Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Жеребцова Т.А.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ БИЗНЕС-ШКОЛ

Уральский государственный педагогический университет

 

 Статья посвящена проблеме развития  бизнес-образования в национальных  системах на основе анализ общих и специфических направлений изменений в процессе развития.  В работе рассматриваются особенности развития моделей мировых бизнес-образования и влияние на их развитие процессов  глобализации.

Ключевые слова: глобализация, национальные модели бизнес-образования, бизнес-школа.

Процессы глобализации в современном мире и их влияние на развитие национальных обществ наиболее остро встают в вопросах перспективы развития стран, находящихся на разных эволюционных уровнях развития.

Научные дискуссии о предпосылках процесса глобализации по-разному представляют различные логические объяснения. Социологическая  наука определяет глобализацию как многосторонний процесс взаимосвязывания, взаимопроникновения структур, институтов в мировом пространстве, как феномен  интенсификации мировых социальных отношений, объединения в одно целое с одновременным сохранением особенностей, ценностей локальными частями. Экономическая наука в качестве предпосылок выделяет такие, как глобализация финансовой системы, становление и развитие ТНК, регионализация экономики,  укрепление международных экономических связей и усиление потребности в многосторонней координации.[1]  Культурологи  представляют понятие глобализации как создание некого единого культурного поля и возрастание взаимопроникновения различных национальных культур. Политологи обращают внимание на усиление взаимозависимости государств, возрастание роли транснациональных субъектов, усиление роли международных отношений и их воздействие на создание нового миропорядка.

Кроме таких признаков глобализации, как ограниченность природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, опережающий рост численности населения по сравнению с ресурсными возможностями планеты, увеличивающийся разрыв между бедными и богатыми странами, следует отдельно выделить характерные признаки глобализации, влияющие на  развитие национальных социальных институтов.

Первый признак определяет  качественные изменения характера взаимозависимости и взаимодействия  стран, о чем свидетельствуют даже не столько масштабы экспорта товаров и услуг, сколько обменные потоки  капиталов, услуг и информации.

Вторым признаком глобализации мы называем появление новых международных механизмов и институтов (таких как  Международный валютный фонд, Всемирный банк Всемирной торговой организации и т. п.), экономических, политических, культурных институтов, которые усиливают роль негосударственных рычагов регулирования мирового сообщества и межнациональных отношений.

Третьим признаком, характеризующим наступление эры глобализации,  является развитие  транснациональных альянсов, которые  в современном мире становятся движущей силой процесса глобализации.

В качестве четвертого признака следует выделить растущую интернационализацию факторов научно-технического прогресса, научных исследований, систем власти, образования и бизнеса, которые приобретают международный (глобальный) характер.

Пятым  признаком  следует назвать либерализацию торговых и других обменов и снижение входных барьеров. Именно члены Всемирной торговой организации значительно  ослабили таможенные и другие барьеры на пути трансграничного движения товаров и капиталов.

И последним шестым признаком является стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий, формирование глобального информационного пространства.

В процессе социально-экономического развития разных стран следует отметить несинхронность, неравномерность. Поэтому сегодня мы наблюдаем разные типы обществ,   резкое нарастание и усложнение иерархии развитых и развивающихся стран. И на сегодняшний момент разнообразие социально-экономических систем  мирового сообщества  возросло в несколько раз.[2]

Проблемы глобализации в современных условиях затронули и область международного обмена знаниями как интеллектуального ресурса, имеющего определенное значение при ведении профессиональной деятельности в условиях глобализации бизнеса. [3]

Глобализация бизнеса не эффективна без развития каналов трансферта международного бизнес-образования, проводниками которых являются различные образовательные учреждения: бизнес-школы, корпоративные университеты, научные организации, консалтинговые фирмы. Их деятельность как "поставщиков" знаний в развитии и укреплении международного бизнеса хотя и имеет различия, но уже приобрела общие глобальные характеристики.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечается, что переход к инновационному социально-ориентированному типу развития невозможен без формирования в России соответствующей институциональной среды. Но для ее формирования первоочередной задачей является организация условий для повышения качества образования в области управления и предпринимательства.

В период перестройки возник новый и быстро изменяющийся (как в количественном, так и в качественном отношении) сегмент рынка образовательных услуг, главной целью которого является деятельность,  ориентированная на подготовку и переподготовку предпринимателей,  бизнесменов, менеджеров, функциональных специалистов для бизнеса – бизнес-образование.

Сегодня очевидна актуальность формирования и развития такой национальной системы бизнес-образования, которая объединила бы такие субъекты рынка бизнес-образования. как образовательные структуры коммерческих организаций, саморегулируемые профессиональные ассоциации, корпоративные  образовательные структуры, государственные и негосударственные специализированные структуры дополнительного профессионального образования (негосударственные образовательные учреждения) и др.

Ассоциации и сети школ бизнеса, возникшие на глобальном, региональном, или национальном уровне, выполняя конкретные функции, играют важную роль в мировом сообществе управления бизнес-образованием.

Например, такие глобальные аккредитационные организации,  как  Ассоциация по развитию университетских школ бизнеса (AACSB) и Европейский фонд развития менеджмента (EFMD), основатели GFME, являются  достаточным  доказательством того, что появление новых международных институтов усилит роль регулирования качества глобального  бизнес-образования, одновременно осуществляя воздействие на развитие национальных систем образования.  

Далее следует выделить наиболее значимые региональные и национальные ассоциации, которые прочно  заняли свое  место в иерархической   системе  глобального бизнес-образования: это Ассоциация африканских Бизнес-школ (AABS), Ассоциация Азия Бизнес Школ Тихого океана (AAPBS), Ассоциация индийских  Школ менеджмента (AIMS), Ассоциация развития институтов управления в Южной Азии (AMDISA), австралийский бизнес Динс Совет (ABDC), Канадская федерация Школы деканов бизнеса (CFBSD, Латиноамериканский совет школ  менеджмента (CLADEA) и Российская ассоциация бизнес-образования (РАБО).

Следовательно, сегодня мы наблюдаем появление предпосылок для радикальной трансформации системы национальных систем бизнес-образования и формирования глобального мирового сообщества, в котором самоорганизация и регулирование  процессов развития бизнес-образования будут осуществляться не через взаимодействие между государствами и отдельными институтами, а непосредственно, с помощью механизмов прямого действия на  формирование глобального общества.

Международное сотрудничество между национальными бизнес-школами позволит ускорить процессы развития мирового образовательного пространства. Создание альянсов между бизнес-школами и корпоративными партнерами может быть выгодным для всех участвующих  в проекте субъектов: корпоративных партнеров,  преподавателей и особенно студентов. Укрепление международных связей и отношений через процессы интернационализации и интеграции российского бизнес-образования сможет способствовать укреплению позиций  нашей страны   в международном образовательном пространстве.

Согласно определению, принятому в исследованиях ОЭСР, интернационализацию образования (Internationalization of higher education) на национальном, секторальном и институциональном уровнях принято понимать как процесс, при котором цели, функции и организация предоставления образовательных услуг приобретают международное измерение. [4]

 Интернационализация применительно к сфере бизнес-образования имеет  основные формы и характеристики, такие как мобильность студентов и преподавателей, интернационализация учебных планов и программ, создание региональных и международных образовательных сетей, повышение качества образования и исследований за счет участия студентов и преподавателей в международном процессе обмена знаниями,  экспорт и импорт образовательных услуг и их влияние на конкурентоспособность стран и регионов. (5)

В российской системе бизнес-образования наступил  тот момент исторического развития, когда сформировавшаяся национальная образовательная модель  все более интенсивнее впитывает в себя особенности зарубежных моделей  бизнес-образования: цели обучения, степень МБА, высокие требования к слушателям, интеграцию теории и практики, альянсы с корпоративными клиентами,   развитие международных форм оценки качества, вопросы международной аккредитации, рейтингов, количество и качество исследований.

Именно особенности  развития американской и европейской моделей бизнес-образования могут оказать влияние на выбор путей изменения российской  модели.

Современная подготовка менеджеров в американских бизнес-школах университетской модели   в основном направлена на повышение профессионализма и  социальной  ответственности управленца, подобно профессиональной и социальной  ответственности   врачей и адвокатов.  По утверждению Ракеш Курана,  профессиональная школа должна включать в себя гармоничную совокупность экспертных знаний и набор профессиональных ценностей, которые указаны в официальном  кодексе поведения. Основной функцией  бизнес-школ является  передача  этих знаний и профессиональных ценностей  на "существующие практики с последующим  созданием новых и лучших знаний для улучшения профессиональной деятельности" [6]

Большинство зарубежных исследователей в области эволюционного развития  бизнес-образования сходятся в следующих ключевых критериях: реконструкция учебных программ с целью интеграции различных дисциплин в соответствии с пожеланиями студентов или слушателей [7], понимание и применение в профессиональной  деятельности социальной ответственности перед обществом и широкий спектр актуальных исследовательских работ.

Существует общее мнение среди аккредитованных школ AACSB, что выпускники бизнес-школ не подготовлены на должном уровне в области «этического лидерства». Томас Линдси, бывший проректор университета в Далласе (7) констатирует, что студенты бизнес-школ отводят 95 процентов своего времени, чтобы научиться принимать решения с целью  максимизирования прибыли фирмы  и лишь 5 процентов тратят на изучение моральных качеств менеджера. Общество теряет доверие к современным руководителям, ситуация последнего глобального финансового кризиса является подтверждением существующей проблемы.

Передовые  бизнес-школы Америки ставят перед собой такую цель, как  обеспечение действующих корпораций такими кадрами, которые будут работать  в интересах общества, преобразив управленцев в  добросовестных профессионалов, обладающих определенными сертифицированными знаниями  и чтящими кодекс этического поведения в бизнесе. [8]

В отличие от американской модели, европейские бизнес-школы определяют свои направления развития: совершенствование структуры программ MBA, источников доходов бизнес-школ,  концентрации рынка бизнес-образования,  портрет нового клиента,  изменения каналов распределения.

 Постоянно пересматривая  структуры и содержание своих программ МВА, европейские бизнес-школы стремятся сделать их гибкими и привлекательными для постоянно меняющихся потребностей слушателей. И как следствие, все большее число бизнес-школ переходят с двухлетних на одногодичные программы МВА.

На то существует  причины, которые могут оправдать обучение МВА сроком на один год: во-первых, действительно обновление бизнес - знаний и совершенствование управленческих навыков требуют постоянных изменений, во-вторых, быть вне событий рынка, не иметь информацию и результаты последних научных исследований в течение длительного времени становится все более рискованным.

Развитие  европейских рынков бизнес-образования, в соответствии с утверждениями  Фрей В. и Эйхенбергера  Р., происходит равномерно и на конкурентной основе. Следовательно, существует высокая мобильность ученых и студентов. Даже если рынки имеют небольшое число игроков, такие факторы, как общий язык (например, английский) делают их весьма привлекательными и  конкурентоспособными во время поиска бизнес-школы для студентов, преподавателей и финансирования. [9]

Рассмотрев направления развития бизнес-образования американской и европейской моделей, мы можем сделать определенные выводы. Несмотря на разные исторические и географические особенности становления и развития бизнес-образования в Америке и Европе, основные проблемы идентичны: это гибкие и усовершенствованные программы, интеграция теории и практики в обучении, актуальность научных исследований, ориентация на потребности (портрет) потребителя, кардинальные изменения к подходам преподавания.

И одновременно следует отметить особенности, специфические направления развития для каждой национальной школы. Американские бизнес-школы выделяют такие основные  задачи, как профессиональная подготовка к практике глобального управления, развитие новых знаний, которые могут быть актуальны для улучшения функционирования бизнеса, требование знаний из мировой практики, а также знания социальных наук, влияющих на этическое принятие управленческих решений. У европейских бизнес-школ также следует выделить следующие специфические направления развития модели бизнес-образования. Во-первых, европейские учреждения ставят задачи усиления развития предпринимательского мышления,  способности предвидеть и реагировать на возникающие проблемы, связанные с изменениями. Во-вторых, бизнес-школы Европы стремятся к  развитию  разнообразия в своей деятельности. Таким образом, они опираются на многообразие культур, языков, национальностей студентов и преподавателей.

В перспективе процесс глобализации может привести к   увеличению  открытости социально-экономических национальных систем, в настоящее время еще не полностью осуществивших либерализацию своей  деятельности, ускорению интеграции региональных процессов, снижению входных барьеров на рынок бизнес-образования,  универсализации норм и правил осуществления и контроля международной образовательной деятельности, стандартизации требований и привлекательности инвестиций в  международное бизнес-образование.

 

Литература:

1.  Мунтян М. Глобализация: что это такое?  http://www.perspektivy.info

2.  Араб-Оглы  Э.А. Дискретность и неравномерность процесса глобализации  «Мир и Россия на пороге XXI века». Материалы Вторых Горчаковских чтений (23-24 мая 2000 года). МГИМО МИД Российской Федерации М.: Россмэн, 2001

3.  Черенков В.И. Информационно-коммуникативная проблема глобализации бизнеса  Проблемы современной экономики №3\4 (7\8), 2003

4.  OECD (2004). Internationalisation and Trade in Higher Education: Opportunities and Challenges. http://www.oecdbookshop.org/

5.  Сагинова О.В. Интернационализация высшего образования как фактор конкурентоспособности http://www.marketologi.ru/lib/saginova/

6.  Хью Шерман, Улучшение актуальности школы Университета Бизнес: переориентация в целях  развития  профессионального бизнес - образования весна. Университет Огайо. 2009 №24 № 1 стр. 356

7.  Bennis R.G/ и О'Tul, J. 2005. How Business Schools lost their way. Harvard Business Review. Harvard Business Review. May: 96-104.

8.  Kurana, Р. & Nohria, Н. 2008 года. It's Time to Make Management a True Profession. Harvard Business Review (Oct): 70-77

9.  Фрей, B.С, Эйхенбергер Р, "Американские и европейские экономики и экономисты", журнал "Экономические перспективы", Ч. 7,  №.4, С.185-93. 1993

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.