Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

УДК 378:59 (07)

Хвалина Е. А.

ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ   ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ

Тульский государственный университет

 

В статье рассматриваются вопросы преподавания дисциплины «Концепции современного естествознания» иностранным студентам. В ней предложена программа данного курса.

Ключевые слова: иностранный студент, концепции современного естествознания, адаптация, программа.

Современный специалист – это человек заинтересованный в результатах своего труда, видящий перспективу развития профессиональных навыков, мобильный в нестандартных ситуациях, имеющий целостные представления о современном окружающем мире и законах его развития. В связи с этим, к профессиональному образованию предъявляются определенные требования.  В вузах для каждой специальности формируется перечень дисциплин необходимых для изучения. В соответствии с ГОС третьего поколения студенты, обучающиеся по экономическим специальностям, изучают дисциплину «Концепции современного естествознания» (КСЕ). Данная дисциплина  - это общеобразовательная дисциплина, которая формирует представление о естественнонаучной картине мира как основе целостности и многообразия природы, о принципах универсального эволюционизма и ценностях единой мировой культуры. Человек – часть природы, и знание законов ее развития необходимы любому специалисту.

Важной задачей высшего образования, помимо передачи знаний и умений, становится формирование личности профессионала, содействие его идентификации с профессией. Для достижения целей формирования личности специалиста в учебном заведении организуется такое обучение, которое обеспечивает переход, трансформацию познавательной деятельности в деятельность профессиональную с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, действий, средств, предметов и результатов.  Как правило, учебные дисциплины работают на профессиональную подготовку будущего специалиста, что позволяет студенту уже с первых дней учебы в вузе сформировать представление об объекте своей деятельности.

Высшее образование в России уже давно стало интернациональным. В российских вузах обучаются граждане из стран Европы, Азии, Африки, Америки. Иностранные студенты обучаются в группах вместе с российскими студентами или только с иностранными учащимися. Как правило, в группах только иностранных студентов, учащиеся не достаточно хорошо знают русский язык.

Испытывая трудности адаптации, иностранные учащиеся оценивают каждую дисциплину с точки зрения значимости для их будущей профессиональной деятельности. КСЕ входит в список сложных дисциплин. Сложность дисциплины заключается в большом количестве специальных терминов и понятий по различным дисциплинам: физике, химии, биологии, астрономии, географии, объем которых постоянно расширяется от занятия к занятию. Студенты не успевают усвоить получаемую информацию и относительно быстро теряют интерес к предмету.                                                                                                        

В настоящее время отсутствуют в широком доступе учебные пособия и методические  материалы, адаптированные для работы с иностранцами. Как показывает опыт преподавания дисциплины КСЕ наиболее трудные  темы для иностранных студентов – это: научные методы и критерии научности; элементы теории относительности; энтропия, биологический уровень организации материи. Темы, которые студенты изучают с интересом – это: виды взаимодействий в природе, возникновение солнечной системы и планеты Земля; происхождение жизни; биосфера и человек.

В работе предлагается рабочая программа по КСЕ для иностранных студентов. Исходя из опыта преподавания данной дисциплины, необходимо выделить темы, которые необходимо изучить более глубоко, а по ряду тем дать необходимую и достаточную информацию.

 По мнению автора, курс КСЕ должен содержать следующие разделы:

1.  Естественнонаучная и гуманитарная культура: наука как явление культуры, специфика гуманитарного и естественнонаучного знания, естествознание в системе наук.

2.  Развитие научного знания. История естествознания. Научные картины мира.

3.  Уровни организации  материи: Материя и ее формы, структурные уровни организации материи: микро -, макро – и мегамиры.

4.  Пространство и время. Фундаментальные физические взаимодействия.

5.  Законы сохранения в физике. Динамические и статистические закономерности в природе.

6.  Естественнонаучные знания о веществе: химические процессы, реакционная способность веществ.

7.  Планета Земля: возникновение солнечной системы и планеты Земля, внутреннее строение Земли, экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геохимическая.

8.  Биосферный уровень организации материи: происхождение жизни, генетика и эволюция.

9.  Биосфера и человек: возникновение человека и общества; физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность человека; биоэтика; биосфера и космос; ноосфера.

  1.  Самоорганизация в живой и неживой природе. Понятие самоорганизации в природе. Самоорганизация и саморазвитие. Синергетическая концепция самоорганизации.
  2.  Принципы универсального эволюционизма. Путь к единой культуре.

Структура программы должна представлять тесную взаимосвязь естественнонаучных дисциплин, сохраняя их самостоятельную значимость в единой мировой культуре.

Для практических занятий предлагаются следующие темы: наука и ее роль в жизни общества; международное научно – техническое сотрудничество – основа для сближения наций; методы научного познания: методы наблюдения и интуиции;  лауреаты Нобелевской премии года; человек: здоровье, творчество и работоспособность. При подготовке к практическим занятиям иностранные граждане знакомятся с наукой и учеными своей страны, местом национальной науки в мировой культуре; составляют режим дня и выбирают рациональное питания с целью повышения работоспособности и творчества  в период обучения в семестре и во время сессии; изучают научные достижения в области естественных наук отмеченные нобелевской премией прошедшего года.

В виду сложности терминологии курса и большого объема получаемой информации для иностранных студентов планируются индивидуальные занятия с преподавателем. На этих занятиях возможно проведение экскурсий, встречи с учеными вуза, посещение современных научных лабораторий вуза, знакомство с научной работой иностранных студентов, обучающихся в вузе. Одной из форм индивидуальных занятий остается выступление студентов с докладами  по темам рефератам.  

Контроль знаний по окончании изучения дисциплины проводится в форме тестов и беседы по одной из изученных тем.   

Для обеспечения результативности в изучении дисциплины «Концепции современного естествознания» обходимо четкое выполнение требований программы с учетом разных уровней подготовленности студентов по русскому языку «на старте».

 
Секции/подсекции