Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

УДК: 81′1(06)

Цветкова А.А.

К ВОПРОСУ О СПЕЦИФИКЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОГО, ГРУППОВОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗНАНИЯ Калининградский Государственный Технический Университет

 

This work deals with representation of knowledge in collective, group and individual concepts 

Keywords: knowledge; representation of knowledge; concept; collective concept; group concept; individual concept 

Работа посвящена рассмотрению специфики определенных видов знаний и их репрезентации

Ключевые слова: знание; репрезентация знания; концепт; коллективный концепт; групповой концепт; индивидуальный концепт 

Рассматривая феномен знания во всей его сложности, следует исходить из того, что знание неразрывно связано с человеком, а, следовательно, и с обществом - оно отражает общественный, а потому и социально значимый опыт людей, за ним стоят знания об особых участках мира, т.е. известного куска онтологической реальности [1], оно оказывается «своеобразной «скрепой» социальности …, оно реализует прямые и косвенные связи между людьми, их отношение к предметности, их саморефлексию. Разделенное между людьми знание становится условием их со-бытия, их индивидуализированной деятельности и опыта» [2]. Таким образом, очевидна зависимость «знание – человек – общество» – знание не может возникнуть вне человеческого разума, и не может существовать автономно, оно же является продуктом деятельности общества и каждого в отдельности. Исходя из этого, можно говорить о знании общем, коллективном  – знании всего социума и о знании как достоянии индивида. Различают два вида коллективного, общего знания - совокупное кол­лективное  знание/переживание как достояние лин­гвокультурной общности и кол­лективное  знание, отображающее лишь «зарегистрированную» в продуктах деятель­ности часть коллективного знания [3]. Коллективное знание представляют как универсальную составляющую когнитивной системы субъекта, складывающуюся  из всех знаний, известных любому homo sapiens – сюда можно отнести национальную составляющую, выражающуюся категорией этноса и национального самосознания, а также культурный компонент, представляющий собой совокупность знаний и представлений о культурных феноменах  [4]. Отмечается, что коллективное знание общезначимо, или надличностно, и предполагает наличие необходимой и общей для всех системы понятий, способов, приемов и правил его построения. [5]. Подытожив, можно утверждать, что общее, коллективное знание следует рассматривать как некий минимум знаний, которым должен обладать каждый, для того чтобы являться членом как человеческого коллектива вообще, так и того или иного лингвокультурного сообщества. 

Групповое знание рассматривается с разных позиций: традиционные представления исходят из того, что групповое знание — это сумма знаний членов определенной группы; с другой точки зрения, группа людей формирует новую сущность со своей уникальной спецификой -  групповое знание. Специальные знания, являясь групповыми знаниями особого рода, понимаются как «знания не общеизвестные, не общедоступные», «это знания, которыми располагают ограниченный круг специалистов», «знания, присущие различным видам профессиональной деятельности и полученные в результате профессиональной специальной подготовки, создающие для их обладателя возможность решения вопросов в какой-либо области» [6]. И групповое, и специальное знания предназначены не для всех, они подразумевают некую посвященность. Однако, если групповое знание предполагает наличие некоей абстрактной специфики, то специальное знание предполагает наличие специфики именно профессионального характера. Следовательно, каждый представитель общества обладает определенным набором групповых и специфических знаний, поскольку все члены общества являются членами той или иной группы, объем знаний данного типа может, однако, варьироваться индивидуально.

Рассмотрим следующий тип знаний – индивидуальный.  Индивидуальное знание является достоянием личности, здесь имеет место постоянное эмоционально-оценочное пережи­вание знания с позиций «для меня – здесь – сейчас» [3]. Отмечается, что индивидуальное, личностное знание представляет собой особую разновидность знания, в которой человек проявляет свою индивидуальность и творческие способности, и которая признается необходимой и реально существующей компонентой знания [5]. Признается, что индивидуальное знание является вариацией коллективного знания:  «индивидуальность знания у отдельного человека, его субъективность, в действительности проявляется в конкретных показателях количественного и качественного усвоения коллективного знания, в его индивидуальной оценке и интерпретации. Соответственно можно утверждать, что индивидуальное знание – это определенная конфигурация коллективного знания с точки зрения его объема, содержания и интерпретации»    [7]. Можно предположить, что индивидуальное знание является одновременно и конфигурацией группового или специального знания по тем же параметрам – его объему, содержанию и интерпретации.

Таким образом, каждый тип знания имеют свою специфику: коллективное знание является достоянием каждого социализированного члена общества; групповое/специальное знание является достоянием определенного сообщества в пределах лингвокультурного сообщества,  знанием не для всех, знанием для посвященных; а индивидуальное знание абсолютно специфично и представляет собой конфигурацию коллективного и группового/специального знания в сознании отдельного индивида.  Рассматривая концепт как основную единицу репрезентации знания, можно предположить, что рассмотренные виды знаний репрезентируется соответственно в коллективных, групповых и индивидуальных концептах.

Под коллективным концептом понимают «единицу коллективного знания/сознания, отправляющую к высшим духовным ценностям, имеющую языковое выражение и отмеченную лингвокультурной спецификой» [8]. Рассматривая групповые концепты, отмечают, что они репрезентируют, прежде всего, специальное знание разного уровня теоретического обобщения. Ярким примером групповых концептов считают специальные научные концепты, которые, являясь репрезентантами профессионального знания, находят свое языковое выражение в терминах [9].

В качестве репрезентанта индивидуального знания выступают индивидуальный концепт, субъективный концепт, а также индивидуально-авторский концепт [10, 11, 12].  Характеризуя индивидуальный концепт, исследователи отмечают его уникальность, полагая, что такой концепт может присутствовать в сознании только отдельного, конкретного индивида, такого концепта нет в концептосфере других людей, отмечая при этом, что формирование такого концепта протекает под влиянием национальной концептосферы [10]. Субъективный концепт как репрезентант индивидуального знания определяется как «ментальная единица концептосферы человека, в содержании которой качественно и количественно доминируют субъективные когнитивные признаки» [10], причем субъективный концепт – это не то же самое, что индивидуальный концепт, так как субъективные концепты присутствуют в национальной или групповой концептосфере. Кроме того, выделяются промежуточные между индивидуальными и субъективными концептами – концепты с яркой субъективной составляющей [10] или индивидуально-авторские концепты [12]. Как отмечается, индивидуально-авторские концепты рождаются в сознании авторов и становятся достоянием сознания читателя в результате восприятия информации, изложенной в тексте [12]. Все перечисленные концепты характеризуются наличием субъективных когнитивных признаков, отличающих данный концепт от его аналога среди коллективных или групповых концептов, вплоть до полного несовпадения.

Подытожив, следует отметить следующее: коллективное, общее знание репрезентируется в коллективных концептах, отмеченных лингвокультурной спецификой, являющихся достоянием всех социализированного члена общества.  Групповое знание репрезентируется в особых концептах – так, специальное знание репрезентируется в научных концептах, языковым выражением которых является термин. И, наконец, индивидуальное знание, являясь конфигурацией коллективного и группового знания, репрезентируется в концептах, имеющих разную степень субъективности.

 

Литература:

1.  Кубрякова Е.С. Язык и знание. М.: Языки славянских культур, 2004: 20

2.  Кемеров В.Е.: http://csp.philos.usu.ru/usu/opencms/ru/publications/articles/edinstvo.html

3.  Залевская А.А.: http://www.iling-ran.ru/library/voprosy/5.doc

4.  Кузьмина Н.А. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка. М.: КомКнига, 2007:44-45

5.  Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. - Ростов н/Д: "Феникс", 2003: 10

6.  http://www.pravo.vuzlib.net/book_z299_page_4.html

7.  Болдырев Н.Н.: http://boldyrev.ralk.info/dir/material/189.pdf

8.  Воркачев С.Г.: http://kubstu.ru/docs/lingvoconcept/happ_comps.htm

9.  Слоева Е.А. Когнитивно-комуникативный подход к описанию анатомического объекта: дис. … канд. фил. наук. – Ульяновск, 2007.

10. Атланова Е.О. Субъективный концепт как предмет лингвокогнитивного исследования (экспериментальное исследование на материале концепта новое слово: дис. … канд. фил. наук. – Воронеж, 2009.

11. Литвинова В.В. индивидуально-авторские концепты в структуре художественного мира Рэя Бредбери: дис. … канд. фил. наук. – Краснодар,  2009.

12. Клебанова Н.Г. Формирование и способы репрезентации индивидуально-авторских концептов в англоязычных прозаических текстах: дис. … канд. фил. наук. – Тамбов, 2005.

 
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.