Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Глазун М. А., Головина Т. А.

 

ТЕОРИЯ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ГРУППАХ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Алтайский государственный технический университет

 

The work is devoted to cooperative learning in foreign language teaching when students work together in small groups. The factors influencing on the efficiency of cooperative methods of foreign language teaching were determined.

 Key words: cooperative-learning methods; foreign language teaching; communication skills; interdependence; individual accountability.   

Работа посвящена описанию методики обучения иностранному языку в малых группах. Были определены факторы, влияющие на эффективность групповых методов обучения иностранному языку.

Ключевые слова: групповые методы работы, обучение иностранному языку, коммуникативные навыки, взаимозависимость, учет индивидуальных особенностей.

Две очень сложные для методики преподавания иностранного языка задачи – создание языковой среды и организация самостоятельной работы студентов, можно решить, используя групповые методы работы студентов. Приобретение  навыков самостоятельной работы формирует у студентов чувство ответственности, учит самостоятельно находить информацию, обдумывать ее и соответственно вызывается интерес к изучаемому предмету. Прежде всего, рассмотрим систему обучения и процессы взаимодействия субъектов образовательного пространства с позиций научного знания.    

Педагогические системы функционируют и развиваются по определенным объективным законам, которые организуют процесс обучения и управляют им. Они являются самоуправляемыми системами, так как регулируются собственными внутренними механизмами. Система обучения - самоорганизующаяся, поскольку она является открытой, неравновесной, нелинейной системой, так как  имеет возможность вариативного пути развития, обменивается информацией и ресурсами с окружающей средой, очень чувствительна к внешним воздействиям. В частности, обучение иностранному языку как педагогический процесс также является самоуправляемой самоорганизующейся системой.

Согласно теории самоорганизации, совместно действующие силы образуют порядок, а рассогласованное движение беспорядок и хаос. Уравнение термодинамики Больцмана S=KBLnW было введено в теорию самоорганизации для описания степени порядка и беспорядка системы. Если применить это уравнение к системе обучения, в частности в теории сотрудничества студентов на занятиях по иностранному языку, то KB – постоянная Больцмана, W- возможное количество микросостояний системы. По закону Больцмана замкнутые системы, которые не обмениваются с окружением ни энергией, ни информацией эволюционируют в сторону увеличения в них беспорядка, хаоса и дезорганизации, пока не достигнут точки термодинамического равновесия, в которой всякое производство работы становится невозможным. В отличие от закрытых, открытые системы обмениваются с окружающей средой энергией и информацией. Таким образом, извлекается новая энергия взамен отработанной энергии, которая рассеивается в окружающей среде. Такая энергия способна производить полезную работу. Открытая система не может быть равновесной, так как ее функционирование требует постоянного поступления энергии из окружающей среды, в результате извлекается порядок из окружающей среды и вносится беспорядок. В системе возрастает неравновесность, разрушается прежняя взаимосвязь между элементами системы. Между ними возникают новые связи, которые приводят к кооперативным процессам, т.е. к коллективному творчеству. То же самое происходит и в процессе обучения [2].

Приведем следующий пример. В любом газа молекулы движутся с определенной скоростью и если в газ забросить другую молекулу, которая движется с большей скоростью, она увеличит скорость других молекул, если ее скорость не будет снижаться. Частица будет заряжать систему, передавая энергию другим частицам, постепенно они приобретут скорость этой частицы. При этом имеется температура окружающей среды (информация, знания), и температура стенок сосуда (преподаватель или хорошо успевающий студент). Влияние окружающей среды может превысить влияние внедренной частицы (преподаватель). То же самое происходит и со знаниями: если один студент в группе знает больше остальных, то он будет повышать уровень знаний других членов группы. Те студенты, которые в традиционной методике считаются слабо успевающими, при совместном обучении достигают состояния успеха, так как они могут чему-то научиться у хорошо успевающих студентов.

Однако должны учитываться различные факторы, оказывающие влияние на самоорганизацию процесса обучения иностранному языку.  Нами были выделены следующие факторы: 1. уровень базовых знаний; 2. организация дидактического материала и последовательность его изучения; 3. взаимодействие студента и преподавателя; 4. взаимодействие студента с информационной средой;  5. сотрудничество студентов в группах в процессе обучения; 6. отношение студентов к обучению; 7. результаты обучения.

Идея сотрудничества очень стара. Еще в Талмуде было указано, что для того, чтобы чему-то научиться, нужен партнер по обучению. Римский философ Сенека охарактеризовал сотрудничество в обучении так: когда ты кого-то обучаешь, сам выучишь дважды. Йохан Комениус (1592-1679) утверждал, что студенты приобретают многое,  обучая других студентов и обучаясь у них.  Сотрудничество студентов формируется при их совместной деятельности. Такой совместной деятельностью могут быть следующие формы занятий:

  1. Соревнование между студентами или группами студентов (олимпиада, конкурс, викторина)
  2. Дискуссия
  3. Круглый стол
  4. Конференция
  5. Ролевая или деловая игра
  6. Участие в форумах, чатах
  7. Кейс-метод

Концепция совместной продуктивной деятельности преподавателя со студентами и студентов друг с другом была разработана В.Я. Ляудис. В.Я. Ляудис отмечает, что продуктивное учебное взаимодействие должно носить длительный характер. При этом студент включается в решение продуктивных задач на основе взаимодействия и сотрудничества с преподавателем и другими студентами. В ходе такого сотрудничества происходит становление механизмов саморегуляции поведения и личности студентов, овладение студентами способов выполнения новой деятельности [1]. 

При работе студентов в больших группах назначается консультант, который заранее подготавливается преподавателем. Далее консультант распределяет обязанности между студентами в группе, решает в каком порядке построить работу, руководит обсуждением выдвигаемых проблем, принимает решения, направляет деятельность всей группы и контролирует ее. Кроме того, студенты могут получить групповое задание, которое будет выполняться в течение недели или месяца: написание доклада, подготовка сообщения, проведение исследования, изучение проблемы или словаря по определенной тематике и т.д.  Во  время работы в группах студенты должны не только сами понять и решить проблему, но и убедиться, что другие члены группы поняли ее и только тогда цель такого сотрудничества считается достигнутой. Метод сотрудничества, кроме того, выполняет и воспитательную функцию, студенты учатся понимать, что важен не только свой собственный успех, но и успех людей окружающих тебя, чувствовать радость от успеха других и удовольствие от помощи другим людям. Цель сотрудничества не достижение цели как таковой, а изучение заданной проблемы. Каждый студент пытается вложить свой вклад в решение проблемы и тем самым получает самоудовлетворение и заинтересованность. Однако это не значит, что соревновательные методы обучения должны отрицаться,  в общем комплексе методических приемов соревнование также является продуктивным методом обучения на определенном этапе программы. Нами были определены функции преподавателя, организующего занятие по методике сотрудничества студентов:

  1. Представить цели занятия
  2. Предложить механизм проведения занятия: определить размер групп, принцип разделения студентов на группы, роли студентов в группах, представить материал для работы.
  3. Объяснить задание и подчеркнуть зависимость студентов друг от друга, определить критерии успеха
  4. Управлять процессом работы студентов: наблюдать за их работой, оказывать помощь, давать консультации.
  5. Оценивать работу студентов в группах.

Однако, организовывать занятия по иностранному языку, используя методику сотрудничества студентов, далеко не простая задача. Работа в группах не просто нахождение студентов рядом и обсуждение предложенного материала, не работа одного сильного студента в группе вместо остальных. По нашему мнению, можно выделить 5 факторов,  которые должны учитываться в процессе групповой работы студентов:

  1. Взаимозависимость. Каждый студент понимает, что успех работы группы на занятии зависит лично от него и достигается только в том случае, если каждый студент справился с заданием. Студенты поддерживают друг друга, эффективно распределяют роли, убеждаются в том, что другие студенты в группе поняли материал, каждый студент группы может получить дополнительные баллы за то, что все студенты в группе справились с заданием хорошо.
  2. Учет индивидуальных способностей. Группа должна знать, кто из студентов нуждается в дополнительной помощи, поддержке и помогать такому студенту.
  3. Социальные навыки. Студенты должны обучаться также и навыкам общения между собой, что особенно касается не общительных студентов, навыкам принятия решения и т.п.
  4. Групповой анализ. Выделяется время, для того, чтобы студенты могли обсудить, насколько эффективно они работали в группе, определить причины неэффективной работы и методы ее улучшения.

Правильная организация самостоятельной работы студентов на занятиях по иностранному языку заключается в мотивированном управлении самостоятельной учебно-познавательной деятельностью, при этом меняется роль преподавателя и студента. Преподаватель относиться к обучаемым,  как к самостоятельным субъектам, способным учиться не по принуждению, а по собственному желанию и свободному выбору.

Нами был проведен опрос 70 студентов об их отношении к групповым методам работы на занятиях по иностранному языку. 48% опрошенных обнаружили общие интересы с собеседниками, 66% опрошенных считают, что сотрудничество облегчает выполнение заданий, 72% отметили, что такой вид деятельности повышает интерес к занятиям по иностранному языку.

Таким образом, положительный результат сотрудничества проявляется в том, что лучше усваивается учебный материал, приобретаются социальные навыки, формируется умение оценивать себя с разных точек зрения, более успешно решаются мыслительные задачи. 

«Литература»:

  1. Ляудис В.Я. Структура продуктивного взаимодействия// Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. М: Просвещение, 1990. –С. 37-52.
  2. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог с природой –М.: Прогресс, 1986. – С. 322-324.
 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.