Лямова Н.Е.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
Петрозаводский государственный
В данном докладе рассматриваются аспекты использования воспитательных возможностей занятий по иностранному языку.
Ключевые слова: воспитание, аспекты.
This report examines the aspects of the usage of pedagogical possibilities at the lessons of foreign language.
Key words: education, aspects.
Оптимальное использование воспитательных возможностей процесса обучения иностранному языку – одна из актуальных проблем методики. Вопросы воспитания через этот предмет в ВУЗе рассматриваются редко. Иностранный предмет становится собственно учебным предметом, лишь будучи включенным в процесс обучения. Т.о. студент на занятии взаимодействует не только с языком, но и фактически со всем, что имеет отношение к обучению.
В процессе обучения иностранному языку желательно выделить те аспекты, которые могут выступать в функции факторов воспитания в той или иной степени автономно.
1) Содержательный аспект.
Это содержание текстов для чтения, статьи из журналов, из Интернета. Получая в процессе обучения определенные сведения о здравоохранении страны изучаемого языка (Германии), о науке, ученых Германии и России, знаменитых врачах, о готовности пожертвовать жизнью ради науки и здоровья людей, об упорстве в достижении цели - студент сопоставляет всё и формирует свое отношение к ним, свои убеждения. Т.о. содержательный аспект очень важен, т.к. определяет одно из направлений самовоспитания студента.
2) Предметный аспект.
Его содержание – это лингвистическая информация и сам лингвистический материал: слова, словосочетания, предложения, как готовые фразы для заучивания, речевые образцы. Это содержание приобретает в учебном процессе форму упражнений, которые являются той универсальной единицей презентации предмета, с которой студент имеет дело в процессе учебной деятельности. Воспитательная функция предметного аспекта обеспечивает положительное отношение студента к иностранному языку, как к источнику получения информации, как к средству общения, взаимопонимания людей, укрепления связей и доверия между ними. Знание языка, осознание форм речи и закономерностей, их функционирование – это способствует воспитанию у студента речевой культуры.
3) Трудовой аспект.
Учение по своей природе – это труд. Действия студента направлены на запоминание материала, на формирование и развитие умений и навыков его использования. Направленность их действий на решение учебных задач, преодоление трудностей является действительным фактором воспитания. Участие в учебном труде содействует формированию нравственных качеств, упорства, моральной готовности к труду: от изучения текстов и медицинской лексики учебника до чтения медицинской литературы, журналов, статей в оригинале и выступление на научных конференциях на иностранном языке, которые проходят ежегодно.
4) Организационный аспект.
Он включает в себя функцию управления учебной деятельностью. В рамках этого аспекта формируется отношение студентов к правилам ВУЗа, а именно медицинского факультета, выработке сознательной дисциплины. Посредством четкой организации процесса обучения всё это превращается в норму поведения студента (посещение занятий и подготовка к ним, чтение специальной литературы, необходимость сдачи и работа со словарями).
5) Социальный аспект.
В процессе обучения студент находится в определенном социальном окружении, постоянно вступает в контакт с преподавателем, со студентами академической группы и других групп, т.к. некоторые группы состоят из студентов-представителей разных групп. Это взаимодействие формирует у него умение изучать и оценивать качества других людей и группы в целом, способствует социальному опыту общения с людьми. Справедливость, требовательность, этические нормы, которыми пользуется преподаватель, студенты, их взгляды, отношение к учебе, дисциплинированность, целеустремленность, уважение друг к другу, вкусы оказывают взаимодействие на формирование личности студента.
6) Коммуникативный аспект.
Его содержание это: а) наблюдение за общение преподавателя и группы, преподавателя со студентами; б) личное общение студента с преподавателем; в) общение с другими студентами в группе. В процессе общения вырабатываются культурно-этические нормы поведения студента: умение слушать других, вести себя сдержанно, тактично, вежливо, развивается чувство дружбы и готовности прийти на помощь.
Общение также помогает студентам (особенно это касается студентов I курса в сентябре-октябре) избавиться от таких качеств, как неуверенность в себе, скованность, застенчивость.
7) Методический аспект.
Он включает: а) используемые преподавателем методические примеры; б) применение различных форм обучения и технических средств.
Некоторые приемы содействуют развитию чувства индивидуализма, лидерства, а другие, которые обеспечивают условия для формирования взаимопомощи, чувства коллективной ответственности, взаимной ответственности: подготовка презентации к конференции, желание помочь, чтобы все выглядело ярко и интересно, помогать в самой презентации, «болеть» за своего одногруппника, желание поддержать его в борьбе за призовое место.
8) Материальный аспект.
Этот аспект подразумевает учебники, учебные пособия, оборудование. Студенты должны бережно использовать личную и университетскую собственность: не рисовать, не подписывать перевод над словами, не вырывать листы для подготовки пересказов и устных тем. Воспитывается чувство экономии и уважения к чужому труду.
9) Контролирующий аспект.
Контроль обычно важен как форма обратной связи, которая дает преподавателю информацию для дальнейшей работы. Кроме того он имеет и воспитательную функцию: очень важным фактором является оценка. Оценивая работу студентов справедлива, преподаватель формирует у студента желание трудиться, содействует воспитанию критического отношения к себе и др. Если оценка завышается, то воспитывается самодовольство, пренебрежительное отношение к учебе. Если оценка занижается, то это вызывает недовольство, отрицательное отношение к предмету, студент теряет веру в свои силы.
10) Психолого-эмоциональный аспект.
Эмоции являются сопутствующим элементом деятельности и способствуют успешному решению учебно-воспитательных задач.
Положительное эмоциональное воздействие на студентов оказывает новизна предмета (это уже не просто немецкий язык, а немецкий язык для студентов-медиков), олимпиады (присутствие соревнования), конференции и т.п. Очень многое здесь зависит от преподавателя. Общий мажорный настрой занятия, жизнерадостность, взаимное доверие, чувство юмора и обусловленное такими факторами настроение делают студентов добрее, отзывчивее и вместе с тем они становятся более восприимчивыми, положительно настроенными к учебным занятиям.
Большое значение имеет климат в группе. Холодность и официальность в поведении преподавателя мешают полноценной деятельности на занятии, порождают чувство отчужденности. Таковы основные аспекты процесса обучения иностранному языку, которыми определяются воспитательные возможности предмета.