Жеребцова Т.А.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ БИЗНЕС-ШКОЛ
Уральский государственный педагогический университет
Статья посвящена проблеме развития бизнес-образования в национальных системах на основе анализ общих и специфических направлений изменений в процессе развития. В работе рассматриваются особенности развития моделей мировых бизнес-образования и влияние на их развитие процессов глобализации.
Ключевые слова: глобализация, национальные модели бизнес-образования, бизнес-школа.
Процессы глобализации в современном мире и их влияние на развитие национальных обществ наиболее остро встают в вопросах перспективы развития стран, находящихся на разных эволюционных уровнях развития.
Научные дискуссии о предпосылках процесса глобализации по-разному представляют различные логические объяснения. Социологическая наука определяет глобализацию как многосторонний процесс взаимосвязывания, взаимопроникновения структур, институтов в мировом пространстве, как феномен интенсификации мировых социальных отношений, объединения в одно целое с одновременным сохранением особенностей, ценностей локальными частями. Экономическая наука в качестве предпосылок выделяет такие, как глобализация финансовой системы, становление и развитие ТНК, регионализация экономики, укрепление международных экономических связей и усиление потребности в многосторонней координации.[1] Культурологи представляют понятие глобализации как создание некого единого культурного поля и возрастание взаимопроникновения различных национальных культур. Политологи обращают внимание на усиление взаимозависимости государств, возрастание роли транснациональных субъектов, усиление роли международных отношений и их воздействие на создание нового миропорядка.
Кроме таких признаков глобализации, как ограниченность природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, опережающий рост численности населения по сравнению с ресурсными возможностями планеты, увеличивающийся разрыв между бедными и богатыми странами, следует отдельно выделить характерные признаки глобализации, влияющие на развитие национальных социальных институтов.
Первый признак определяет качественные изменения характера взаимозависимости и взаимодействия стран, о чем свидетельствуют даже не столько масштабы экспорта товаров и услуг, сколько обменные потоки капиталов, услуг и информации.
Вторым признаком глобализации мы называем появление новых международных механизмов и институтов (таких как Международный валютный фонд, Всемирный банк Всемирной торговой организации и т. п.), экономических, политических, культурных институтов, которые усиливают роль негосударственных рычагов регулирования мирового сообщества и межнациональных отношений.
Третьим признаком, характеризующим наступление эры глобализации, является развитие транснациональных альянсов, которые в современном мире становятся движущей силой процесса глобализации.
В качестве четвертого признака следует выделить растущую интернационализацию факторов научно-технического прогресса, научных исследований, систем власти, образования и бизнеса, которые приобретают международный (глобальный) характер.
Пятым признаком следует назвать либерализацию торговых и других обменов и снижение входных барьеров. Именно члены Всемирной торговой организации значительно ослабили таможенные и другие барьеры на пути трансграничного движения товаров и капиталов.
И последним шестым признаком является стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий, формирование глобального информационного пространства.
В процессе социально-экономического развития разных стран следует отметить несинхронность, неравномерность. Поэтому сегодня мы наблюдаем разные типы обществ, резкое нарастание и усложнение иерархии развитых и развивающихся стран. И на сегодняшний момент разнообразие социально-экономических систем мирового сообщества возросло в несколько раз.[2]
Проблемы глобализации в современных условиях затронули и область международного обмена знаниями как интеллектуального ресурса, имеющего определенное значение при ведении профессиональной деятельности в условиях глобализации бизнеса. [3]
Глобализация бизнеса не эффективна без развития каналов трансферта международного бизнес-образования, проводниками которых являются различные образовательные учреждения: бизнес-школы, корпоративные университеты, научные организации, консалтинговые фирмы. Их деятельность как "поставщиков" знаний в развитии и укреплении международного бизнеса хотя и имеет различия, но уже приобрела общие глобальные характеристики.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечается, что переход к инновационному социально-ориентированному типу развития невозможен без формирования в России соответствующей институциональной среды. Но для ее формирования первоочередной задачей является организация условий для повышения качества образования в области управления и предпринимательства.
В период перестройки возник новый и быстро изменяющийся (как в количественном, так и в качественном отношении) сегмент рынка образовательных услуг, главной целью которого является деятельность, ориентированная на подготовку и переподготовку предпринимателей, бизнесменов, менеджеров, функциональных специалистов для бизнеса – бизнес-образование.
Сегодня очевидна актуальность формирования и развития такой национальной системы бизнес-образования, которая объединила бы такие субъекты рынка бизнес-образования. как образовательные структуры коммерческих организаций, саморегулируемые профессиональные ассоциации, корпоративные образовательные структуры, государственные и негосударственные специализированные структуры дополнительного профессионального образования (негосударственные образовательные учреждения) и др.
Ассоциации и сети школ бизнеса, возникшие на глобальном, региональном, или национальном уровне, выполняя конкретные функции, играют важную роль в мировом сообществе управления бизнес-образованием.
Например, такие глобальные аккредитационные организации, как Ассоциация по развитию университетских школ бизнеса (AACSB) и Европейский фонд развития менеджмента (EFMD), основатели GFME, являются достаточным доказательством того, что появление новых международных институтов усилит роль регулирования качества глобального бизнес-образования, одновременно осуществляя воздействие на развитие национальных систем образования.
Далее следует выделить наиболее значимые региональные и национальные ассоциации, которые прочно заняли свое место в иерархической системе глобального бизнес-образования: это Ассоциация африканских Бизнес-школ (AABS), Ассоциация Азия Бизнес Школ Тихого океана (AAPBS), Ассоциация индийских Школ менеджмента (AIMS), Ассоциация развития институтов управления в Южной Азии (AMDISA), австралийский бизнес Динс Совет (ABDC), Канадская федерация Школы деканов бизнеса (CFBSD, Латиноамериканский совет школ менеджмента (CLADEA) и Российская ассоциация бизнес-образования (РАБО).
Следовательно, сегодня мы наблюдаем появление предпосылок для радикальной трансформации системы национальных систем бизнес-образования и формирования глобального мирового сообщества, в котором самоорганизация и регулирование процессов развития бизнес-образования будут осуществляться не через взаимодействие между государствами и отдельными институтами, а непосредственно, с помощью механизмов прямого действия на формирование глобального общества.
Международное сотрудничество между национальными бизнес-школами позволит ускорить процессы развития мирового образовательного пространства. Создание альянсов между бизнес-школами и корпоративными партнерами может быть выгодным для всех участвующих в проекте субъектов: корпоративных партнеров, преподавателей и особенно студентов. Укрепление международных связей и отношений через процессы интернационализации и интеграции российского бизнес-образования сможет способствовать укреплению позиций нашей страны в международном образовательном пространстве.
Согласно определению, принятому в исследованиях ОЭСР, интернационализацию образования (Internationalization of higher education) на национальном, секторальном и институциональном уровнях принято понимать как процесс, при котором цели, функции и организация предоставления образовательных услуг приобретают международное измерение. [4]
Интернационализация применительно к сфере бизнес-образования имеет основные формы и характеристики, такие как мобильность студентов и преподавателей, интернационализация учебных планов и программ, создание региональных и международных образовательных сетей, повышение качества образования и исследований за счет участия студентов и преподавателей в международном процессе обмена знаниями, экспорт и импорт образовательных услуг и их влияние на конкурентоспособность стран и регионов. (5)
В российской системе бизнес-образования наступил тот момент исторического развития, когда сформировавшаяся национальная образовательная модель все более интенсивнее впитывает в себя особенности зарубежных моделей бизнес-образования: цели обучения, степень МБА, высокие требования к слушателям, интеграцию теории и практики, альянсы с корпоративными клиентами, развитие международных форм оценки качества, вопросы международной аккредитации, рейтингов, количество и качество исследований.
Именно особенности развития американской и европейской моделей бизнес-образования могут оказать влияние на выбор путей изменения российской модели.
Современная подготовка менеджеров в американских бизнес-школах университетской модели в основном направлена на повышение профессионализма и социальной ответственности управленца, подобно профессиональной и социальной ответственности врачей и адвокатов. По утверждению Ракеш Курана, профессиональная школа должна включать в себя гармоничную совокупность экспертных знаний и набор профессиональных ценностей, которые указаны в официальном кодексе поведения. Основной функцией бизнес-школ является передача этих знаний и профессиональных ценностей на "существующие практики с последующим созданием новых и лучших знаний для улучшения профессиональной деятельности" [6]
Большинство зарубежных исследователей в области эволюционного развития бизнес-образования сходятся в следующих ключевых критериях: реконструкция учебных программ с целью интеграции различных дисциплин в соответствии с пожеланиями студентов или слушателей [7], понимание и применение в профессиональной деятельности социальной ответственности перед обществом и широкий спектр актуальных исследовательских работ.
Существует общее мнение среди аккредитованных школ AACSB, что выпускники бизнес-школ не подготовлены на должном уровне в области «этического лидерства». Томас Линдси, бывший проректор университета в Далласе (7) констатирует, что студенты бизнес-школ отводят 95 процентов своего времени, чтобы научиться принимать решения с целью максимизирования прибыли фирмы и лишь 5 процентов тратят на изучение моральных качеств менеджера. Общество теряет доверие к современным руководителям, ситуация последнего глобального финансового кризиса является подтверждением существующей проблемы.
Передовые бизнес-школы Америки ставят перед собой такую цель, как обеспечение действующих корпораций такими кадрами, которые будут работать в интересах общества, преобразив управленцев в добросовестных профессионалов, обладающих определенными сертифицированными знаниями и чтящими кодекс этического поведения в бизнесе. [8]
В отличие от американской модели, европейские бизнес-школы определяют свои направления развития: совершенствование структуры программ MBA, источников доходов бизнес-школ, концентрации рынка бизнес-образования, портрет нового клиента, изменения каналов распределения.
Постоянно пересматривая структуры и содержание своих программ МВА, европейские бизнес-школы стремятся сделать их гибкими и привлекательными для постоянно меняющихся потребностей слушателей. И как следствие, все большее число бизнес-школ переходят с двухлетних на одногодичные программы МВА.
На то существует причины, которые могут оправдать обучение МВА сроком на один год: во-первых, действительно обновление бизнес - знаний и совершенствование управленческих навыков требуют постоянных изменений, во-вторых, быть вне событий рынка, не иметь информацию и результаты последних научных исследований в течение длительного времени становится все более рискованным.
Развитие европейских рынков бизнес-образования, в соответствии с утверждениями Фрей В. и Эйхенбергера Р., происходит равномерно и на конкурентной основе. Следовательно, существует высокая мобильность ученых и студентов. Даже если рынки имеют небольшое число игроков, такие факторы, как общий язык (например, английский) делают их весьма привлекательными и конкурентоспособными во время поиска бизнес-школы для студентов, преподавателей и финансирования. [9]
Рассмотрев направления развития бизнес-образования американской и европейской моделей, мы можем сделать определенные выводы. Несмотря на разные исторические и географические особенности становления и развития бизнес-образования в Америке и Европе, основные проблемы идентичны: это гибкие и усовершенствованные программы, интеграция теории и практики в обучении, актуальность научных исследований, ориентация на потребности (портрет) потребителя, кардинальные изменения к подходам преподавания.
И одновременно следует отметить особенности, специфические направления развития для каждой национальной школы. Американские бизнес-школы выделяют такие основные задачи, как профессиональная подготовка к практике глобального управления, развитие новых знаний, которые могут быть актуальны для улучшения функционирования бизнеса, требование знаний из мировой практики, а также знания социальных наук, влияющих на этическое принятие управленческих решений. У европейских бизнес-школ также следует выделить следующие специфические направления развития модели бизнес-образования. Во-первых, европейские учреждения ставят задачи усиления развития предпринимательского мышления, способности предвидеть и реагировать на возникающие проблемы, связанные с изменениями. Во-вторых, бизнес-школы Европы стремятся к развитию разнообразия в своей деятельности. Таким образом, они опираются на многообразие культур, языков, национальностей студентов и преподавателей.
В перспективе процесс глобализации может привести к увеличению открытости социально-экономических национальных систем, в настоящее время еще не полностью осуществивших либерализацию своей деятельности, ускорению интеграции региональных процессов, снижению входных барьеров на рынок бизнес-образования, универсализации норм и правил осуществления и контроля международной образовательной деятельности, стандартизации требований и привлекательности инвестиций в международное бизнес-образование.
Литература:
1. Мунтян М. Глобализация: что это такое? http://www.perspektivy.info
2. Араб-Оглы Э.А. Дискретность и неравномерность процесса глобализации «Мир и Россия на пороге XXI века». Материалы Вторых Горчаковских чтений (23-24 мая 2000 года). МГИМО МИД Российской Федерации М.: Россмэн, 2001
3. Черенков В.И. Информационно-коммуникативная проблема глобализации бизнеса Проблемы современной экономики №3\4 (7\8), 2003
4. OECD (2004). Internationalisation and Trade in Higher Education: Opportunities and Challenges. http://www.oecdbookshop.org/
5. Сагинова О.В. Интернационализация высшего образования как фактор конкурентоспособности http://www.marketologi.ru/lib/saginova/
6. Хью Шерман, Улучшение актуальности школы Университета Бизнес: переориентация в целях развития профессионального бизнес - образования весна. Университет Огайо. 2009 №24 № 1 стр. 356
7. Bennis R.G/ и О'Tul, J. 2005. How Business Schools lost their way. Harvard Business Review. Harvard Business Review. May: 96-104.
8. Kurana, Р. & Nohria, Н. 2008 года. It's Time to Make Management a True Profession. Harvard Business Review (Oct): 70-77
9. Фрей, B.С, Эйхенбергер Р, "Американские и европейские экономики и экономисты", журнал "Экономические перспективы", Ч. 7, №.4, С.185-93. 1993