Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

УДК- 378.115

Брылева М.Е.

ТЕХНОЛОГИИ СИТУАЦИОННОГО ЦЕНТРА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ст. преподаватель кафедры маркетинга и коммерции Владивостокского государственного университета экономики и сервиса

 

In article it is told about modern technologies of the situational centre in improvement of quality of high school formation. The tendency which has developed in a modern science according to which for today more versatile, multidimensional vision of system of higher education and multiplane consideration of the factors influencing quality of higher education and prospect of its development is required is proved

Keywords: the situational centre, higher education, indicators of quality, technology of the situational centre

В статье рассказывается о современных технологиях ситуационного центра в повышении качества вузовского образования. Обосновывается тенденция, сложившаяся в современной науке, согласно которой на сегодняшний день требуется более разностороннее, многомерное видение системы высшего образования и многоплановое рассмотрение факторов, влияющих на качество высшего образования и перспективы его развития

Ключевые слова: ситуационный центр, высшее образование, показатели качества, технологии ситуационного центра

Последние несколько лет в России пропагандируется «инновационный путь развития» или «модернизационный», который предполагает поиск и создание новых подходов и методов в решении экономических, социальных и политических проблем страны.  Но наряду с этим происходит все большее отставание по показателям развития отраслей и создания инновационной продукции от развитых стран. Инновационная продукция

В России сегодня не набирает и 1%, этот же показатель в Финляндии – более 30%, в Италии, Португалии, Испании – от 10% до 20%. Доля России в мировом объеме торговли гражданской наукоемкой продукцией уже в течение ряда лет не превышает 0,3 – 0,5 %. Для сравнения: доля США – 36 %, Японии – 30 %, Германии – 17 %, Китая – 6 %.[1]

Перевод страны на инновационный курс развития носит формальный характер, несмотря на то, что государство приняло на себя  инициативную роль новатора и пытается мотивировать создание и воплотить в жизнь всевозможные инновационные проекты.

Существование различных определений понятий: «инновации», «инновационный процесс» приводят к неоднозначному и порой противоречиво разному пониманию смыслового наполнения данных терминов. Отсюда возникает опасность «подгонки» под общий курс инновационного развития тех концепций  и проектов, которые на практике не являются таковыми. Существует трудность в определении субъекта инновационного развития, а также степени инновативности того или иного метода или инструмента и как следствие принятие неэффективных проектов и нецелесообразное распределение и без того незначительных материальных средств на НИОКР. У ведущих стран Запада расходы на НИОКР составляют 2–3% ВВП, в том числе у США – 2,7%, а у таких стран, как Япония, Швеция, Израиль, достигает 3,5–4,5% ВВП. У России этот показатель составляет примерно 1% ВВП.[2]

Расплывчатость рамок государственного вмешательства в экономические процессы за последние двадцать лет: от концепции управления до регулирования экономики – стало еще одним барьером на пути модернизационного пути развития страны. С учетом сложившейся практики сейчас предпринимаются попытки по усилению роли государства в регулировании процессов, проходящих в социальной и экономической сфере, путем разработки и реализации разных нормативно-правовых актов. Однако, поспешность и нескоординированность принимаемых решений, при их недостаточной организационно-методической проработке, обусловливает чрезмерное регулирование одних аспектов при недостатке внимания к другим. Переход за столь короткий срок от тотального вмешательства и контроля всех подсистем до почти полной в некоторых секторах  экономики либерализации. Быстрая смена методов и инструментов государственного регулирования, множественная реорганизация аппарата госуправления привели к существованию множества внутрисистемных проблем: бюрократии, коррупции и, что самое главное, – умению чиновников быстро подстраиваться под новые ориентиры без качественной перестройки работы.

Падение авторитета образовательной системы страны, несоответствие «взрослых» целей государства и вузовской программы приводит к невозможности и в будущем достигнуть задачи, поставленные  правительством РФ. Приуменьшение роли науки в стенах ВУЗА, недостаточное её финансирование со стороны государства, обуславливает неэффективность принимаемых решений, противоречивость методического инструментария и отсутствие истинно инновационных  подходов.

Вышеперечисленные факты говорят о необходимости использования совершенно новых методик решения социально-экономических проблем. Практика показала, что ставить во главу решаемых вопросов лишь экономические причины недостаточно для успешного развития общества. Необходимость использования не просто комплексного и системного подходов в формировании направлений государственного регулирования, а многоуровнего подхода к рассматриваемой проблематике очевидно назрел в ситуации бесконечных экономических реформ, зачастую противоречащих друг другу и не приносящих ожидаемых результатов.

Инновационный путь развития необходимо осуществлять не с изобретения инноваций в производстве и управлении, а с инновационного мышления. Использование многомерного восприятия ситуации делает возможным отказ от привычной причинно-следственной схемы реагирования на импульсы, посылаемые обществом. Исключение зависимости «проблема- формирование методического инструментария решения проблемы – само решение заявленной проблемы» делает невозможным ошибочную формулировку проблемы и как следствие абсурдность всей остальной цепочки последовательных действий.

Таким образом, «форма» (внешнее проявление функций, отношений, связей и законов) заранее не определена и приобретает свои очертания в процессе многомерного рассмотрения вопроса (со стороны различных научных подходов и школ, а также сформировавшегося практического опыта в данной сфере). На следующем этапе путем изменения формы определяется наиболее правильная из них в зависимости от возможности выполнения тех или иных функций или выделяются сами критические функции.

Такое рассмотрение процесса возможно только при коллективном подходе с использованием информационных технологий. Такой задаче служат ситуационные центры. Направление, ориентированное на формирование методологии и методики организации коллективной работы, возникло на базе исследований Московского методологического кружка, и связано с именами А.А.Зиновьева, В.А.Лефевра и Г.П.Щедровицкого. Проекты О.С.Анисимова и О.А.Жиркова описаны в настоящей монографии. Другие примеры можно найти в работах В.Е.Лепского, Г.Г.Малинецкого и А.Н.Райкова [3 - 5].

Ситуационный центр (СЦ) – пространство, предназначенное для динамического коллективного формирования образа действий организации в нештатной ситуации, обеспеченное ключевыми (критическими относительно решаемой задачи) ресурсами [6].

Перечислим компоненты определения ситуационного центра, учитывающего аспекты, существенные для дальнейшего изложения:

Уникальность анализируемой ситуации и решаемой задачи.

Формирование коллективного образа ситуации.

Наличие центра как точки сборки (места в пространстве), которое является определяющим для действий организации.

Разделение ресурсов на критические и все остальные (зависящее от решаемой задачи).

Ситуационные центры понимаются как точки максимальной  концентрации информационных потоков, связанных с постановкой и решением многодисциплинарных задач. Соответственно, именно ситуационные центры могут являться инфраструктурой для реализации указанных потенциальных возможностей.

Технологии, используемые в СЦ исключают создание образовательных не отвечающих поставленным задачам. СЦ позволяет переходить от анализа к конструированию новых объектов заранее предопределяя их успех.

Таким образом, в ходе исследования были сформулированы основные факторы негативного характера, влияющие на качество Вузовского образования. Исследование проводилось на базе ВГУЭС с помощью выборочного опроса пятисот человек (в состав выборки вошли: студенты, работодатели, бывшие студенты, преподаватели, стратегические партнеры университета).

Основным фактором снижающим качество образования экономических специальностей стал академический характер приобретаемых знаний неактуальный для практической деятельности. Что напрямую говорит об игнорировании высшего образования внешних импульсов и существование в рамках замкнутой системы.

Создание ситуационного центра на базе университета и использование технологий ситуационного центра позволяют полностью решить данную проблему. В данном случае ситуационный центр подразумевается как бесконечная инфраструктура, включающая в себя разные по характеру и длительности процессы концентрации общих усилий над решением поставленных задач. От их же сложности будет зависеть  выбор тех или иных технологий, использование определенной техники.

В данном случае импульс, поступающий из внешней среды в виде заказа от общества, госорганов, бизнессреды обрабатывается внутри определенной кафедры:

1.формулируется цель и задачи

2. распределяются роли внутри преподавательско-студенческого коллектива (планшетист, модератор и т.д.)

3. разрабатывается план мероприятий по решению поставленной проблемы

4. выбираются необходимые технологии, методы, методики для конкретного исследования и техника

5. осуществляется поэтапный контроль как внутри вуза так и со стороны заказчика

Весь процесс по решению отдельной задачи характеризуется повышенной гибкостью и мобильностью. От сложности самой проблемы зависит вся конструкция работы по её решению. Если заданная проблема односложна и не требует дополнительного разбиения на отдельные задачи, то участники ситуационного центра переходят сразу ко второму этапу деятельности.

Если же из формулировки заказа напрямую не вытекает способ её решения, то создается отдельный ситуационный центр для исследования проблематики и выявления основных и дополнительных критериев, влияющих на область деятельности заказчика. И в этом случае внутри нового ситуационного центра участники проходят вышеперечисленные этапы. Такой сценарий развития характерен для неоднозначных задач, например, банку необходимо создать клиентскую политику, формирующую положительный имидж банка. Работа ситуационного центра начнется с определения понятия «Имидж банка» и факторов, напрямую влияющих на него (уставный капитал, % по ставкам, страховая сумма возврата и т.д.) и имеющих косвенное влияние (ассоциативный ряд с названием или месторасположением, конкурентная политика и т.д.), выявит положительные и отрицательные стороны работы банка.

В том случае, когда цель оказывается многоуровневой внутри ситуационного центра образуется несколько рабочих групп (ситуационных центров) разного состава с одинаковыми ролями, при чем один и тот же участник находящийся в разных рабочих группах может иметь как одинаковую роль (планшетист), так и разные. Или подбираются группы разного состава. Таким образом, университет в лице кафедры становится центром мозгового штурма по решению конкретных задач, не имеющий четкой иерархии.

На четвертом  этапе («выбор технологий, техники») происходит развитие самой науки: когда для решения поставленной задачи существующих средств не хватает, создаются новые методы, методики, технологии и в том числе техники. При проведении исследования пассажиропотоков для администрации города Владивостока кафедрой маркетинга и коммерции ВГУЭС, студентом пятого курса была написана новая компьютерная программа позволяющая создать базу пассажиропотоков и выявить внутреннии зависимости между переменными.

Используя технологии ситуационного центра в Вузе решается основная проблема современного образования и современные студенты получают навыки и знания необходимые и востребованные во внешней среды, а научные открытия имеют актуальный практический характер. Так же исключается необъективное формирование образовательных программ и некачественные результаты исследований, так как контроль и непосредственное участие как в исследованиях так и в процессе обучения принимает внешняя среда в роли экспертов. Использование результатов работы ситуационного центра в производстве, статистике, госуправлении делают процесс взаимодействия не имеющим конечной даты. Это говорит о том, что если результаты не дали ожидаемого прогресса на предприятии или не решили поставленной задачи, то деятельность проекта продолжается, а постоянно пополняющаяся база данных по проведенным исследованиям может быть использована как для нового этапа работы с этим же субъектом внешней среды так и для остальных заказов.

В результаты работы ситуационного центра в стенах вуза обучение становиться профориентированным, соответствующим реалиям сегодняшней жизни, а стремление к научным открытием стимулируется финансовой поддержкой внешней среды

 

Литература:

1.Национальные инновационные системы в России и ЕС. М.: ЦИПРАН РАН, 2009. С. 170.

2 С.М.Рогов. Будет ли Россия мировым интеллектуальным центром? // Независимая газета. 22.01.2010.

3. Методологические аспекты инновационного развития России// Проектно-аналитическая записка по итогам работы Клуба Инновационного развития за 2009 г. //<http://www.reflexion.ru/club/index.html 14.3.2010>

4. Малинецкий Г.Г. Совесть, рефлексия и российские катастрофы// Рефлексивные процессы и управление. Сб. матер. VII Междунар. Симп. 16-17 октября 2009 г. , Москва// М.: Когито-Центр, 2009, с.158-162.

5. Райков А.Н. Лепесток опоры, или философия решений. - М.: СИНТЕГ, 2004. - 48 с. (Серия "Управление").

6.Информационные технологии и ситуационные центры: / Анисимов О.С., Берс А.А., Дубенский Ю.П. и др. /Под науч. ред. В.А.Филимонова/ Омск: Омский государственный институт сервиса, 2010.- 228 с.: ил.

 

 

 

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.