Таким образом, в США стали одним из первых государств, где формируются новые религиозные движения.

В заключении можно сделать следующие выводы, что американизация как конвергентный процесс современной религиозной жизни:

- является составной частью американизации как всеобщей тенденции глобализирующегося мира;

- влияет на все остальные конвергентные процессы в религиозной сфере жизнедеятельности.

- способствует утверждению либеральных ценностей.

- распространяет специфические черты американской религиозности: свобода религии, вера в религию, признание религиозного плюрализма.

- обеспечивается политикой и правом США.

- поддерживается экономически (в США находятся самые богатые епархии мировых религий и основные миссионерские центры).

- начинается в самих США, как превращение практически всех религий страны в носителей специфических американских представлений о роли религии в обществе.

- из США, экспортируется «интернациональный» подход к традиционно национальным религиям и традициям.

- религиозная мысль освобождается в Америке.

- религиозное учение приобретает в США, адаптированные к условиям общества формы

Литература:

1. Wentz Richard E. Religion in the New World: the shaping of religious traditions in the United States. Minneapolis, Fortress press, 1990-Р. 97-183.

2. Хантингтон С. Кто мы?: Вызовы американской национальной идентичности/ Пер. с англ.. А. Бакширова. - М.: ООО «Изд. АСТ»: ООО «Транзиткнига», 2004. – С. 322.

3. Експорт релігії, трансляція віри: Американські релігійні впливи в Європі/Києво-Могилянська акад..; Інст. Філософії ім.Сковороди/збірник доповідей наук конф.- Київ: Фулбрайт, 2004. – С. 15.

4. Історико – філософські та соціальні аспекти релігієзнавства /Одеській Національний університет імені І.І. Мечникова: науково–досл. центр компаративістські дослідження релігії; ред. колегія: Є.І. Мартинюк, О.А. Івакін, В.А.Кравченко, та ін. – Одеса: Наука і техніка, 2007. – С.14.

5. Американизация http://ru.wikipedia.org/

 

----------------------------------------------------------------

[1] Американизация http://ru.wikipedia.org/

[2] Експорт релігії, трансляція віри: Американські релігійні впливи в Європі/Києво-Могилянська акад..; Інст. Філософії ім.. Сковороди/ збірник доповідей наук конф.- Київ: Фулбрайт, 2004. – С. 15.

[3] Історико – філософські та соціальні аспекти релігієзнавства /Одеській Національний університет імені І.І.Мечникова: науково-досл. центр компаративістські дослідження релігії; ред. колегія: Є.І. Мартинюк, О.А. Івакін, В.А.Кравченко, та ін. – Одеса: Наука і техніка, 2007. – С.14.

[4] Wentz Richard E. Religion in the New World: the shaping of religious traditions in the United States. Minneapolis, Fortress press, 1990-Р.97.

[5] Хантингтон С. Кто мы?: Вызовы американской национальной идентичности/ Пер. с англ.. А. Бакширова. - М. : ООО «Изд. АСТ»: ООО «Транзиткнига»,2004. –С.322.

[6] Wentz Richard E. Religion in the New World: the shaping of religious traditions in the United States. Minneapolis, Fortress press, 1990-Р. 183.