Рейтинг пользователей: / 9
ХудшийЛучший 

УДК: 111

Егоров А.Г.

ДУАЛИЗМ И БИНЕР

Петербургский государственный университет путей сообщения

In the given work the onto-gnosiological analysis by well all of the known phenomenon in philosophy, a science, in a human life and activity - dualism is made. Research of dualism is made on the basis of the concept of biner, developed by the author since 2005.

Keywords: "dualism", "biner", "ontology", "knowledge".

В данной работе произведен онто-гносеологический анализ хорошо всем известного явления в философии, науке, в человеческой жизни и деятельности – дуализма. Исследование дуализма произведено на основе концепции бинера, разрабатываемой автором с 2005 года.

Ключевые слова: « дуализм», « бинер», « онтология», « познание».

Дуализм является одной из первоначальных и наиболее всеобщих форм проявления и выражения бинеров. Или, другими словами, дуализм есть одна из модификаций и проекций диады или двойственности. Это такое положение или состояние, когда полюса бинеров уже выявлены и как-то определены, но еще не открыто, или отсутствует их действительное взаимодействие, не выявлено и не реализовано некоторое их единство. Стороны дуализма еще не отражены друг в друге. Между ними отсутствует взаимодействие. Дуализм есть проявление неразвитой (и/или недостаточно познанной) формы бинера. Дуализм есть результат разорванности, изолированности полюсов бинера, то есть фактическое отсутствие последнего.

Действительный, то есть истинный мир не-дуален. Все полюса его бинеров находятся в определенных и конкретных отношениях. Дуализм может быть в двух видах: онтологический дуализм (дуализм самого бытия) и гносеологический дуализм (дуализм отражения бытия в себе самом). Гносеологический дуализм есть неполное, частичное, фрагментарное, в основном множественное и эклектическое познание мира. При дуалистическом видении мира противоположности, то есть полюса бинеров воспринимаются как взаимоисключающие, в то время как они взаимодополнительны. Отсюда ясно, что дуализм (по крайней мере, гносеологический) порождается нашим рассудком, который может мыслить только абстрактными прерывностями, но не обладает способностью свести их в конкретное единство. Тем не менее, возникновение и существование дуализма (как онтологического, так и гносеологического) - необходимый этап, как в эволюции мира, так и в эволюции познания.

Бытие, да и мир в целом, являются единством прерывности и непрерывности. Дуализм есть выражение прерывной, монадной составляющей бытия и мира. Дуальность есть а-бинарность (то есть небинарность), в то время как не-дуальность есть действительная бинарность.

Дуализм как одно из проявлений двойственности или бинарности  бытия представляет собой сложную систему еще неполноценных бинеров. В основании любой формы дуализма присутствует онтологический бинер, то есть не синтезированная, не единая двойственность самого бытия, и гносеологический бинер, возникающий и существующий в сфере познания, как особой сферы рефлексии бытия.

Гносеологический дуализм является проявлением неспособности данного сознания (в первую очередь мышления) синтезировать полюса какого-либо бинера. Это вполне нормальный и необходимый этап на пути развития познания как отдельного человека, различных групп людей, народов, этносов, так и всего человечества. Этот факт (хотя и в другом контексте) отмечают, в частности, буддийские мыслители: "Наш ум с самого начала нашей сознательной жизни приучается нами к строжайшей дисциплине логического дуализма, бремя которого ему потом никак не сбросить" [6,62].

Согласно концепции бинера, разрабатываемой автором данной статьи (на основе идей пока малоизвестного русского философа В.А. Шмакова, который жил предположительно в 1887-1929 годах) онтологический бинер всегда дается познающему субъекту посредством гносеологических бинеров.

В целом же, как в онтологическом, так и в гносеологическом аспекте, дуализм есть абсолютное и/или абстрактное противопоставление полюсов какого-либо бинера, отсутствие видения их взаимодействия, неспособность наладить, организовать это взаимодействие. Дуализм есть проявление разорванности как самого бытия на определенных стадиях его развития или становления, так и сознания, не способного наладить мосты между собой и иным, а также внутри себя между своими собственными моментами. Таким образом, дуализм есть проявление радикального, предельного различия между полюсами каких-либо бинеров [9]. Или, другими словами, дуализм есть признание одновременного существования двух самостоятельных реальностей, но, якобы неспособных взаимодействовать друг с другом и не находящихся в каких-либо иерархических отношениях. В "Мундака-упанишаде" дан символ дуализма в образе двух птиц, сидящих на одной дереве. Одна из птиц только смотрит вниз (это высший Атман), а другая ест плоды (джива).

Ф. Шеллинг в свое время проницательно отметил, что "дуализм, поскольку он действительно продуман как учение о двух абсолютно различных и взаимно независимых началах, есть лишь система самоуничтожения и отчаяния разума" [14,23] [См. также 8]. Разум не способный выявить единство и взаимодействие полюсов бинера еще не является разумом. [16].

Неосознаваемым дуализмом обладает обыденное сознание, которое занято только миром явлений и тем самым создающее брешь и разрыв, непреодолимое различие между своим миром явлений и чуждым ему миром сущностей. С этим же дуализмом связан также и так называемый эмпирический дуализм - раздвоенность субъекта и объекта [11,57].

Немалое число мыслителей полагают, что дуализм вносит в мир только сознание, мышление человека. В мире как таковом царит полное единство и непрерывность, никакого дуализма в бытии нет. Однако очевидно, что нельзя сознание и мышление отрывать от мира, и тем более, от бытия. Сознание и мышление - их  момент, часть, аспект, а это значит, что если сознание и мышление действительно вносят дуализм в мир и бытие, то это также значит, что дуализм есть и в самом мире, в самом бытии. Но он есть только в такой мере, в какой мышление и бытие оторваны друг от друга и разорваны внутри себя, в какой мере не действительно тождество мышления и бытия.

Итак, дуализм есть прерывность, брешь в самом бытии или/и в  способе его  постижения (который является проявлением самого бытия, его рефлексии в себя). Этот разрыв пробуждает волю, заставляет ее переходить из пассивного, внутреннего состояния во внешнее и активное. Все наши усилия направлены на то, что преодолевать эти разрывы, бреши, прерывности в своем и окружающем бытии. То есть всякое наше усилие перейти к какому-либо единству предполагает дуализм и бинарность всего. Но одновременно наша воля стремится преодолеть, снять этот дуализм, а затем также и бинарность. Если бы не было дуализма, то была бы непонятно независимость, свобода духовной жизни [1,321], свобода выбора [10]. Поэтому дуализм является необходимым этапом, как становления самого бытия, так и его познания.

В первую очередь дуализм проявляется в наличном бытии, то есть в  сферах различия и конечности [5,233]. Дуализм является более высокой стадией освоения бинера по сравнению с односторонним, абстрактным, неконкретным монизмом, способным освоить и удержать только один полюс данного бинера. Например, П. Гольбах оставил вопрос о происхождении сознания без объяснений, тем самым, сохранив (конечно только для себя и своих последователей) монизм своей философии. Другими словами, он не смог подняться даже до дуализма.

Нет должного понимания этого положения о более высоком уровне дуализма по сравнению с абстрактным, односторонним монизмом и у представителей феминизма, объявляющих дуализм главным признаком и преступлением патриархальной культуры [3,20].

Еще более высокой формой дуализма является дуализм, признающий вместе с двойственностью и единство. Иллюстрацией этого вида дуализма может служить философия Р. Декарта, в которой два вида субстанций - протяженной и мыслящей, все-таки, объединяются и синхронизируются Богом. Поэтому признание философии Р. Декарта только дуалистической недостаточно корректно.

Следующим шагом к еще более развитому и конкретному дуализму должно быть выявление, достижение единства между двойственностью и единством.      Действительное, конкретное единство должно быть как минимум тройственным. Поэтому рассмотрение всех философских проблем с точки зрения понятия тернера (триады или троицы) является уже достаточно развитым подходом по сравнению с абстрактным монистическим подходом и каким-либо видом дуалистического и бинарного подхода. Не случайно, что именно философия Г. Гегеля смогла занять столь высокое место в истории человеческой мысли. Во многих отношениях в ней был реализован принцип тернера или тройственности. Если в философии И. Канта в целом господствовал бинарный подход (с определенными проявлениями тернарного подхода), то в философии Г. Гегеля был совершен во многих отношениях переход к тернарному анализу (однако  сохранились и немало участков, оставшихся на уровне бинарного подхода).

В  бытии как таковом, бытии на уровне пластичности дуализма в изложенном выше смысле нет. Однако в нем всегда, пусть и в непроявленном виде, присутствует бинарность. Благодаря своей пластичной основополагающей составляющей бытие едино, целостно и нераздельно. Однако в бытии имеется и противоположная - монадная составляющая, без которой его действительное проявление также было бы невозможно. Дуализмы возникают тогда, когда начинает проявлять себя эта монадная составляющая бытия, когда возникает множественность, еще не сведенная в конкретное диалектическое единство.

В познании дуализмы возникают из-за отсутствия должной степени разумности. Самые глубинные и опасные дуализмы возникают тогда, когда Бога или Абсолют пытаются сделать в качестве одного из полюсов какого-либо бинера. Однако Бог или Абсолют могут быть полюсом гносеологического бинера, но не онтологического. По той причине, что Абсолют или Бог по своей сущности, даже просто согласно своим определениям, не является ни бинером, ни их системой, ни полюсом какого-либо бинера. Абсолют, если он действительно есть Абсолют, выше любого противопоставления. Бинарность Абсолюта дается нам посредством гносеологических бинеров. Абсолют является полюсом бинера только с точки зрения конечного представления какого-либо ограниченного сознания. Это иллюзия, однако, это действительная иллюзия. В плене этой          иллюзии находились многие мыслители, например, гностики.

Познавать Абсолют мы можем только посредством своего мышления,        то есть рассудка и разума. Их же деятельность основывается на бинарности, то есть двойственности как бытия, так и их самих [8]. Вся человеческая жизнь и деятельность заполнены не только мыслями, но и различными переживаниями. Любое переживание, а также творчество, имеют в своем основании субъект-объектный дуализм, без которого они не могло бы быть, так сказать, по определению [15,836].

Представители постмодернизма считают, что дуальность и бинарная оппозиционность европейской культуры возникли из игры бессознательных сил в недрах самой этой культуры [2,284].

Кроме того, нужно иметь в виду и такой момент: то, что одному сознанию представляется дуализмом, то для другого сознания дуализмом не является. То есть постижение того или иного бинера, стадий его проявления зависит от уровня развития воспринимающего, точнее, мыслящего сознания. Один и тот же онтологический бинер воспроизводится через бесконечную систему гносеологических бинеров, возникающих особым образом в различных сознаниях. Недостаточно рефлексирующее сознание часто путает гносеологический бинер с онтологическим. То есть не воспринимает бинер (на самом деле кватернер) "онтологический бинер – гносеологический бинер". Поэтому для исследователя всегда важно стремится отличать бинарные оппозиции самой жизни от бинарных оппозиций, порождаемых его собственной мыслью [13]. Другими словами, он должен стремиться к синтезу, нейтрализации полюсов только что указанного бинера: "онтологический бинер - гносеологический бинер". Из этого положения вытекает один важный момент онтологии бинера: бинер состоит из бинеров, члены бинера сами являются бинерами [7;17]. Но все эти виды бинеров относятся к различным иерархических уровням, на которых характер и динамика их взаимоотношений различны.

Первоначальной, предварительной формой преодоления дуализма является компромисс. На этом этапе делается попытка удержать вместе дуальные стороны, сделать взаимные уступки друг другу и тем самым подготовить почву для будущего синтеза и единства сторон.

Дуализм есть переходная ступень к более развитой форме познания бытия - монизму, но уже не абстрактному, а конкретному (в пределе  спекулятивно-конкретному). Человек, достигший более высокого уровня развития своего духа и мышления, перестает воспринимать только дуальность мира, уже не зацикливается на абстрактном делении всего на истинное и ложное, доброе и злое,    принимаемое и отвергаемое. Это состояние сознания человека хорошо описано в философии дзэн-буддизма.

Дуализм легче преодолевается в том случае, когда какая-либо философская система или мировоззрение обладает достаточно динамическим и диалектическим характером. Одной из таких систем была система Аристотеля. Текучесть идей и вещей, признаваемая Аристотелем, разнообразие состояний, вызываемое этой текучестью, в принципе исключает дуализм как неспособность перехода между противоположностями [4,492].

  Одной из первой попыток преодолеть абстрактный монизм (у стоиков) и абстрактный дуализм (у Платона) было стремление Филона Александрийского - с помощью сложного, но им еще недостаточно эксплицированного, понятия Логоса осуществить синтез монизма и дуализма, связать вместе Бога и мир. Дальнейшие исследования античных философов привели их к пониманию того, что Логос есть безотносительная субстанция и безотносительная причина, содержит в себе не только формальное, но и материальное начало всего сущего [12,229]. Однако ни стоики, державшиеся пантеизма (сводившие материю к Логосу), ни эпикурейцы, впавшие в материалистический монизм (сводившие форму к материи) даже и не помышляли о преодолении дуализма (в силу того, что они не осознавали бинарность и противоречивость своих взглядов).

Дуализм как проявление бинарности бытия может быть просто разрушен, то есть, сведен к какой-либо одной своей стороне, или же снят, то есть, синтезирован на более высоком уровне. В первом случае дуализм исчезнет на данном уровне бытия или на данном уровне познания. Во втором случае дуализм будет снят, но результат этого снятия или синтеза рано или поздно вступит на новом иерархическом уровне в новые дуальные отношения.

В силу того, что дуальность (как одно из проявлений бинарности) является исходной, первоначальной формой и содержанием, она будет воспроизводится на любых уровнях бытия и познания. Тем не менее, например, в буддийской философии придерживаются положения, что просветленный дух может достичь такого состояния, когда он прекратит различать дуализм мира, делить все на истинное и на ложное, принимаемое и отвергаемое. Но каковы базовые предпосылки такого утверждения, при каких условиях и на основе чего возможно такое состояние?

Какие выводы можно сделать из выше изложенного? Данный, конкретный дуализм чего-либо может быть редуцирован к дуализмам (бинерам) более низкого иерархического достоинства (в этом случае каждый полюс бинера, а именно его тезис и антитезис, распадаются также на бинеры); или же он может быть снят (и тем самым, все-таки, пусть и в измененной форме воспроизведен) более высоким и развитым уровнем дуализма в виде какого-либо бинера более высокого иерархического достоинства. Полученный результат ведет к нескольким интересным и важным рекомендациям по осуществлению как практической, так и теоретической деятельности. Но об этом в следующих работах.

Литература

1. Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого //О назначении человека. М., 1993.

2. Борзенков В.Г. Как возможна единая наука о человеке? //Многомерный образ человека: на пути к созданию единой науки о человеке. М.: Прогресс-Традиция, 2007.

3. Воробьева Е.Ю. Бинарность и ее архетипические основания: дис. канд. филос. наук. – Омск, 2005.

4. Гарин И. Что такое философия?; Запад и Восток; Что такое истина?  М., 2001.

5. Гегель Г. Наука логики. Т. 1. М., 1970.

6. Дзэн-буддизм. Судзуки Д. Основы дзэн-буддизма. Кацуки С. Практика дзэн. /Пер. с англ. - Бишкек: МП "Одисей", 1993.

7. Егоров А.Г. Бинер как система /Сборник научных трудов SWorld. По материалам международной научно-практической конференции «Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития ‘2011». Том 25. Философия и филология. – Одесса: Черноморье, 2011, с. 96-98.

8. Егоров А.Г. Генезис и эволюция разума. //Личность. Культура. Общество. Международный журнал социальных и гуманитарных наук. Том 13, Вып. 1. №№ 61-62. М., 2011, с. 195-201.

9. Егоров А.Г.  Логико-философский анализ бинера «тождество – различие» //Казанская наука. № 6. 2011, с. 7-12.

10. Егоров А.Г. Сомнение и бинер. //Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. № 4. Том. 2. Философия. 2010, с. 81-89.

11. Ильин И.А.  Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. СПб., 1994.

12. С.Н. Трубецкой. Учение о логосе в его истории. //Трубецкой С.Н. Сочинения. М., 1994,

13. Уваров М.С. Бинарный архетип. Эволюция идеи антиномизма в истории европейской философии и культуры. СПб.: изд-во БГТУ, 1996.

14. Шеллинг Ф. "Философские исследования о сущности человеческой свободы". СПб. 1908.

15. Яковенко Б.В. Очерки русской философии. //Мощь философии. СПб., 2000.

16. Egorov A.G. Dynamic of the evolution of mind //XIII International Scientific and Practical Conference «Dynamics of human intelligence evolution, moral and aesthetic world perception and artistic creation». 2011. http://icp-ua.com/ru/node/1228.

17. Egorov A.G. Ontology of biner //XIV International Scientific and Practical Conference «Actual problems and modern trends in psychology and pedagogy». 24-28 November 2011.  http://icp-ua.com/ru/node/1356

 
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.