Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

Тимченко Е.А.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Специализированный учебно-воспитательный комплекс «Сад-школа» №6 г.Симферополя

 

В статье рассматриваются вопросы применения игровых форм обучения на уроках биологии в средней школе. Даны предпосылки использования игровых элементов, особенности их методических приемов.

Ключевые слова: учебно-воспитательный процесс, педагогические технологии, игра, дидактика, творческая деятельность.

Didactic game as one of the terms of developing students’ creative potential students on biology classes.

The article is devoted to the problems of using game forms of studying on biology classes at high school. The principles of using elements of game and the peculiarities of methodic techniques are given.

Key words: educational process, pedagogic techniques, game, didactics, creative activity.

Гуманизация отношений как одна из педагогических задач, признание ценности отдельной личности в ее индивидуальной неповторимости и психологизация всей системы учебно-воспитательного процесса послужили почвой для создания эффективных педагогических технологий, составной частью которых является игра. Игры родились как альтернатива традиционным и общераспространенным формам учебно-воспитательного процесса, как обновление того, что было в организации образовательной и воспитательной работы, как движение вперед с опорой на накопленный опыт.

Игра – это ведущий вид деятельности ребенка любого возраста и самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка. Слово «играть» применительно к ребенку в давние времена означало «жить» и «дружить». Игра является отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка. Игровой коллектив – это социальный организм с отношениями сотрудничества, навыками общения.

  Проблема включения игры в учебно-воспитательную систему всегда интересовала отечественных и зарубежных педагогов. Удивительна по своему содержанию авторская школа Саммерхил, созданная в 1924 году английским педагогом Александром Нейлом. Основной ее целью являлись свобода и счастье детей, а один из принципов гласил: игра должна стать обязательным условием всех видов деятельности в школе, так как является естественной потребностью детского организма.

Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Приходится искать эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках ученик работал активно и увлеченно, использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Немаловажную роль здесь можно отвести дидактическим играм.

Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроке, справедливо усматривает в них возможность эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формой их общения с присущими им элементами соревнования, неподдельного интереса.

Профессор С.А.Шмаков  в своей работе «Игры учащихся - феномен культуры» [2] ставит перед педагогами задачу создать игровую образовательную систему, программы игр по всем учебным предметам, по биологии в том числе. Опыт показывает, что как бы ни был хорошо подготовлен преподаватель, как бы он ни владел предметом, но все равно ученики предпочитают его объяснению хорошую игру, где они будут сами познавать мир, будут взаимообучаться.

Необходимо отметить, что учебная игра есть творческое повторение конкретной человеческой деятельности на глубоко личном уровне с элементами оригинальной новизны, полезности и значимости в условиях самостоятельности или соревнования с соперником. В процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя. Чтобы победить в игре-соревновании, надо много вспомнить, осмыслить за короткий промежуток времени. Другими словами, игра на уроке является  комплексным носителем информации. Игровой метод позволяет к тому же охватить больше учащихся при опросе или при закреплении нового материала. В играх участвуют даже самые пассивные, самые равнодушные. Играем везде, где уместно, не боясь нарушить структуру урока. Общаясь, школьники учатся развивать свои мысли, отстаивают их, не боятся быть осмеянными.

Специфической и непосредственной целью игровой технологии является спонтанно направленное развитие личности играющего школьника. Это систематическое и последовательное воплощение на практике концепций инновационных процессов в образовании, заранее спроектированных на основе тех идей, которые признанны в мире в качестве высоко значимых ценностей личности и общества.

Игра занимает 1/5 часть времени урока, не вытесняя практической деятельности. Обучение школьника происходит воздействием на его органы зрения: демонстрация опытов, чтение материала (в памяти остается 50% наблюдаемого, 30% прочитанного), органа слуха – монолог учителя, диалог с учителем, с одноклассниками (в памяти остается 10% услышанного), практическая деятельность самого ученика, самостоятельная работа (в памяти остается 90% сделанного самим). Выучить необходимый материал ученика можно либо заставив его, либо заинтересовав. Игра предполагает участие всех участников в той мере, на какую они способны. Учебный материал в игре усваивается через все органы приема информации, причем делается это непринужденно, как бы само собой, при этом деятельность учащегося носит творческий характер. Происходит 100% активизация деятельности учеников на уроке. Причем интеллектуально развитые дети занимают лидирующее положение, обучая отстающих в командной игре. Известно, что слово сверстника  имеет больший вес для подростка, чем слово учителя. Соревновательность в работе, возможность посовещаться, острейший дефицит времени – все эти игровые элементы активизируют учебную и творческую деятельность учащихся, формируют интерес к предмету.

Особенно полезной представляется игровая методика при воспитании и обучении учащихся средних классов, когда детская познавательная мотивация приобретения знаний уже заметно ослаблена, а взрослое осознание необходимости изучения непростого материала еще недостаточно сформулировано. Поэтому современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможность эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.

Во время урока-игры формируются следующие коммуникативные способности и качества учащегося:

- умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами;

- позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие»;

- умение сопереживать, т.е. радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений;

- умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств;

- умение взаимодействовать и сотрудничать;-  умение оценивать себя и своих товарищей.

Ролевые игры на уроках биологии - эффективный способ вовлечь учащихся в коммуникативную деятельность, они способствуют развитию коллективной компетенции.

В ролевой игре используется другая методика общения с учащимися, в корне отличная от привычных всем объяснения, рассказа, показа, повторения, от самых традиционных форм. Ролевая игра не похожа на обычный урок, она интересна и приносит детям радость, активизирует познавательную деятельность, расширяет кругозор, реализует творческие силы и возможности. И ни один вид деятельности не обладает такой прочной органической базой, как игра-деятельность, предписанная самой природой развития человека. В основе ролевой игры лежат маленькие сценарии, которые надо разыграть по распределённым ролям. На таких уроках биологии учащиеся принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием темы урока, особенностью решаемой проблемы. В игре могут присутствовать персонажи, имитирующие биологические, медицинские, социальные, деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуации. Дети на ролевых играх показывают очень высокую степень творчества: они с удовольствием пишут сценарии, к сценарию стихи и песни, шьют костюмы, делают рисунки, муляжи.

Ролевая игра на уроках биологии формирует умение учащихся, развивает умение коллективно решать проблемы, оперативно принимать обоснованные решения, прогнозировать последствия предпринимаемых действий, развивает инициатив, умение оперировать биологическими и медицинскими понятиями.

Основные предпосылки применения на уроках игровых элементов, положительно влияющих на учебный процесс при изучении естественных наук, в том числе и биологии:

  • использование игровых элементов на уроках биологии позволяет наиболее естественным и простым способом “возбудить деятельность научного воображения, приучить ученика мыслить в духе биологической науки и создать в его памяти многочисленные ассоциации биологических знаний с самыми разнородными явлениями жизни: со всем тем, с чем он обычно входит в соприкосновение” т.е. разбудить творческие способности индивидуума;
  • формирование личности учащегося в значительной степени связано с воспитанием у него положительно ценностного отношения к учебной деятельности, а через нее и к ценностям культуры. В учебном процессе ценностные ориентации личности взаимодействуют с ценностями научного познания и науки в целом;
  • увлечение детей телевидением и мультсериалами обуславливает привлечение хорошо знакомых детям героев в биологические задачи, позволяет “подать” эстетическую привлекательность науки с помощью привычных персонажей мультфильмов;
  • в процессе игры незаметно для учащихся происходит обучение, реализующее принципы деятельности, утверждающие, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на “открытие” им нового знания;
  • игра включает все элементы учебной деятельности: учебную задачу (цель, личностно значимую для ученика, которая мотивирует изучение нового материала), учебные действия (предметные и мыслительные действия учеников, направленные на разрешение учебной задачи и “открытие” нового знания), действия самоконтроля и самооценки (когда ребенок сам оценивает результаты собственной деятельности и осознает свое продвижение вперед). В игре сравнительно легче создать для каждого ребенка ситуацию успеха, которая становится стимулом для дальнейшего продвижения его по пути познания;
  • в процессе игры реализуются также принципы психологической комфортности (снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая раскрывает детей и в которой они чувствуют себя “как дома”), вариативности (развитие у учащихся вариативного мышления, т.е. понимание возможности различных вариантов), креативности (творчества), который предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности [1].

Таким образом, игровые формы обучения позволяют оживить учебный процесс, сделать его более привлекательным для учащихся, повышают интерес к предмету в целом, активизируют мышление и позитивное поведение, в процессе игры происходит более эффективное приобретение новых знаний, умений и навыков, обогащается индивидуальный опыт, создается атмосфера творческого сотрудничества.

 

Литература:

1.  Пушкарева Ю.А., Серебрякян А.П. Использование нетрадиционных форм обучения при изучении естественнонаучных предметов в гуманитарной школе// Наука и школа.- 1999.- №1.

2.  Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. - М., Новая школа, 1994. -  240 с.

 

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.