Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Зуев И. В.

ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ ОПЕРАЦИОНОГО КОМПОНЕНТА ПРИ ИЗУЧЕННИИ ТЕХНОЛОГИИ

Магнитогорский государственный университет

 

In the article is examined the problem, contemporary formations in the schoolboys of professional qualities on the basis of operating component and    is given the need for the improvement of the training process during the study of educational region technology.

Keywords: Operation; operational maps; work; school education; students; technology.

В статье рассматривается проблема, современного формирования у школьников профессиональных качеств на основе операционного компонента и    предоставлена необходимость усовершенствования обучающего процесса при изучении образовательной области технология.

Ключевые слова: Операция; операционные карты; трудовая деятельность; школьное образование; учащиеся; технологии.

Каждый период определяет комплекс взаимодействующих между собой характеристик; экономических, социальных, технических и других. Современное образование должно дать сегодняшнему школьнику те, качества с которыми он может выбрать профессию, найти себя в стремительно изменяющимся мире.

Не секрет  что каждый день приносит человечеству новые достижения в области технологии, так как технология все объемлющие понятие, она есть во всем.   

Словарь Ушакова Д. Н. дает следующее понятие:

Технология - (от греч. techne - искусство и logos - учение). Совокупность наук, сведений о способах переработки того или иного сырья в фабрикат, в готовое изделие.  

На формирование у школьников профессиональных качеств на основе операционного компонента влияют следующие функции технологического образования:

  1. дидактической – формирование технологической грамоты, политехнических знаний и умений;
  2. воспитательной – формирование у школьников готовности трудиться, приучение к современной техники и технологии;
  3. развивающей – развитие технического творчества у школьников;
  4. профориентационной – подготовка к выбору профессии.

Актуальность  формирования    операционно – технологических  умений  у  школьников,  обусловлена,  на  наш  взгляд,  целым  рядом  факторов,  имеющих  как  социально – педагогическое,  так  и  личностное  значение.  Во – первых, социальным  заказом  к  школе  по  развитию  личности,  обладающей  целым  рядом  компетентностей,  качеств  и  свойств, основа  которых  закладывается  осознанно  у  школьников  среднего  звена,  в  том  числе  и  в  процессе  формирования  операционно – технологических  умений  на  уроках  технологии.  Значимыми  при  этом  являются  развитие  навыков  двигательной  деятельности,  мелкой  моторики,  образного  и  логического  мышления,  внимания,  трудолюбия,  социализации.  Во – вторых, тем, что операционно-технологические знания,   умения,  как  компоненты  технологической  культуры  являются  востребованными  в  учебной  деятельности  школьников   на  уроках  технологии,  в  процессе  создания  ими  различных  интересных  продуктов,  а  также  в  повседневной  жизни,  в  процессе  безопасного  и  эффективного  взаимодействия  с  техническими  объектами.  В – третьих,  теми  фактами,  что  отсутствие  операционо – технологической   культуры  уже  на  школьной  ступени  приводит  к  тому,  что  стихийно  формируемые  ее  компоненты  зачастую  не  имеют  четкой  научной  и  логической  основы,  и  не  могут  применяться  школьниками  самостоятельно  при  решении  творческих  задач  в  учебной  и  повседневной  жизнедеятельности.  Также  уроки   технологии  развивают  личность  учащихся,  помогают  гармонично  функционировать  в  информационно – технологическом  мире.

Операция – это то малое действие, которое ученик, выполняя по определенному алгоритму на уроке технологии, может изготовить сложное изделие. И на наш взгляд это очень важно при изучении образовательной области технология, так как мы правильно научим ребенка выполнять это, так и в будущей профессии он будут успешно выполнять свою работу не зависимо от того кем он будет работать.

Операционные карты те наглядно иллюстративные методы, при которых ученик может видеть все свое изделие, перед выполнением задания и может оценить свои силы, правильно выбрать необходимый инструмент, произвести предварительные расчеты.

«…Целенаправленная работа по усвоению методологических знаний посредством усвоения широко обобщенных умений приводят к повышению знаний школьников и росту их функциональной  грамотности, что помогает  им в приобретении основ трудовой и профессиональной грамотности…»[1].  

Но по – прежнему существуют важнейшие проблемы в технологической подготовки учащихся. С учетом, того, что основную часть учебного времени образовательного процесса школы, занимает изучение общеобразовательных дисциплин, можно утверждать, что такая важнейшая часть учебно-воспитательного процесса как технологическая подготовка в школе практически игнорируется. Это, безусловно, определяется рядом объективных причин. Технологическая подготовка, с нашей точки зрения, базируется на трех важнейших компонентах: материальном (оборудование, инструменты, материалы, приспособления и т.д.), личностном (система «учитель технологии и предпринимательства – ученик»), дидактическом (теоретическое и методическое обеспечение учебного процесса). Таким образом, становится очевидным, что проблема технологической подготовки учащихся в условиях современной школы приобретает достаточно сложный характер.       

 

Литература:

1. Дидактика технологического образования: Книга для учителя. Часть 1. / Под ред. П. Р. Атутова. – Москва: ИОСО РАО, 1997.  –  230 с. 

 

 

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.