Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Федотова Л.А.

ВОЗМОЖНОСТИ  ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ  ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИАЛИН В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ.

Волгоградский государственный техническй университет

 

In this article considers the possibility of using modern geoinformation technologies in the study of humanities disciplines by students of technical colleges. 

Keywords: humanities disciplines, geoinformation technology, geocaching, GPS

Работа посвящена   обоснованию возможности применения  современных геоинформационных технологий при изучении гуманитарных дисциплин студентами технических вузов.

Ключевые слова: гуманитарные дисциплины, геоинформационные технологии,  геокешинг, GPS.

В настоящее время высшая школа работает в соответствии с образовательными стандартами третьего поколения, в основе которых лежит компетентностный подход к образованию, а результаты  сформулированы  в виде набора компетенций. 

Большинство общекультурных компетенций, записанных во ФГОС,   могут  формироваться  во внеучебной деятельности. Высшая школа проводит большую работу в этом направлении, организуя  конкурсы, экскурсии, летние лагеря, другие мероприятия. Развивать и совершенствовать эту работу  можно   в рамках  организованной самостоятельной работы студентов,  в том числе при изучении  предметов  гуманитарного цикла.

На наш взгляд, эта деятельность может  быть эффективной при использовании   возможностей  современных геоинформационных технологий. К ним относится  система спутниковой навигации GPS, к которой, в ближайщем будушем, присоединится отечественный ГЛОНАС. Пользователи этих технологий должны иметь  аппаратуру конечного  потребителя -  GPS- навигаторы, которые широко распространены и доступны в настоящее время как в виде отдельных девайсов, так и встроенными  в коммуникаторы, телефоны и ноутбуки.  GPS-навигатор принимает радиосигналы от искусственных спутников Земли и на основании этих сигналов   сообщает пользователю координаты точки, в которой он находится, расстояние до заданного объекта, траекторию движения и многое другое.

 Не первый год в России и мире  существует  и активно развивается игра, основанная на использовании  GPS – координат – геокешинг.  Суть игры состоит в том, что игроки  закладывают  тайники в местах,  представляющихт природный, исторический, культурный, географический интерес,  и выкладывают их координаты  и описания  в Интернете. Другие игроки отыскивают  эти точки,  выполняя задания автора тайника, получая краеведческую, историческую и другую  информацию. К концу 2011 года крупнейшая база данных  российского геокешинга  [1] содержит описания  и координаты   более 10000 точек, представляющих интерес для  широкого круга пользователей,  интересующихся историей родного края, географией, архитектурой и техникой.  Анализ зарегистрированных пользователей сайта показывает, что  геокешинг привлекает, прежде всего, активных представителей "среднего класса",  ищущих возможность  почувствовать себя первооткрывателями, желающих познавать новое,  а также научную интеллигенцию  и студенческую молодежь. Средний возраст русских геокешеров 20-35 лет. Часто в  поездках участвуют  и дети всех возрастов.   Русский геокешинг - игра многоплановая, и каждый находит в ней что-то свое.

В последнее время  в этой  высокотехнологичной  игре  стали появляться новые направления: геоблоги (создание и  размещение  в  Интернете   отчетов  о  пройденных маршрутах, снабженных фотографиями, GPS – координатамии и обзором достопримечательностей) и   образовательный геокешинг, в рамках которого участники  посещают  точки с заданными координатами, выполняют задания и  отвечают на вопросы организаторов, связанные с местом  посещения,  делают отчеты,  презентации.   При этом  может учитываться время прохождения маршрута и вводиться другие элементы соревнования.   Образовательный геокешинг получает распространение  среди школьников и часто ограничивается  окрестностями школы  или лагеря.

Большой потенциал  геокешинга и его современных направлений может и должен быть востребован при  организации педагогического процесса в высшей школе при  реализации компетентностного подхода  в  изучении культурологии, истории и  других предметов гуманитарного цикла.  Мы полагаем, что  особый интерес это может представлять для технических вузов, студенты  которых с одной стороны, воспринимают гуманитарные дисциплины как неглавные и необязательные, а с другой стороны,   быстрее гуманитариев осваивают новые приборы и  программное обеспечение.

Последнее обстоятельство позволяет  организаторам  образовательного геокешинга в техническом вузе  оставить  вопрос необходимого оборудования для самостоятельной проработки участникам,  при необходимости организуя консультации  по работе с GPS-оборудованием  и краткие обзоры необходимого и желательного программного  обеспечения.

В отличие от образовательного геокэшинга для школьников, где  разработкой проектов, маршрутов  и наполнением базы данных занимаются исключительно педагоги,  реализация этой технологии для студентов  принимать различные формы:

  • Задается тема геопутешествия и  выкладываются координаты всех  «точек интереса». К каждой точке задается краткое описание и задание.  Двигаясь по маршруту, участники отвечают  на вопросы, получают доказательства своего присутствия, а, затем, используя дополнительную информацию и свои фотографии,  делают записи в геоблоге.
  • Задается тема путешествия и координаты  отдельных точек. Участникам предлагается дополнить   этот список координатами и описаниями объектов, имеющих отношение к заявленной теме. Найденная информация оформляется в  виде геоблога.
  • Участники используют  координаты и описания тайтиков из базы данных официального сайта русского геокешинга [1], посещая и дополняя их описания.
  • Участники создают собственные традиционныи и пошаговые тайники, делая  их развернутые описания, а также посещают и оценивают созданные тайники  других участников. При этом тайники, как и принято  в руссом геокешинге, привязываются  к историческим, архитектурным и природным достопримечастельностая  города и ближайших окрестностей.

Проведение геопутешествий и посещение тайников не ограничивается определенными часами, а проводится  в удобное для участников время с подведением итогов к определенному сроку.  Результатом образовательного геокешинга могут быть презентации  экскурсий и тайников,  записи в геоблогах, отзывы участников проекта о посещении  тайников и разработанных участниками пошаговых  путешествиях.

Мы полагаем, что такая внеучебная активность студентов будет способствовать формированию  ряда  общекультурных компетенций, закрепленных во ФГОС.  Среди них: способность к осуществлению просветительской  деятельности;  знание основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации, использование современных технических средств и информационных технологий; готовность  уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям,  способность  к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения.

Современные геоинформационные технологии проникают во многие области жизни. Использование их при подготовке развитого  и компетентного выпускника высшей школы – интересная задача современного этапа развития технолонии и образования.

Литература:

1. http://www.geocaching.su  - официальный сайт образовательной игры геокэшинг.

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.