Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

УДК 141.5:17.021.2                      

Волгирева Г.П.

ТЕОРИЯ ХОЗЯЙНОДЕРЖАВИЯ И МОДЕЛЬ «ИДЕАЛЬНОГО ХОЗЯИНА»

Пермский Государственный университет

 Annotation:  the subject matter of the work is the philosophical and theoretical problems of husbandary in Russian mentality. In the article categories of Savitsky's theories of husbandary are used. A model of an «ideal house husband» is developed.

Keywords: husbandary, categories «liberty», «appreciating», «mind». «preserving», «creation», «business», «measure», «choice», «profit», «power», «society», «happiness».

Рассматриваются философские и теоретические проблемы понимания хозяйствования в русской ментальности, используются категории П.Н. Савицкого и его теория «хозяйнодержавия». Дополнен и расширен круг категорий, создана модель «идеального хозяина».

Ключевые слова: «теория», «идеальная модель», «хозяйнодержавие», «хозяин-личность», категории «воля», «ценение», «ум», «бережение», «творчество», «дело», «мера», «выбор», «выгода», «державие», «общество», «счастье».

Как сообщается в обширной статье В.С. Швырева, посвященной категории «теория» в философском энциклопедическом словаре, – «Теория (греч. «рассматриваю, исследую») – комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления; в более узком и специальном смысле – высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности – объекта данной теории» [3, с. 649].

«Теория» представляет собой «целостную систему знания, которую характеризуют логическую зависимость одних элементов от других, выводимость содержания теории из некоторой совокупности утверждений и понятий – исходного базиса «теории» – по определенным логико-методологическим принципам и правилам» [3, с. 649].   «Теория» выступает как наиболее совершенная форма научного обоснования и программирования практической деятельности. Опираясь на знание, воплощенное в теории, человек способен создавать то, что не существует в налично данной природной и социальной действительности, но возможно с точки зрения открытых теоретически объективных законов. Осуществление целенаправленного практического преобразования действительности на основе теоретических знаний есть критерий истинности теории. При этом в ходе практического применения «теория» сама совершенствуется и развивается» [3, с. 649].

Относительно теории как формы научного знания автор пишет: «Теория выступает как наиболее сложная и развитая форма научного знания; другие его формы – законы науки, классификации, типологии, первичные объяснительные схемы – генетически могут предшествовать собственно теории, составляя базу ее формирования. … Возникновение теории связано с возможностью построения многоуровневых конструкций, которые развиваются, конкретизируются и внутренне дифференцируются в процессе деятельности теоретического мышления. … В этом смысле зрелая теория представляет собой не просто сумму связанных между собой знаний, но и содержит определенный механизм построения знания, внутреннего развертывания теоретического содержания, воплощает некоторую программу исследования; все это и создает целостность теории как единой системы знания. … Возможность развития аппарата научных абстракций в рамках и на основе теории делает последнюю мощнейшим средством решения фундаментальных задач познания действительности» [3, с. 649]. Далее, в тексте читаем: «Методологически центральную роль в формировании теории играет лежащий в ее основе идеализированный объект теории – теоретическая модель, существенных связей реальности, представленных с помощью определенных гипотетических допущений и идеализаций. Соотношения элементов идеализированного объекта – как исходные, так и выводные – представляют собой теоретические законы, которые формулируются путем определенных мыслительных действий с идеализированным объектом. Процесс развертывания содержания теории предполагает максимальное выявление возможностей, заложенных в исходных посылках теории, в структуре ее идеализированного объекта» [3, с. 650].

Теорию «хозяйнодержавия» предложил русский экономист Петр Николаевич Савицкий в 1920-е гг. Теория «хозяйнодержавия» утверждает личное начало в хозяйствовании. П.Н. Савицкий ввел целый ряд «хозяйных категорий», используя понятия русского народного языка. Для дальнейшего рассмотрения теории «хозяйнодержавия», в след за П.Н. Савицким, также из народного языка, нами были предложены несколько рабочих категорий. П.Н. Савицким были предложены такие категории, как: хозяйская воля, хозяйское ценение, хозяйский ум, хозяйское бережение, хозяйское творчество, хозяйское дело, хозяйская мера и хозяйское державие. Мы добавили такие категории, как: хозяйский выбор, хозяйская выгода и хозяйское счастье. П.Н. Савицкий также ввел непосредственно понятия «общество» и «хозяин», исследуя их взаимоотношения. Мы оставили категорию «общество», но интерпретируем ее несколько в ином контексте. В общей сложности получилось вновь 12 категорий. Также нами была разработана система внутреннего соотношения категорий как элементов системы. Все 12 категорий были разделены на три «круга». Первый круг базовый назван «круг воли» (I). Его составляют такие категории как: воля, бережение, мера, державие. Эти категории предложены П.Н. Савицким. Именно данные категории наиболее ярко отражают, на наш взгляд, систему «хозяин-личность». Таким образом, данный круг можно было бы именовать «круг хозяина-личности». Второй круг назван «круг ценения» (II). Он состоит из таких категорий, как ценение, творчество, выбор и общество. Каждая из этих категорий для нас дополнительно связана со временем, соответственно с прошлым, настоящим, будущим и вечностью. Данный круг можно было бы именовать также «круг времени или вечности». Третий круг – «круг ума» (III). Он включает такие категории, как ум, дело, выгода и счастье. В рабочем порядке именуем данный круг как «круг пространства». Еще раз подчеркнем, что всего получается 12 «хозяйных» категорий, которые, так или иначе, отражают ментальную идею хозяйственной деятельности человека традиционной русской культуры. Суть данной теории, как «духовно-нравственного учения» заключается в осознании особости «русского хозяина», как предпринимателя иного склада, нежели европейский предприниматель. При этом, хозяина-личность П.Н. Савицкий уподоблял Хозяину – Творцу [2, с. 217–253].  Заметим, что П.Н. Савицкий лишь обозначил свою теорию. Дальнейшее рассмотрение и разработку своей теории ученый оставил, как он выразился, «будущим поколениям». Восприняв теорию П.Н. Савицкого, мы расширили круг категорий, выделили четыре уровня социально-психологических особенностей личности и попытались создать идеализированный объект – образ «истинного хозяина» с учетом персоналий из русских старообрядцев, как наиболее крепких русских хозяев.

Первоначально необходимо было выделить и определить качественный уровень для каждой категории – по вертикали. Для каждой категории каждого уровня разработана смысловая интерпретация. Сразу представим четыре уровня основных типических черт личности или социально-психологических особенностей личности, отражающих присутствие или отсутствие черт хозяина. Данные уровни будут представлены терминами современной психологии. Традиционно они получили такие наименования, как: низкий уровень, средний, высокий и высший [1, 57–62]. Следует указать, что описания построены с учетом новых «хозяйных категорий», но без их выделения.

Низкий уровень развития «личности». Человек еще только начинает формировать себя как личность. Личная ответственность ему неприятна. В нем преобладает желание внешней твердой власти. К обществу данный человек относится как «паразит». Он не чувствует ответственности за судьбу группы или общества. Идея помощи, безличного служения ему чужда. К отверженным и несчастным он относится с брезгливостью. Если он становится над людьми, то испытывает пренебрежение к подчиненным. Всякая услуга, по его представлениям, предполагает денежный эквивалент. Его картину мира отличает потребительское отношение к средствам труда, к окружающему миру, к людям. Работа воспринимается им как тяжкая необходимость, она еще не дает вкуса и ощущения жизни. При этом он испытывает постоянный страх перед внешним миром, партнерами, конкурентами. Для этого человека священна групповая этика, он безоговорочно подчиняется групповой воле и групповым ценностям. Его идеалы пока еще неприложимы к реальности, а идеал «я» примитивен. Бог понимается лишь как карающая фигура. В мироощущении преобладает одиночество и «богооставленность». Эгоизм, пессимизм преобладают в его натуре. Чувство к семье и родине также является негативно-потребительским. Его основной принцип отношения к людям – недоверие. Развитие умственных способностей ограничено выработкой устойчивых условных рефлексов, жестких программ подсознания, работающих по алгоритмам. Жесткие вкусы, агрессия. Сознание отличается искажением информации, идет профанация мира.

Средний уровень развития «личности». Личную ответственность, как неприятную тяжесть, человек избегает и перекладывает на других. Окружающая реальность не нравится, но он ее уважает. Внешние ограничения, вынуждающие искать выход, ставить цели и задачи, воспринимаются отрицательно. В людях, как он считает, низшее начало сильнее высшего. Он осознает зависимость от группы, ощущает свое влияние на нее и ответственность перед группой. Ему приятно работать с другими, ощущая единство. При этом, человек может являться потенциальным членом лишь небольшого коллектива. Своих врагов он видит только во внешнем мире, а эффективным средством борьбы с ними считает контр – интригу. Смирение для него – это крайнее средство борьбы. Незначительные жертвы он делает без напряжения.  Человек, в отличие от низкого уровня развития, способен воспринять чужую культуру. Этику коллектива, группы он уже отделяет от своей этики и может сознательно ее изменять, формируя общественное мнение. Человек признает необходимость и определенную организующую роль труда, или какого – либо другого дела. Он считает, что человеку должно причитаться по труду и таланту, но появляются сомнения: разница в талантах делает мир устроенным несправедливо. К средствам труда он относится с уважением из практических соображений. При этом пока сохраняется деструктивное отношение к партнерам, конкурентам, врагам. Никакие компромиссы пока не возможны. В человеке среднего уровня уже есть понимание своей индивидуальной неповторимости. Он понимает, что личность надо формировать, но считает, что она важна для вождей, лидеров. Его самовыражение пока определяется социальным набором штампов. Критерием самоутверждения, как он считает, является социальное признание. При этом в нем есть осознание ограниченности возможностей внешнего мира. Отсюда формируется позиция разумного потребления, забота о внешнем мире, как источнике благ. Общая этика социально-наведенная. Система ценностей в целом пока еще определяется деньгами. Овладение знаниями, умениями, навыками необходимо ему для конкретных ситуаций. Дисциплина вырабатывается напряженными заданиями. Общая социальная этика: «живи и дай жить другим». В человеке среднего уровня возникают ощущения Божественного внимания, любви и помощи, но человеческая душа, как он считает, все-таки, – арена  дьявола, его действиям неумело пытается противостоять Бог. Человек максимально стремиться к благоустройству в своем жилье. В его психологии присутствует семейный эгоцентризм. Чувства к родине амбивалентны на фоне умеренного патриотизма, но есть отчетливое стремление поживиться за ее счет. Человек осуществляет разнообразные попытки творчества, но на его творениях, как он считает, должна стоять его фамилия.

Высокий уровень развития «личности». Человек высокого уровня развития личности отличается более широким спектром духовных качеств. Он ощущает духовность своих поступков, чувство ответственности резко возрастает. Свобода воли – условие всякой эволюции. Высшее начало в человеке сильнее низшего. Ведет себя гибко в любых условиях. В повседневной жизни много творчества. Он уважает внешнюю реальность и ощущает ее как приглашающую к творческому участию в эволюции. Внешние препятствия – проекция своих недоработок, акцентирующие актуальные внутренние проблемы. Человек играет в группе существенную роль. Точно видит свое место в группе. К друзьям относится ответственно, предъявляет моральные требования,  друзья с ним растут. У человека высокого уровня есть осознание безличного служения, когда он делает то, что должно быть сделано, не получая вознаграждения. Одиночество воспринимает как творческое состояние, когда приходят мысли и чувства  из тонких планов тонкого мира.  Человеку свойственно милосердие. Он понимает необходимость жертвенно труда, приносит его радостно. Страдания воспринимает как этапы эволюционной работы. Своих тайных врагов видит лишь в своем подсознании. Идеал «я» – важнейший инструмент, помогающий находить правильное решение. Человек не жалеет сил на его обдумывание, формирование, т.к. он источник энергии и информации. Перестройка картины мира не редкое событие, положительное с сильным религиозным чувством. Человек умеет видеть духовных учителей и духовных учеников. Чужая культура становится частью внутренней культуры, как и родная. Человек может управлять кризисом, понимает его смысл и необходимость, воспринимает как тяжелую жертву, как переход на качественно иную ступень существования и реализационной власти. Личные ценности относятся к культуре и духовности. В партнерстве, сотрудничестве человек стремится к совместной работе в неразделенных сферах влияния, что требует согласованности мировосприятия и идеологии. Цель в партнерстве – конструктивная работа, обучение обеих сторон. Враги – это есть низшие программы подсознания. Труд – основное содержание всей жизни, требующее внутреннего напряжения. Внутренняя работа – разновидность труда. Понимает, что работа нужна эволюции в том виде, в каком она предлагается судьбой, от качества ее исполнения зависит зарплата, карьера, но и судьба мира. Результат работы несет отпечаток личности. Средства труда очень существенны, их тщательно бережет, о них заботится из «мистических» соображений: хороший инструмент приносит удачу. Личность человека – инструмент психики, а не его сущности. Во внешних ситуациях он видит такие подробности, которые не видны никому, пока он их не назовет. Человеку суждена нелегкая борьба за право на свое видение. Социальные штампы самовыражения тесны. Самоутверждение идет по достижениям во внутреннем мире – работе над собой. Человек – часть внешнего мира, являющегося живым, одушевленным, осмысленным, сильно нуждающимся в человеке. Личная этика сильно расходится с социальной этикой. Жизнь значительно ответственнее. Шкалу ценностей, отличную от социально утвержденной, приходится отстаивать перед самим собой. Материальные ценности – вспомогательные средства, обеспечивающие условия для достижения цели – свободы духовного развития, самовыражения. Акцент на идеальных ценностях культуры. Вместе с тем, низшие проявления внешней среды человек склонен игнорировать, недооценивая их, а, значит, не умеет их победить. При этом, он обладает независимостью от внешних условий, непритязательностью к окружающей среде. Развитие умственных способностей связывает с глубоким творческим проникновением в предмет. Выучиться необходимо так, чтобы адаптироваться к новым условиям. Технику совершенствовать не в ущерб энтузиазму. Человек ориентируется на высшее начало в окружающих людях, зло – низшая и временная ступень добра. Он не смотрит на людей, как на средство достижения своих целей. Жизненная позиция оптимистична. Нет ощущения бессмысленности и хаотичности своей жизни и мира. Поддержка стен дома. Дом и семья в порядке, их цель – служение миру. То же относительно Родины. Человек стремится уравновесить патриотизм с интернациональным сознанием. Проблема воздействия на ситуацию трансформируется на  проблему восприятия ситуации, помогает понять то, что непостижимо никаким другим  образом. В творчестве образ наполняется сильной энергией, отчуждается от автора и живет своей жизнью. Человек отчетливо ощущает Божественное присутствие. Служение Богу и его забота о человеке – факты жизни.

Высший уровень развития «личности», на наш взгляд, отражает способности человека, приближенного к Богу. Человек сознательно идет на создание ситуации с сильным ограничением своей внешней свободы. Внешние препятствия необходимы как условия момента выбора, постановки целей – наиболее интересные и творческие. Апеллирование к высшему «я» в других людях. Воспринимает групповую работу как часть эволюции тонкого и плотного миров. Свои обязательства рассматривает с позиций значения действий группы в тонком мире. Главным является не внешний результат, а качественный эволюционный рост  коллектива, который помогает духовному росту отдельных членов. Когда коллектив решает внутренние проблемы, внешние проблемы решаются легко. Человек угадывает (видит) безличную волю Абсолюта. Служение Абсолюту – наиболее творческая и естественная  часть его жизни. Он видит жертвы и жертвование, понимает,  как и когда  их следует приносить, а, главное, какую роль они играют в судьбе людей. Смирение перед волей Абсолюта формирует высшую волю. Он постигает внешние проблемы, задачи, которые стоят перед миром, добровольно принимая участие  в них. Идеал «я» разработан тщательно и подробно. Высший уровень эмоционального развития. Человек являет миру Бога в любом своем обличье. Перестройка картины мира идет постоянно. Человек все время учится, дает возможность духовного развития всем окружающим его людям. Вокруг него сильное энергетическое поле. Изучение чужой культуры дает новые силы. Никакие черты идеала не считает обязательными. Обладает большой реализационной властью, видит несколько вариантов развития будущего и может выбирать, какой будет реализован, исходя из конкретных обстоятельств, в чем заключается жизненное творчество. Он не имеет внешних врагов. Любой партнер несет волю Божию. Его главные внешние оппоненты – хаос, принцип инволюции.  Всю жизнь воспринимает как работу. Этика сложна. Выполнение его просьб как благословение. Основная нагрузка на внутреннюю работу. Внешние ситуации являются контролем для внутренних достижений. Любая просьба к нему, как он считает, божественного происхождения, старается ее исполнить. Личность – рабочий инструмент для связи внешнего и внутреннего миров. Сознательное управление внутренним миром. Адекватное восприятие внешнего мира. Точное самовыражение. Гибкая, подвижная, пластичная личность. Удары по личности воспринимает безлично, нет самолюбия в общепринятом смысле, лишь сожаление о собственном несовершенстве. Человек расширяет свои представления о внешнем мире, включая и тонкий мир. Умеет связывать два мира воедино, интерпретируя внешние события, как проявления внутренней жизни. Человек знает, что его мысли, эмоции не есть его внутреннее дело, но влияют на внешний мир. Людей видит как духовных существ. Человек учится постоянно, согласуя свои новые познания со своей общей картиной мира. Каждое дело со стремлением повысить свой уровень. Все контакты учебные, как события в духовной жизни, как возможность развязать проблемы. Он заранее подготовлен к любой встрече, к любому разговору. Социальная этика детальна. При нем люди хотят исповедаться. Он больше видит, более внимательно смотрит. Человек хорошо видит будущее и высший смысл происходящего. С Богом общается постоянно и в этом его самоутверждение.  Дом в порядке, имеет мистический эволюционный смысл. Патриотизм – как планетарное сознание. Человек хорошо видит духовный смысл ситуации. Практически может воплотиться в любой образ, что дает возможность непосредственно ощутить другого человека. Действует образ, а не человек. Умеет создавать энергетический вкус во всем, отсюда секрет обаяния и власти. Каждое произведение индивидуально. Вся жизнь в контакте с Богом, который помогает подбирать роли в различных ситуациях, готовит эти ситуации, чтобы человек помог Ему их разрешить.

Представим модель идеального хозяина или «истинного хозяина» по всем категориям внутри. Нами выделены 12 положений  по трем кругам: 1) круг «хозяина-личности»; 2) круг «времени»; 3) круг «пространства». Они характеризуют идеализированный тип хозяина и необходимые его черты.

I. Круг «хозяин-личность»: «воля», «бережение», «мера», «державие».

1) «Истинный хозяин» это, прежде всего, человек, который ищет и знает, что составляет его Веру, по каким Законам он живет.  Он имеет свои Ключи в жизни. Он имеет сильную волю и импульс к жизни.

2) Он знает своих предков, знает свои традиции, знает таланты и наследственные способности, обладает истинной свободой. Он хорошо бережет и охраняет свое хозяйство.

3) Он всегда ищет, кто или что поможет раскрыть его   собственную индивидуальность, его благодать: кто или что поможет завоевать общественное признание и авторитет. Он хорошо чувствует меру и динамику отношений, он умеет гармонично соизмерять вещи и дела.

4) Он знает, что истинная власть – это власть от Бога. Истинный хозяин избран Богом и принят миром для проведения в мир закона и воли Бога. Он управляет по законам чести и совести, с позиций истинной веры и высшего правопорядка. Он целеустремлен и гибок в достижении цели.

II. Круг «времени», в него входят категории: «ценение», «творчество», «выбор» и «общество».

1) Он принимает мир земной как ратное поле, как тяжкий труд, жизнь как несение креста, исполнение некоего земного долга. При этом он осознает, что жизнь в теле ограничена временем. Вместе с тем, истинный хозяин знает, что в этом же самом земном мире живет «дух божий». Это есть накопление творческого потенциала, работа по вдохновению, радость от выполненного труда. Земная жизнь – и тяжкий крест, и великая радость! Он трудолюбив и фундаментален.

2) Он осознает Бога в себе и других. Он умеет творить. Он поднимается до высшего духовного преображения, осмысления устройства мироздания и своего места в нем. Он любит новые пути и решения.

3) Он понимает  законы иного мира, познает и принимает экстремальные ситуации, ведущие к победе над страхом смерти. Он обладает природной мудростью, глубиной мысли и силой слова. Он признает два пути познания мира: рациональный и иррациональный. Он не боится принимать поворотные решения и делать строгий выбор.

4) Он пробуждает разум благим словом. Обладает высшей ответственностью, позволяющей делать правильный выбор, у него высокие цели и идеалы. Его отличает праведное служение, направленное на преображение мира, честь и совесть, внешняя строгость и внутренняя чистота, обусловленные силой духа и силой веры. Его отличает высший профессионализм. Он умеет использовать творческий потенциал общества или группы, оставаясь свободным и независимым мастером.

III. Круг «пространства». В него входят категории: «ум», «дело», «выгода», «счастье».

1) Он умеет эмоционально познавать мир, информацию, стремится понять место добра и зла в мире, стремится разобраться в себе, со своей собственной душой, внутренней сущностью, оценивает себя с позиций добра и зла, ведет борьбу с собственным темным началом. Он открыт восприятию новых знаний и их передаче.

2) Он готов к борьбе, битве, к накалу страстей и эмоций – во имя мира, любви, богатства, гармонии, душевного успокоения. Он готов вести путь воина. Он человек долга, к тому же умеющий служить, претерпевать сложности, подчиняя себя поставленным задачам. Умеет сплотить вокруг себя много людей, умеет управлять большими коллективами, воздействует на мир. Он четкий в работе и добросовестный в ее исполнении.

3) Он обладает даром учительства и водительства других, умеет концентрировать и использовать огромные внутренние силы, расширяет сферу влияния и поле деятельности, являет большую энергетическую отдачу. Он притягивает богатство, укрепляет материальное имущество, заботится о росте благосостояния. Он ищет выгоду и прибыль.

4) Он ищет гармонию и успокоение, приобретение силы телесной и душевной, мира, покоя, любви, красоты, богатства, всеобщей благодати и добродетели. Итогом его деятельности является душевное равновесие, душевное освобождение от всех невзгод и печалей, полное раскрытие души, красота и чистота души. Он удачлив и умеет быть счастливым.

Таким образом, сформирована модель инструментов, с помощью которых возможен поиск необходимой информации для определения ментальности русского хозяина на разнообразном источниковом материале.

Литература

1.Волгирева Г.П. «Сотвори мя помощником всему миру» – как лейтмотив русской ментальности // Русский мир. Пермь, 2007. Вып. 4.

2.Савицкий П.Н. Хозяин и хозяйство // Континент Евразия. М, 1997.

3.Философский энциклопедический словарь. М, 1989. 815 с.

 
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.