Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

Майдибор О.Н.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В КАЗАЧЬИХ ГИМНАЗИЯХ

Педагогический институт Южного федерального университета

 

The summary. Patriotic education is defined not узконаправленной military-drill, and a wide range of cultural properties of a society in which lives and the person functions.

Thereof the content of article opens the cultural values of region assisting active progress of personal qualities of cadets of the Cossack grammar schools by means of the fine arts.

As means of progress the graphic activity based on art traditions of region in interoperability with way of the Cossack traditions acts.

Keywords: patriotic education, the fine arts, the Cossack grammar schools, additional formation of children.

Аннотация. Патриотическое воспитание определяется не узконаправленной военно-строевой подготовкой, а широким спектром культурных достояний общества, в котором живет и функционирует личность. Вследствие этого содержание статьи раскрывает культурные ценности региона, способствующие активному развитию личностных качеств кадетов казачьих гимназий средствами изобразительного искусства. Средством развития выступает изобразительная деятельность, основанная на художественных традициях региона во взаимодействием с укладом казачьих традиций.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, изобразительное искусство, казачьи гимназии, дополнительное образование детей.

В последние годы заметно повысился интерес к реализации образовательного и воспитательного потенциала изобразительного искусства в системе дополнительного образования в связи с растущим пониманием в современной обществе значения изучения истории Родины, патриотического  воспитания детей; с поиском новых форм, методов, целей воспитания, основанных на этнопедагогике, на традиционных нравственных ценностях, к которым относятся патриотизм, гражданственность, человеческая порядочность. Знания о культуре, истории, образы природы родного края, запечатленные в детской памяти, сопровождают повзрослевших детей всю жизнь. Система дополнительного образования детей обладает широчайшими возможностями патриотического воспитания через изучение воспитанниками природы, культуры, истории своей местности, территориального региона. Занятия в учреждениях дополнительного образования в отличие от школьных уроков позволяют эффективно решать многие учебно-воспитательные задачи за счет реализации широкого спектра форм и методов обучения.

Дополнительное образование детей как вариативная, сущностно мотивированная часть общего образования позволяет обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ. Сам термин «дополнительное образование детей» появился в начале 1990-х г.г. в связи с принятием Закона РФ «Об образовании», Система дополнительного образования в России формировалась из уникальных отечественных форм внешкольной работы и внешкольного воспитания. После 1991 г. Система внешкольного воспитания не только не распалась, но, в отличие от других типов образовательных учреждений, получила приращение. В соответствии с /законом РФ «Об образовании», с 1992 г. Внешкольные учреждения стали именоваться учреждениями дополнительного образования детей, произошло качественное изменение содержания и форм деятельности, как учреждений, так и педагогов дополнительного образования детей. В педагогической практике большинства стран Европы внешкольная образовательная деятельность называется, как правило, «неформальным образованием» (Non-formal education), альтернативным образованием (alternative education)/

Проблема патриотизма не нова и имеет глубокие корни. Однако быстро меняющийся социальный мир выдвигает более сложные грани этой проблемы. Патриотическое воспитание мы понимаем как отражение в системе ценностей учащегося отношения к родине, своему народу, традициям на тех или иных этапах развития цивилизации. Это «вечная тема» традиционной отечественной педагогики, обусловленная объективной необходимостью целостности государства, общинного образования. В россии идея гражданско-патриотического воспитания развивалась в русле народной философской и педагогической мысли, но вместе с тем ее отличало качественное своеобразие, которое определялось спецификой развития самодеятельных начал в жизни народа. В условиях общинной жизнедеятельности сложились традиции самоуправления, взаимопомощи, социальной защиты и целостности общины, Родины в целом, достижения согласия путем коллективного обсуждения насущных проблем, что явилось одним из истоков формирования основ любви к Родине, гражданской ответственности за свою страну.

Гражданско-патриотическое воспитание в отечественной педагогике формировалось на основе идеи единства общины, государства и народа. Прогрессивные мыслители прошлого (Аристотель, Сократ, Авиценна и др.) оставили бесценное наследие по воспитанию у подрастающего поколения любви к Родине. В отечественной педагогике предшествовали идеи воспитания сынов Отечества, мужественных отважных его защитников, стремящихся способствовать во всех отношениях славе Отечества (И.И. Бецкой, Н.М. Карамзин, М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин и др.). Большой вклад в патриотическое воспитание внесли В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский и др. В разработку теории и практики патриотического народного воспитания значительный вклад внесли П.П. Блонский, Ф.Ф. Королев, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др. В последние годы общетеоретическая проблема патриотического воспитания исследовалась в работах Р.Г. Абдулатиповой, Л.М. Арчажниковой, А.В. Барабанщикова, В.П. Борисенкова, А.Е. Дмитриева, Л.А. Ибрагимова, Т.С. Комаровой, П.В. Конаныхина, Г.А. Коноваловой, С.А. Константинова, Ю.Г. Круглова, С.В. Кузина, И.И. Легостаева, Б.Т. Лихачева, В.А. Сластенина, А.Д. Солдатенкова, М.Г. Тайчинова и др.

Анализ методической литературы, учебных программ дисциплин художественно-эстетического цикла в общеобразовательных школах нередко показывает поверхностный уровень знаний учащихся о таком понятии, как «патриотизм». Изучение опыта работы педагогов общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования детей в данном контексте, анализ научной литературы, а также результаты собственной педагогической практики позволили нам выявить противоречие между возрастающей потребностью общества в осуществлении художественно-эстетического и патриотического воспитания во взаимосвязи и недостаточной теоретико-технологической разработанностью проблемы патриотического воспитания учащихся средствами художественно-прикладной деятельности; между возможностями организации эффективного патриотического воспитания средствами изобразительного искусства школьников в системе дополнительного образования детей и их реализацией на практике.

Мы полагаем, что патриотическое воспитание детей в системе дополнительного образования средствами изобразительного искусства будет эффективным, если выявить возможности изобразительного искусства как педагогического средства патриотического воспитания школьников и как самостоятельного направления воспитательной работы. Необходимо также реализовывать педагогические условия в системе дополнительного образования детей, обеспечивающие наиболее эффективное использование процесса патриотического воспитания учащихся средствами изобразительного искусства в целостном учебно-воспитательном процессе в системе дополнительного образования детей.

Историко-педагогический анализ проблемы патриотического воспитания учащихся в системе дополнительного образования детей в теории и практике образования обнаруживает разрушение существовавшей системы ценностей и отсутствие вновь созданных; замалчивание и размывание в средствах массовой информации необходимости воспитания молодых людей ак достойных защитников Родины, воспитания чувства гордости за свое \отечество, поскольку обеспечить соблюдение прав и свобод каждого гражданина внутри страны и быть свободным и независимым от других стран может только сильное государство, обладающее мощным потенциалом не только и не столько технических, сколько людских ресурсов, сильных духом, волей и патриотизмом. Очевидно в связи с этим, что формирование патриотизма подрастающего поколения необходимо осуществлять системно, т.е. мерами политического, экономического, социального, духовно-идеологического, информационно-психологического, педагогического и иного воздействия, на основе общегосударственной идеи, на базе существующих и прошлых традиций.

Особенности патриотического воспитания учащихся в процессе художественно-изобразительной деятельности в системе дополнительного образования, учитывая характер психологического воздействия искусства, повышают творческий потенциал формирующейся личности посредством мыслей, чувств, переживаний людей, выраженных в художественных образах произведений русских художников, становятся доступными обществу, передаются из поколения в поколение. Процесс воспитания происходит неназидательно, недидактично, а связан с общечеловеческим, общезначимым, общеинтересным; он не только сообщает, но и формирует, развивает, доставляет человеку радость, эстетическое наслаждение; объединяет людей, побуждает их к сотворчеству, активизирует их сознание, формирует ценностные ориентиры, нравственные предпочтения, социальные идеалы, убеждения; комплексно воздействует на каждого молодого человека: на его рациональную и эмоционально-волевую сферу одновременно.

В соответствии с поставленной целью и авторской позицией в ходе исследования была выдвинута гипотеза: развитие патриотического сознания современных кадетов будет результативным, если:

-         данный процесс рассматривается как форма интеграции образования и изобразительного искусства в условиях факультатива.

-         закрепление теоретического материала, полученного в условиях основного образовательного процесса на практических занятиях по изобразительному искусству в условиях факультатива.

-         создана педагогическая концепция развития патриотического сознания кадетов средствами изобразительного искусства

-         выявлены пути и средства патриотического сознания в казачьих гимназиях.

-         разработан методический комплекс, способствующий развитию патриотического сознания в казачьих гимназиях.

В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы задачи исследования:

  1. изучить процесс и условия развития патриотического сознания средствами изобразительного искусства в казачьих гимназиях;
  2. разработать критерии и показатели сформированности патриотических качеств личности в условиях казачьих гимназий;
  3. разработать концепцию развития  патриотического сознания средствами изобразительного искусства и определить возможность её реализации в условиях казачьих гимназий;
  4. обосновать изобразительную деятельность кадетов как эффективное средство развития патриотического сознания;
  5. разработать научно-методические рекомендации по развитию патриотического сознания кадетов, обеспечивающие взаимодействие школьного и дополнительного образования средствами изобразительного искусства.

Общую методологию исследования составляют философские труды по проблемам художественного познания, эстетические аспекты творческой деятельности, рассматривавшиеся известными мыслителями начиная с античных философов (Анаксагор, Аристотель, Платон, Сократ и др.), у которых впервые возникла идея личного творчества; философов-рационалистов (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц и др.), веривших в неограниченную силу человеческого познания; философов-эмпириков (Ф.Бэкон, Д.Локк, Д.Беркли и др.), воспринимавших творчество как удачную, но случайную комбинацию уже существующих элементов. В немецкой классической философии (И.Кант, Г.Гегель, К.Маркс и др.) впервые последовательно раскрывается диалектика художественно-образного познания в искусстве, творчество понимается как созидательная, предметно-преобразующая деятельность. Отечественные философы (А.С. Арсеньев, М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, В.С. библер, М.В. Демин, И.А. Ильин, М.С. Каган, И.С. Кон, В.А. Лекторский, В.В. Розанов, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский. Э.Г. Юдин и др.) большое значение придавали эстетическим категориям. Для современных ученых (Б.Г. Лукьянов, Н.П. Пищулин, Ю.А. Огородников, В.А. Разумный, В.А. Цапок и др.) творческая деятельность в искусстве – духовная деятельность, содержащая в себе высокие эстетические и морально-нравственные принципы.

Вопросам формирования и развития творческой личности посвящены психологические исследования С.И. Архангельского, Ю.К. Бабанского, Е.П. Белозерцева, В.В. Волкова, Б.Т. Лихачева, Н.П. Саккулиной, А.И. Щербакова и др. Психологические аспекты творческой деятельности человека рассматриваются в трудах П.П. Блонского, Е.И. Игнатьева, А.Н. Лука, Р.С. Немова, О.И. Никифировой, В.П. Полонского. Я.А. Пономарева, П.В. Симонова, Д.Н. Узнадзе и др.

Большое теоретическое и практическое значение для решения стоящих перед нами задач имеют психологические труды отечественных ученых, занимавшихся проблемами творчества и восприятия (В.П. Зинченко, В.И. Кириенко, Б.С. Мейлах, Я.А. Пономарев, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон и др.). Положения педагогической науки об обновлении высшего педагогического образования, об инновационной культуре учителя значимы для нашего исследования в методологическим плане, так как выдвинутая проблема обусловлена и задачами подготовки педагогических кадров.

Фундаментальные методические исследования различных аспектов изобразительной деятельности (В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьев, В.С. Кузин, Т.С. Комарова, С.П. Ломов, В.К. Лебедко, Л.Г. Медведев, Н.Н. Ростовцев, Н.П. Хворостов, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова и др.) способствовали уточнению сущности художественного обучения.

Разработаны теории и концепции: культурологического подхода (И.Е. Видт, A.B. Вилъковская, И.Ф. Исаев, А.А.Прищепа, М.Л. Ситникова, В.А. .Сластёнин, и др); теории и практики гражданского и патриотического воспитания (С.А. Алиева, Г.А. Алмонд, Л.И. Аманбаева, А.Н. Вырщиков, О.С. Газман, З.Т. Гасанов, A.C. Гаязов, В.В. Дьяченко, Г.Н. Филонов, А.Я. Камалетдинова, В.В. Макаров, C.B. Марзоев, В.К. Савельев и др.).

Решение поставленных задач обеспечивалось комплексом взаимодополняющих методов исследования: анализ литературы в контексте проблемы исследования, обобщение научных, методических статей, учебных пособий и монографий по рассматриваемой проблеме, диссертационных исследований, государственных стандартов и образовательных программ по патриотическому воспитанию, графики, живописи, скульптуре; изучение практического опыта обучения изобразительному искусству в казачьих гимназиях и кадетских корпусах; длительные педагогические наблюдения за учебно-творческой работой воспитанников, беседы; педагогический эксперимент; анализ содержательных компонентов учебно-творческой деятельности воспитанников казачьих гимназий и выполняемых ими практических живописных заданий, а также творческих работ художников, собственной творческой деятельности в батальной живописи и опыта работы художников-педагогов в системе дополнительного образования. Особое место в исследовании отведено педагогическому эксперименту.

Научная новизна исследования заключается:

-         в выявлении этапов развития патриотического сознания  в историческом аспекте и характеристик целостного воспитательного процесса в новых образовательных условиях;

-         в обосновании интегративного методического комплекса по изобразительному искусству, способствующего формированию личностных характеристик как целевой установки патриотического воспитания в казачьих гимназиях;

-         в обосновании педагогических основ патриотического воспитания как целостной системы, обеспечивающей взаимодействие школьного и дополнительного образования в условиях обучения в казачьих гимназиях;

-         обоснован методический комплекс по изобразительному искусству, включающий содержательный, целевой, технологический и контрольно-результативный компоненты, составленные с учетом специфики учебно-творческой деятельности;

-         выявлены педагогические условия, активизирующие процесс развития патриотического сознания средствами изобразительного искусства у воспитанников казачьих гимназий.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты настоящей работы позволили углубить и расширить научное представление о методических возможностях, о приемах и формах развитии патриотического сознания:

-         систематизирован теоретический материал по психологии, истории искусств, педагогике и методике с учетом специфики обучения изобразительному искусству кадетов, исходя из современных образовательных задач;

-         научно обоснован принцип продуктивного развития качеств личности, осознанной патриотической позиции в общеобразовательной системе, выявлены художественно-образные компоненты изобразительной деятельности, дана их содержательная характеристика на основе историко-педагогического осмысления философских и психологических теорий познания;

Практическая значимость исследования заключается в её прикладной части: разработаны специфические интеграционные подходы и методические приемы изобразительной деятельности в развитии патриотического сознания в новых образовательных условиях и определена возможность их реализации в системе казачьих гимназий и кадетских корпусов; разработаны и внедрены в практику казачьих гимназий программы: «Исторический пейзаж», «Батальная живопись» (приложение № 1, 2); учебно-методический комплекс «Историко-патриотическая живопись» (Приложение № 3).

Научная обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается принципами научной методологии, обоснованности комплекса теоретических и экспериментальных методов исследования, адекватных его цели, задачам и логике, опорой на эмпирические данные, репрезентативностью количества участников констатирующего и формирующего эксперимента, их статистической значимостью, а также воспроизводимостью результатов эксперимента и практическим опытом автора.

Патриотическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства имеет определенный смысл и свои особенности, а также свои формы отражения в сознании развивающейся личности. Их определяет сочетание понятий «патриотическое» и «восприятие чувства величия и красоты окружающего мира – Родины посредством изобразительного искусства». Это сочетание в исследовании становится в центре проблемного поля и позволяет охарактеризовать патриотическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства как одно из направлений воспитания школьников и в системе дополнительного образования детей.

 

Литература:

  1. Буровкина, Л. А. Декоративно-прикладное искусство в системе средств эстетического воспитания учащихся в художественной школе [Текст] /Л.А. Буровкина. – М.: МГПУ, 2008. – 124 с.
  2. Васильев В.В. "Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы" // Воспитание школьников. - 2006. - № 2. - С. 2.
  3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы
  4. Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2007. – 208 с.
  5. Прищепа А.А. Теория и практика художественного образования в педагогическом вузе (Личностно-ориентированный культуросообразный контекст) : Дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02 : Ростов н/Д, 2003 463 c.

 

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.