Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

УДК 37.012

Горлова Ю.С.

Применение информационных технологий на уроках английского языка

НОУ СПО «Экономико-компьютерный техникум», НОУ ВПО «Индустриальный институт»

 

В статье рассматривается проблема внедрения Интернет- технологий в процесс обучения иностранным языкам в образовательных учреждениях. Преимущество внедрения Интернет - технологий в процесс обучения в настоящее время уже не вызывает сомнений и не требует дополнительных доказательств.

In the article the Internet technologies introduction problem of foreign languages training in process of educational institutions is considered. The Internet technologies introduction advantage in training process doesn't cause doubts and doesn't demand additional proofs

В современном обществе все более возрастает роль иностранных языков. Знание иностранного языка дает молодежи возможность приобщиться к мировой культуре, использовать в своей деятельности потенциал обширных ресурсов глобальной сети Интернет, а также работать с информационными и коммуникационными технологиями и мультимедийными средствами обучения.

Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, то есть практическое владение иностранным языком. Задачи преподавателя - активизировать деятельность каждого учащегося в процессе обучения, создать ситуации для их творческой активности. Основной целью обучения иностранному языку учащихся образовательных учреждений является воспитание личности, желающей и способной к общению.

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в процессе обучения английскому языку. Это не только современные технические средства, но и новые формы преподавания, новый подход к процессу обучения. Использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей студентов, их уровня обученности, склонностей. Изучение английского языка с помощью Интернет-технологий  вызывает огромный интерес у учащихся.

Преимущество внедрения Интернет-технологий в процесс обучения в настоящее время уже не вызывает сомнений и не требует дополнительных доказательств. За последнее время было написано немало работ, в которых исследователи раскрыли позитивное влияние различных форм Интернет-коммуникации – электронной почты, чата, форумов и т. д. – на формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся. Непосредственно ресурсы сети  Интернет являются бесценной и необъятной базой для создания информационно-предметной среды образования и самообразования, удовлетворения их профессиональных и личных интересов и потребностей. 

    Различные федеральные целевые программы в области образования дают возможность осуществлять обучение иностранным языкам с помощью Интернет-технологий.

 На современном этапе обучения иностранным языкам разрабатываются учебные Интернет-ресурсы, направленные на комплексное  формирование и развитие [2]:

- аспектов иноязычной коммуникативной компетенции во всем многообразии ее компонентов (языкового, грамматического, социокультурного, компенсаторного, учебно-познавательного);

- коммуникативно-когнитивных умений осуществлять поиск и отбор, производить обобщение, классификацию, анализ и синтез полученной информации;

- коммуникативных умений представлять и обсуждать результаты с ресурсами сети Интернет;

- умений использовать ресурсы сети Интернет для образования и самообразования с целью знакомства с культурно-историческим наследием различных стран и народов, а также выступать в качестве представителя родной культуры, страны, города и т. д.;

-    умений использовать ресурсы сети Интернет для удовлетворения своих информационных и образовательных интересов и потребностей.

   Терминологический аппарат методики обучения иностранным языкам с использованием современных  Интернет-технологий пока еще находится на стадии становления.  Это  и объясняет тот факт, что нередко для обозначения одних и тех же понятий и явлений используются разные термины. Наиболее используемым в научной литературе является термин Интернет-технологии. Под ним  в методике обучения следует понимать совокупность форм, методов, способов и приемов обучения иностранному языку с использованием ресурсов сети Интернет. Иными словами, Интернет-технологии –  это использование сети Интернет при обучении иностранному языку.

Информационные ресурсы сети Интернет содержат текстовый, аудио - и визуальный материал по  различной тематике на различных языках. Однако для того, чтобы учащиеся не потерялись в изобилии информации разного содержания и разного качества, а наиболее продуктивно использовали ее для удовлетворения образовательных интересов и потребностей, появилась необходимость в разработке специальных учебных Интернет-ресурсов, направленных на обучение учащихся работать с ресурсами сети Интернет. В отличие от форм телекоммуникации учебные Интернет-ресурсы создаются исключительно для учебных целей. Использование в учебном  процессе, как форм телекоммуникации, так и ресурсов сети Интернет способствует развитию познавательной деятельности учащихся и достижению основных целей обучения предмету. Эффективность использования Интернета определяется тем, что учащийся как бы «забывает», что он находится в процессе изучения  иностранного языка, перед ним ставится лишь определенная интересная познавательная задача.

Надо отметить, что сегодняшние  образовательные учреждения сталкиваются с большими трудностями: далеко не в каждом образовательном учреждении, где даже и имеются все технические возможности, преподаватель иностранного языка зачастую не в состоянии их использовать на своих занятиях. Нельзя забывать о том, что развитие современных технологий сегодня обязывает иметь  (например, навык работы в Интернете), без учета которого невозможно движение.  С другой стороны, сеть Интернет представляет преподавателям иностранного языка безграничные возможности для получения любого рода информации, что может сделать уроки увлекательными, а сам процесс подготовки преподавателя к занятиям – более быстрым и эффективным.

Также можно  использовать Интернет-ресурсы в различных видах образовательной деятельности:

- интегрирование в контекст урока аутентичных материалов сети;

- для самостоятельной работы обучаемых, с целью поиска информации в рамках заданной темы.  

Интернет создает уникальную возможность для изучающих иностранный язык пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями языка.

Обычно Интернет-технологии используют для таких целей, как: для включения материалов сети в содержание урока, для самостоятельного поиска информации учащимися в рамках работы над проектом.

Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке:

- формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности,

- совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, также соответственно подготовленных учителем,

- совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных учителем или кем-то из учащихся материалов сети,

- пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного иностранного языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества,

- знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенно речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка.

Оптимальным является также создание мультимедийной Power Point презентации. Применение компьютерных презентаций на уроках позволяет ввести новый лексический, страноведческий материал в наиболее увлекательной форме, реализуется принцип наглядности, что способствует прочному усвоению информации. Самостоятельная творческая работа учащихся по созданию компьютерных презентаций как нельзя лучше расширяет запас активной лексики.

Следовательно, можно сделать вывод, что преподаватели иностранного языка стоят перед необходимостью поиска и внедрения новейших методических идей развития познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время.

Конечно, использование  Интернет- технологий  облегчает работу преподавателя на уроке: экономит массу времени, дает возможность предоставить дополнительный интересный  материал, увеличить коэффициент эффективности урока, но создание урока с применением Интернет-технологий требует  кропотливой подготовительной  работы.

 

Литература:

1. Всемирный доклад ЮНЕСКО по коммуникации и информации, 1999-2000 гг. – М. – 2000. – 168 с.

2. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999. – 191 с.

3.Открытое образование – объективная парадигма XXI века / Под общ. ред. В.П. Тихонова. – М.: МЭСИ, 2000. – 288 с.