Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Волкова С.А.

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ

  Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17», г.Соликамск

 

В данном докладе рассматриваются вопросы общения ребенка с другими людьми, отношений взрослого и ребенка – дошкольника, отношений между сверстниками. Особое внимание уделено влиянию уровня интеллектуального развития на взаимоотношения детей в группе сверстников.

Ключевые слова: общение, эмоциональное отношение, интеллект, совместная деятельность, интеллектуальное развитие, сверстники, успешность, популярность. 

This report deals with the child's communication with others, adult and children's Affairs of pre-school children, relations between peers. Special attention is paid to the influence of level of intellectual development of children's relationships under peer pressure.  

Keywords: attitude, communication, emotional intelligence, joint activities, intellectual development, peers, success, popularity.

 

Потребность в общении – одна из самых важных человеческих потребностей. Особенно велика роль общения в детстве. Для ребенка общение с другими людьми это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития.[5;78]

Возраст 3-7 лет — это «начальный период образования личности», во время которого «впервые создается набор основных свойств, определяющих статус ребенка в группе». Важное значение приобретает оценка личных качеств ребенка, а положительные личностные качества становятся одним из мотивов выбора детьми друг друга для совместной деятельности и общения. [3;93]     

Л.О. Курганская выделила факторы признания ребенка среди сверстников в дошкольном возрасте. Это успешность в индивидуальной и совместной деятельности; особенности личностного поведения ребенка; оценка успешности взрослыми. В общении со сверстниками ведущим являются деловые мотивы, возникающие в совместной деятельности. Старшие дошкольники чувствительны к тому, в какой мере сверстники видят в них личность. [1;75]                                                                       

Под интеллектом мы понимаем совокупность основных когнитивных структур. Дошкольный возраст сензетивен для интеллектуального развития. В возрасте 6-7 лет появляются новообразования в когнитивной сфере. Преобладает наглядно-образное мышление, и появляются зачатки словесно-логического мышления. Развивается речь и увеличивается словарный запас ребенка. Активно развивается воображение, представления и формируется произвольная память. [6;52]

К старшему дошкольному возрасту, дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных знаний, овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов. Дошкольникам доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания. Но не следует в тоже время, и переоценивать их умственные возможности. Логическая форма мышления хотя и доступна, но еще не характерна для них. Даже приобретая черты обобщенности, их мышление остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами и их «заместителями». Высшие формы наглядно-образного мышления являются итогом интеллектуального развития дошкольника [1;68]

К 6-7 годам у детей существенно меняется отношение к одногодкам. В это время ребенок способен к внеситуативному общению, никак не связанному с тем, что происходит здесь и сейчас. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других детей. В этом возрасте между ними уже возможно общение в привычном для нас понимании этого слова, то есть не связанное с играми и игрушками. Дети могут долго просто разговаривать (чего не умели в младшем дошкольном возрасте), не совершая при этом никаких практических действий. [6;63]

Экспериментальное исследование показало, что детям легче общаться, если они эрудированны, у них развита речь, проявляется логика в суждениях и высказываниях. Если в группе сверстников преобладает определённый вид мышления, то дети, имеющие иные склонности образуют свою микро группу и меньше общаются с большинством. На общение детей в группе сверстников влияет не только значимые взрослые, но и их индивидуальные особенности. Дети с более высоким уровнем интеллекта пользуются большей популярностью в группе сверстников, но кроме того на общение также влияют качества личности.

 

Литература:

  1. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов пед. институтов / Под ред. М.В. Гамезо. – М. 1984 .

  2. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф Обухова. - М. 2004.

  3. Осорина, М.В.  Секретный мир детей / М.В. Осорина. – СПб.  2004

  4. Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология / Е.Ф. Рыбалко. - СПб. 2003 .

  5. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками / Е.О.Смирнова. - М. 2000.

  6. Холодная М.А. Психология интеллекта / М.А Холодная. - СПб. 2002.

 
Секции/подсекции