Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Колупаева О.М.

Факторы, влияющие на подготовку будущих преподавателей профильной школы в классическом университете

Кемеровский государственный университет

 

В статье рассматриваются факторы, влияющие на подготовку будущих преподавателей профильной школы в классическом университете. Выделены четыре группы факторов: общие, региональные, психологические и образовательные. Определены формы работы со студентами, способствующие их готовности к работе в профильной школе.

Ключевые слова: факторы, подготовка будущих преподавателей, профильная школа, классический университет.

The article considers the factors influencing the preparation of the future teachers of specialized schools in the classical university. Identifies four groups of factors: general, regional, psychological and educational. Defines the forms of work with students to promote their readiness to work in a professional school.

Key words: factors, the preparation of future teacher, special school, classical university.

Для организации системы подготовки будущих преподавателей профильной школы в классическом университете мы считали целесообразным выделить факторы, влияющие на рассматриваемый процесс. Знание факторов, влияющих на подготовку будущих преподавателей профильной школы в классическом университете, позволит повысить продуктивность, организацию целенаправленной воспитательно-образовательной деятельности.

Анализ теоретических исследований позволил нам выделить факторы, которые, по нашему мнению, могут влиять на подготовку будущих преподавателей профильной школы.

Проводя оценку изученных мнений студентов о факторах, влияющих на их подготовку к работе в профильной школе, мы пришли к выводу, что сложность рассматриваемого процесса обусловливается действием многих разноплановых факторов, которые мы объединили в четыре группы: общие, региональные, психологические и образовательные (табл. 1).

Таблица 1

Факторы, влияющие на подготовку будущих преподавателей профильной школы

Общие

Региональные

Психологические

Образовательные

Социально-экономические условия жизни людей

Сеть ВУЗов, СУЗов, ПТУ

Ценностные ориентации студенческой молодёжи

Определяемые особенностями процесса подготовки будущих преподавателей профильной школы в целом

Духовная культура общества

Культурно-образовательный и профессиональный уровень общества, в том числе семьи

Мотивы выбора будущей профессиональной деятельности

Определяемые содержанием воспитательно-образовательного процесса в классическом университете по подготовке будущих преподавателей профильной школы

Средства массовой информации и др.

 

Направленность личности, склонности, способности, интересы, психофизиологические качества людей

 

 

К общим мы относим факторы, содержание которых зависит от общественно-экономического строя общества (социально-экономические условия жизни людей, духовная культура общества, средства массовой информации и др.)

К региональным – особенности экономического и демографического развития региона: а) наличие сети высших, средних и профессионально-технических учебных заведений; б) культурно-образовательный и профессиональный уровень семьи. Эти факторы оказывают влияние на выбор профессии студентом. Задачи высшего учебного заведения заключаются в том, чтобы выявить возможности управления каждым из них, обеспечить необходимые условия для выбора личностью сферы трудовой деятельности.

К психологическим факторам мы отнесли:

−       ценностные ориентации студенческой молодёжи;

−       мотивы выбора будущей профессиональной деятельности;

−       особенности личного характера: склонности, способности, интересы, психофизиологические качества людей.

К образовательным факторам мы отнесли:

Определяемые особенностями процесса подготовки преподавателей в целом. Определяемые содержанием воспитательно-образовательного процесса в классическом университете по подготовке будущих преподавателей профильной школы.

Группа психологических факторов зависит от развития личности. Группы общих и региональных факторов объединяют социально-экономические факторы, которые зависят от условий социально-экономического развития общества и специфических особенностей экономического и демографического развития региона (конкурентоспособность специалистов на рынке труда и спрос на данных специалистов, возможность трудоустройства и продвижения по службе, престижность профессии в обществе) и группа образовательных факторов, которая зависит от организации воспитательно-образовательного процесса вуза и проявляется в процессе обучения.

Таким образом, мы пришли к выводу, что на подготовку будущих преподавателей профильной школы в классическом университете наибольшее влияние оказывают психологические факторы («интерес к будущей профессиональной деятельности», «интерес к познавательной деятельности», «мотивы», «желание самосовершенствования», «желание заниматься будущей профессиональной деятельностью»). Общие и региональные факторы («конкурентоспособность специалистов на рынке труда и спрос на данных специалистов», «возможность трудоустройства и продвижения по службе», «престижность профессии в обществе», «средства массовой информации», «влияние семьи») и образовательные факторы («организация воспитательно-образовательного процесса в университете», «организация исследовательской работы», «организация профориентационной работы», «участие студентов в учебных и производственных практиках», «участие в студенческих отрядах»).

Группа образовательных факторов – ведущие факторы, которые проявляются в воспитательно-образовательном процессе вуза и оказывают влияние на группу психологических факторов. Группа образовательных факторов поддаются управлению, поскольку интерес к предмету деятельности развивается только в том случае, если человек участвует в этой деятельности. Поэтому, чтобы развивать интерес студентов вуза к будущей профессиональной деятельности, необходимо включать студентов в учебно-профессиональную деятельность, направленную на углубление и расширение знаний о будущей профессиональной деятельности.

На группу общих факторов мы повлиять не можем, но нам необходимо их учитывать при организации процесса подготовки будущих преподавателей профильной школы. Группа же региональных факторов частично подлежит нашему влиянию. А группу психологических факторов необходимо не только учитывать, но и использовать возможности воспитательно-образовательного процесса вуза, чтобы управлять данной группой факторов.

Поэтому, чтобы организовать дальнейшую экспериментальную работу, нам необходимо было, учитывая группы факторов, определить формы работы со студентами, которые способствуют их готовности к работе в профильной школе. С этой целью мы изучили мнения 1000 студентов (табл. 2).

Таблица 2

Мнения студентов о формах работы, влияющих на их готовность к работе в профильной школе

Формы работы

абс. число

% соотношение

Практико-ориентированные дифференцированные задания с учетом интересов и возможностей студентов

882

88,2

Научно-исследовательская работа студентов

680

68

Учебные и педагогические практики

645

64,5

Изучение специальных дисциплин

539

53,9

Знакомство с представителями профессии

417

41,7

Самостоятельная работа студентов

399

39,9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как видно из таблицы, определяющее значение на готовность студентов – будущих преподавателей к работе в профильной школе, по оценке самих студентов, имеют практико-ориентированные дифференцированные задания с учетом интересов и возможностей студентов. Данную форму работы отметили 88,2% респондентов. Немаловажное значение имеют научно-исследовательская работа студентов – 68%, а также учебные и педагогические практики – 64,5% опрошенных респондентов. Такая форма работы со студентами, как изучение специальных дисциплин, значима для 53,9% респондентов. Знакомство с представителями профессии выделили 41,7% опрошенных студентов. Самостоятельная работа студентов способствует готовности студентов – будущих преподавателей к работе в профильной школе, по мнению 39,9% опрошенных респондентов.

Всю дальнейшую экспериментальную работу мы выстраивали, управляя группой психологических, региональных и образовательных факторов, влияющих на подготовку будущих преподавателей профильной школы в классическом университете и учитывая общие факторы.

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.