Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

УДК:378: 37.017.924

Шалимова Д. В.

СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ

Кемеровский технологический институт пищевой промышленности

 

The formation of the future speсialist's personality in the educational environment is analyzed. Different views on the interrelation between the personality and the society are investigated.

Keywords: social self-fulfilment; educational environment; conformity; values.

Анализируется личностное становление будущих специалистов в условиях воспитательной среды вуза. Исследуются различные точки зрения на взаимоотношение личности и социума.

Ключевые слова: социальная самореализация; воспитательная среда вуза; конформность; социальные ценности.

Отечественная педагогика связывает становление специалистов, способных к преобразованию общества и производства, с показателями эффективности развития личности каждого выпускника, формированием целостного комплекса качеств, характерных для творчески развитой личности; становлением субъекта саморазвития и самосовершенствования, усилением гуманистической составляющей воспитательно-образовательного процесса. Учитывая положительный потенциал перечисленных подходов к подготовке специалистов, мы анализируем становление будущих специалистов в контексте взаимоотношений, возникающих между личностью и социумом.

Некоторые исследователи трактуют процесс активного взаимодействия автономно свободной, креативной личности будущего специалиста с окружающим миром как процесс, так называемой, кооперативно-деятельностно-продуктивной жизнеутверждающей адаптации [1]. Данная трактовка, постулируя главные цели высшего образования, сводит их, по сути, к помощи студентам в приобретения опыта «житейской мудрости», их умении адаптироваться к окружающим условиям, ограничивая, тем самым, активность будущих специалистов конформным принятием целей и ценностей окружения.

Опираясь на подход В.С. Мухиной к взаимодействию личности и социума [2], мы считаем, что конформность противостоит социальной активности, поскольку последняя предполагает самостоятельное планирование и изменение субъектом условий жизни для себя и других людей. Являясь антиподом социально активного человека, конформист следует господствующим мнениям и образцам поведения, не изменяет наличную ситуацию, а приспосабливается к ней.

М. С.  Яницкий выделяет три типа личности по доминированию у них различных ценностных ориентаций: «адаптирующийся» тип личности ориентирован на ценности выживания и самоутверждения («материальная обеспеченность», «свобода от ограничивающих институтов»); «конформный» тип ориентируется на традиционные ценности и ценности «значимых других» («друзья», «работа»); «самоактуализирующиеся» личности в большей мере ориентируются на ценности продуктивной жизни, познания, красоты природы и искусства, счастья других людей, свободы для реализации творческого потенциала; они характеризуются низкой конформностью, высоким уровнем притязаний, преодолением сопротивления, ответственностью [3].

При разработке модели формирования социальной активности будущих специалистов акцент нами был смещен от цели адаптации к цели их активной позиции. Мы исходили из того, что сведение воспитательного процесса в вузе к адаптации характерно для образования, при котором будущий специалист является скорее объектом, чем субъектом воспитательно-образовательной деятельности. Мы считали, что в таком случае личность приспосабливается к воспитательной среде, но не испытывает желания усовершенствовать её.

Мы полагаем, что будущий специалист не должен оставаться на адаптационной ступени развития личности, которая предполагает приобщение к готовым взглядам, ценностям, образцам поведения. Поэтому воспитательная среда вуза должна не подавлять инициативу студентов, а поощрять её, одновременно учитывая мнения студентов относительно всех сфер студенческой жизни.

Одной из задач современного образования является формирование способности будущих специалистов к социальной самореализации. Г. А. Левова полагает, что условием успешной самореализации является динамическое функциональное единство, где образ мира и образ «Я» уравновешены через адекватное понимание своего места в мире [4].

Нам представляется, что через осознание человеком роли социальной активности, своего места в мире, происходит сбалансирование процессов идентификации-обособления, элементов взаимодействия личности и социума, которые В. С. Мухина рассматривает как равноценно значимые и диалектически противоречивые [2].

Первостепенное значение для уравновешивания образа мира и образа «Я» имеет развитие социальных потребностей будущих специалистов и трансформация их в жизненные ценности. Данный процесс, описанный в психологии как интериоризация социальных ценностей, происходит при условии участия студентов в социально полезной деятельности. Становясь участниками и инициаторами социально значимых проектов, студенты развивают свои способности к самоанализу, самовоспитанию, создают основу для наиболее полного раскрытия своего потенциала, гармонизации своего досуга; приобретают практически подкрепленное знание об общественном признании, жизни с пользой для других.

В воспитательную среду вуза внедряются инновационные технологии организации социальных взаимодействий будущих специалистов, мониторинг социальной активности вовсех сферах студенческой жизни; воспитательный процесс обеспечивается методически в соответствии с принципами гуманизации. Воспитательная среда способствует тому, что общественно значимые ценности переходят для студентов на уровень личностных смыслов, и, следовательно, преодолевается конфликт между культом свободного развития индивида и социально-нравственными ценностями общества, который, по мнению некоторых ученых, приводит к кризису гуманизма в области образования.

Нельзя не согласиться с мнением профессора В. В. Воронова о том, что абсолютизация субъективных ценностей ведет к эгоцентризму, распаду связей между людьми, поэтому гуманистическая концепция воспитания должна иметь два полюса: направленность на личность и на общество, свободу и ответственность, право и долг, не абсолютизируя ни один из них [5].

Вопрос о том, как достигнуть того, чтобы будущие специалисты были носителями лучших черт и традиций гуманистических отношений, актуален для высшей школы. Мы считаем, что продвижению в решении этого вопроса во многом способствует создание воспитательной среды вуза, способствующей социальной самореализации будущих специалистов.

 

Литература

1. Костенко, С. Модели жизнеутверждающей адаптации студентов в вузе [Текст] / С. Костенко // Высшее образование в России, 2007. – № 7. – С. 90-93.

2. Мухина, В.С. Развитие, воспитание и психологическое сопровождение личности в системе непрерывного образования: концепция и опыт ИРЛ РАО [Текст] / В.С. Мухина, В. А. Горянина // Воспитание и развитие личности: Материалы международной научно-практической конференции. / Под ред. В. А. Горяниной. М.: ИРЛ РАО, 1997. – С. 4-12.

3. Яницкий, М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система [Текст] / М. С.Яницкий. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – 204 с.

4. Левова, Г. А. Условия личностной самореализации [Текст] / Г. А. Левова, И. А. Иващенко // Инновационные технологии организации обучения в техническом вузе: на пути к новому качеству образования: материалы Междунар. научно-методич. конференции. – Пенза: ПГУАC, 2006. – С. 174-179.

5. Воронов, В. В. О концепции воспитания в России [Текст] / В. В. Воронов // Вестник Московского Государственного областного университета: серия Педагогика. – М.: Изд-во МГОУ, 2008. – № 2. – С. 33-40.

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.