Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Чащина А.А.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТРАДИЦИИ В СОВРЕМЕННОМ НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ

Сибирский государственный технологический университет

 Статья содержит теоретические выводы о необходимости  различения методологических  традиций в современной философии.

The article reflects the theoretical conclusions on the discernment of methodological traditions in modern philosophy.

Ключевые слова: наука, философия, традиция, методология, методологическая философская традиция

Философия как отрасль духовного производства занята выработкой системы общих теоретических взглядов на мир, место человека в космосе и обществе, на различные формы отношения человека к миру: познавательное, аксиологическое, эстетическое и прочие. Методам философского изучения  действительности свойственно глубокое осмысление предпосылок и задач научных исследований, что выражается в противоборстве различных методологических подходов к определению предмета философии, структуры научного знания, категориального аппарата, методов исследования.

Важное место в философии занимает изучение традиций, собственно каждая философская школа имеет свои научные методологические традиции.  Сохранение методологических традиций позволяет сохранить и правильно оценить конкретные формы, в которых наполняется содержанием методология различных философских школ - диалектическая или метафизическая.

Традиционность это неотъемлемое свойство философии как науки. Философские традиции проявляются в научных подходах, методах исследования, системах измерения, в принципах организации научной деятельности.  Существование методологических традиций в философии как науке обусловлено тем, что система научных знаний постоянно развивается, и все научные достижения становятся результатом исторического развития научной системы. Появление нового знания немыслимо без учета предыдущего исследовательского опыта.  Как отмечает В. Плахов: «Традиции «вмонтированы» в научную систему и детерминируют ее … генетически, исторически…» [1, С. 83].

Под методологической традицией философской школы следует понимать относительно устойчивую совокупность философских понятий, утверждений, относящихся к онтологии, гносеологии философской школы, а так же принципов разрешения философских проблем. Роль и значение методологической традиции научной школы неоднозначно. С одной стороны методологическая традиция закрепляет и передает научный опыт, позволяет прогнозировать изменения, реализует преемственность в познании. С другой стороны методологическая традиция не лишена догматизма, как следствие при появлении знания отклоняющегося от императива методологической традиции консервативность мешает внедрять инновационные разработки. 

Более того, оказывается, что методологическая научная традиция, построенная согласно метафизической или диалектической методологии в одном типе общества, является продуктивной основой научной деятельности, а методологическая традиция, построенная по этой же методологии в условиях другого типа общества, оказывается контрпродуктивной и являет собой разрушительные социальные и научные тенденции, в том числе влечет за собой ряд неразрешимых противоречий, кризисные явления, ввиду следования одной и той же методологической традиции, не учитывающей  различия типов общества, объективных условий и субъективных факторов жизни обществ.

Диалектическая методологическая философская традиция, исходит из принципа единства мира и принципа всеобщей связи явлений, где применение традиции разверстывается как антиэнтропийный процесс. В диалектической методологической традиции исследование проблем философии как сущности научногознания выступает как оформление совершенства.

В метафизической методологии традиция выступает как ценность – согласно неореалистской метафизической методологической традиции, философское знание  как сущность выступает как идеальная, духовная ценность, согласно же неономиналистской метафизической методологической традиции, философское знание, оформленное в научные труды как сущность выступает как материальная ценность. Многообразие методологических традиций и зависимость функций философского знания от реализуемой в обществе традиции, при этом выбор соответствующего многообразия традиций зависит от того, как понимается роль философии  в организации исследовательской научной деятельности общества, которая может строиться по таким основным направлениям, как: научная стихия – верховенство светской власти над властью духовной (либерализм), научный догматизм  – верховенство духовной власти над властью светской (консерватизм) или  совершенная наука - гармония (симфония) духовной и светской властей.

Методологическая философская традиция  в организации научной жизни, построенной на основе реалистской методологической традиции, разверстывается как система распределения в сознательно устроенной науке, теории. В данном случае традиция предстает как идеальная установка.

Методологическая философская традиция как система извлечения выгоды, строящаяся на основе номиналистской методологической традиции, по принципу свободы воли философского субъекта разверстывается как научный поиск под девизом: «можно всё, что не запрещено законом, стандартом». Методологической основой построения свободной философии является либеральная основа (верховенство светской власти над властью духовной), теория и концепция философской школы, основанная на принципе антропоцентризма. В данном случае методологическая традиция  предстает как свободный объект, где каждый свободный субъект действует с целью собственной выгоды, в своих интересах. При этом фундаментальное значение в философской науке принимает «языковая игра», владение возможностями языка как языка трактовок, комментариев, описаний и интерпретаций, согласно принципу агностицизма, формулируемых произвольно, независимо от содержания репрезентанта.  

Методологическая философская традиция как источник антиэнтропийных процессов выступает как соответствующее оформление совершенства (негэнтропия), определение которой (свойства, качества, функции, характерные черты) раскрывают её как источник антиэнтропийных процессов, и поэтому данная традиция выступает как совершенная. В системе диалектической методологии, гармонии (симфонии) духовной и светской властей и теории познания как теории отражения понятие «совершенный методологическая традиция» выступает как образ действительности и в этом отношении совершенная методологическая традиция выступает как нечто, обеспечивающее целостность научных исследований в условиях социальной реальности.

Таким образом, необходимо различать, изучать методологические традиции в философии, так как их применение в научном познании должно соответствовать типу общественной организации. Проблема выбора методологической философской традиции - это проблема актуальности выбранной традиции  целям и условиям общества, в котором реализуется научный поиск.

Литература:

1.  Плахов В.Д. Традиции и общество: опыт философско-социологического исследования. - М.: Наука, 1982. - 508 с.

2.  Черняк В.С. Традиция или альянс традиций? // Традиции и революции в истории науки. - М.: Наука, 1991. - С. 112 – 134.

 

 
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.