Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

УДК 330

Перова М. А.

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И США

Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики

                                                                          

Настоящая статья дает обзор развития теории человеческого капитала в западных странах, кроме того дается оценка современного положении данной теории в России. В статье рассматривается один из аспектов теории человеческого капитала – сфера социологии знания.

Ключевые слова: Теория человеческого капитала; социология знания

The following article gives an overview of developing of human capital theory in eastern countries. Moreover, there is given estimation of state of this theory in Russia. In the article there is viewed one of the aspects of human capital theory – sociology of knowledge.

Key words: human capital theory; sociology of knowledge

Понятие человеческого капитала появилось в работах американских ученых-экономистов. Для XX столетия тема оказалась актуальной и позволила найти ответы на многие вопросы. В 1979 г. Т. Шульцу за создание основ теории человеческого капитала, принятие научной общественностью и популяризацию, присудили Нобелевскую премию. Он считал, что основным результатом инвестиций в человеческий капитал является повышение способности человека к труду. За вклад в теорию в 1992 г. Нобелевской премии удостоили Г. Беккера, первым перенесшего понятие человеческого капитала на микроуровень, а так же начал изучать его значимость для организации, а сам капитал представлял в виде совокупности знаний, навыков и здоровья. Многие ученые придерживаются мнения, что человеческий капитал выступает главным фактором формирования и развития инновационной экономики и экономики знаний, как следующего этапа общественного развития. Одним из основных условий развития человеческого капитала выступает индекс экономической свободы [1]. В развитых государствах человеческий капитал составляет 70-80% национального богатства, В России – 50,3% [1].

Беккер ввел различие между общими и специальными инвестициями в человека, подчеркивая важность специальных знаний и навыков для компании, на основе которых формируется преимущества фирмы. Он придерживался мнения, что повышение уровня образования приносит пользу не только индивиду, но и организации и обществу в целом. В 1971 г. Нобелевскую премию по экономике за создание теории человеческого капитала получил выходец из России С. Кузнец (в США известен как S. Kuznets). Термин «человеческий капитал» и сегодня в России используется довольно осторожно, нередко заменяясь терминами «трудовые ресурсы» и «человеческий потенциал». Хотя целью данной работы не является проведение детального анализа понятий, тем не менее, разграничить их все же необходимо. Под трудовыми ресурсами понимается сам человек, имеющий определенное образование, квалификацию и т.д. Понятие человеческого капитала в этом смысле шире, так как включает в себя понятие трудовых ресурсов, а также инвестиции в здоровье, качество жизни, науку и т.д. Понятие человеческого потенциала определяется исходя из трех показателей - ВВП, грамотности и продолжительности жизни, то есть это понятие также включается понятием человеческого капитала. Дж. Коулман использовал понятие социального капитала, для описания взаимодействия индивида и общества, при этом А. Францен говорит об ограниченности этого понятия [2,8], дополнившего возникшие незадолго до этого понятия финансового и человеческого капитала. Существует множество определений социального капитала, одним из которых является определение П. Бурдье. Социальный капитал – «совокупность существующих и потенциальных ресурсов, которые связаны с обладанием или признанием его им стойкими сетями; иными словами, речь идет о ресурсах, которые основываются на принадлежности определенной группе» [2,10]. По мнению А. Дикмана существенное различие между человеческим капиталом и социальным капиталом состоит в том, что понятие человеческого капитала подразумевает определенные инвестиции в него с последующей отдачей, относительно теории социального капитала подобные подтвержденные гипотезы не выведены [3,48]. А. Францен указывает на еще одно различие человеческого и социального капитала: финансовым и человеческим капиталом человек может располагать и распоряжаться по своему усмотрению, исключив остальных участников из этого процесса, в то время как социальным капиталом невозможно распоряжаться индивидуально. При доступе к ресурсам, к которым также имеют доступ и другие ситуация более сложна. Социальными ресурсами одного человека не могут автоматически воспользоваться другие, сначала нужно приложить определенные усилия, обладатель сам принимает решение о предоставлении капитала в рамках определенной устойчивой сети контактов [2,67]. Кроме того, он возрастает при использовании межличностных отношений [4,301]. Само понятие человеческого капитала исторически претерпело изменения. Оно постепенно расширилось и сегодня включает некоторые аспекты, лежащие вне человека (уровень жизни). Иными словами, это совокупность материального и нематериального капитала, в центре которого стоит человек. Развитие понятия происходило в несколько этапов, на первом этапе под человеческим капиталом подразумевалось образование, затем понятие расширили, включив образование, знания, здоровье, культуру и информационный обмен. Сегодня в него включают безопасность людей и подготовку эффективной элиты, институциональное обслуживание.

Теория человеческого капитала основана на теории институтов, неоклассической теории и других направлениях экономики, хотя сегодня она все чаще привлекает внимание социологов, политологов и историков. Кроме нобелевских лауреатов, значительный вклад в развитие теории человеческого капитала внесли Э. Денисон, Р. Солоу, Дж. Кендрик, С. Фабрикант, И. Фишер, Р. Лукас, Йорам Бен-Полэрт и др. По мнению Денинсона главным фактором роста производительности человека, является образование (один из важнейших элементов человеческого капитала). Друкер считал, что необновляющееся предприятие, стареет и разрушается. Одним из факторов развития человеческого капитала является внедрение инноваций не только на уровне государства, но и на уровне организации.

Сегодня понятие человеческого продолжает расширяться. Так, это важный фактор развития экономики знания и общества знаний. Одной из важнейших фигур в теории развития экономики и общества является российский ученый Н. Кондратьев, разделяющий развитие общества на несколько этапов, называемых циклами (циклами Кондратьева). Данная теория нашла отклики и довольно популярна во всем мире, а также имеет множество последователей, одним из которых является Л. Нефедов, дополнив циклы Кондратьева пятым и шестым, а так же назвав последний обществом знаний (Wissensgesellschaft), в котором важнейшее значение имеет информация и знание. М. Шмид в одной из своих работ ссылаясь на книги Л. Нефедова, проводит аналогию между обществом как социальной системой на макроуровне и организацией как социальной системой на микроуровне. На примере немецких организаций, он рассматривает проблему культуры индивидуализма, свойственной западной культуре, которая сегодня не способна вывести общество, в том числе и организацию на новый уровень развития. В результате проделанного им анализа, он приходит к выводу, что во многих современных организациях (основанных на тейлоризме), господствует узкая специализация каждого человека, что в результате ведет к дистанцированности между индивидами в рамках одной организации. В таком случае, сложно говорить об общей цели. Анализируя структуру управления на основе знаний в обучающихся компаниях, возникает определенная степень универсальности, появляется взаимопонимание между сотрудниками и больше общего. Это придает индивиду чувство причастности к общему делу. Также он констатирует тот факт, что при сложившихся традициях управления Германия является плохо подготовленной к новым требованиям общества знания.

Многие специалисты говорят о необходимости обучения на протяжении всей жизни. Эта идея не нова, она закреплена и в народных мудростях (Век живи – век учись, Live and learn – английская версия поговорки, Man hat nie ausstudiert – немецкая версия). Но сейчас необходимость в этом чувствуется остро: уклад жизни не менялся веками, не было жизненной необходимости изучать иностранные языки, приобретать новые навыки и т.д. Постепенно ситуация изменилась, существует безработица, на рабочие места берут лучших кандидатов. Сегодня, закончив однажды учебное заведение, важно оставаться компетентным специалистом в своей области. Многие профессии уже предполагают периодическое повышение квалификации. Возникла концепция обучения на протяжении всей жизни (LLL – lifelong learning).

На основании вышесказанного можно сказать, что хотя теория человеческого капитала и зародилась в сфере экономики, сегодня это понятие шире исключительно экономического, а также занимает определенное место в том числе и социологии. Принятие и развитие данной теории открывает возможности, позволяющие найти пути решения не только экономических проблем, но и проблем общественных, а также выявить потенциал дальнейшего развития человека как обладателя и носителя уникального опыта, знаний и ресурсов.

 

Список литературы

1.  http://www.heritage.org/Index/Ranking.aspx - Heritage Foundation, 30.11.11

2.  Axel Franzen und Markus Freitag Artikel “Aktuelle Themen und Diskussionen der Sozialkapitalforschung” der Sozialkapital 47\2007

3.  Andreas Dieckman Artikel “Dimensionen des Sozialkapitals” der Sozialkapital 47\2007

4.  Isabel Stadelmann-Steffen und Markus Freitag Artikel “Der Ökonomische Wert sozialer Beziehungen” der Sozialkapital 47\2007

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.