Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

Радов Д.Г.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО

Киевское городское территориальное отделение Антимонопольного комитета Украины

 

Аннотация: в статье личность государственного служащего характеризуется с точки зрения наличия специфических социально-психологических характеристик, которые влияют его на профессиональную деятельность.

Ключевые слова: государственный служащий, социальные качества, умения.

Abstract: in the article the identity of a public servant is characterized from the point of view of specific socio-psychological characteristics presence, which influence his\her professional activities.

Key words: state employee, the social qualities, abilities, skills.

Любая профессия определенным образом влияет на направленность личности и психические функции, которые вовлечены в данный вид деятельности. В индивидуально-профессиональном развитии отмечается устойчивая взаимосвязь: с одной стороны, личность работающего существенно влияет на процесс и результаты деятельности, с другой стороны - она в значительной степени формируется под влиянием профессиональной деятельности.

Качества личности государственного служащего - обобщенные, наиболее устойчивые характеристики, которые влияют на управленческую и исполнительскую деятельность. Это сложные образования, включающие в себя социальные, социально-психологические и психологические свойства.

Социальные свойства определяются общественными функциями, которые служат характеристиками его управленческой деятельности (профессионализм и компетентность, организаторские способности, упорство и т.д.).

Социально-психологические свойства определяются формами общения, взаимодействия и поведения (ответственность, доброжелательность, требовательность, стремление к взаимопомощи, сотрудничества и т.д.).

Психологические свойства апеллируют к характеру человека (сдержанность, уравновешенность, честность, порядочность, принципиальность и т.п.).

Важную роль для определения качеств личности государственного служащего играют профессионально важные качества, под которыми понимаются индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность профессиональной деятельности и успешность ее освоения.

Категорией, близкой к личностным качествам, есть способности государственного служащего - особенности, которые являются субъективными условиями успешного осуществления профессиональной деятельности. Качества и способности личности тесно взаимосвязаны между собой, разделить их порой практически невозможно. Однако качества личности государственного служащего представляют собой результат реализации его способностей в процессе профессиональной деятельности, тогда как способности являются "скрытыми" возможностями личности, которые проявляются и раскрываются только при определенных условиях.

Еще одним важным условием существования феномена личности государственного служащего является категория профессиональных навыков. К ним можно отнести:

Знания - результат мыслительной деятельности для выполнения профессиональных обязанностей, что на практике означает усвоение фактов, понятий, законов и т.д.

Умения - относительно устойчивые характеристики, которые зависят от способностей, знаний и самого характера профессиональной деятельности человека. По сути умения служащего - это знания, воплощенные в решение конкретных профессиональных задач.

Навыки - это умения, доведенные до автоматизма. Они приобретаются в условиях, когда в практической деятельности служащий постоянно имеет дело с типичными ситуациями.

Опыт - это свойства, сформированные путем обучения и практики; в широком смысле - единство знаний, умений и навыков.

Мотивация - это совокупность потребностей индивида. Потребности, интересы, ценностные ориентации являются внутренними регуляторами трудового поведения сотрудников.

Воспитание – процесс последовательного влияния организации (руководителя, лидера) на исполнителей, связанный с идеологической концепцией организации или структуры, результатом которого является стойка мотивация конкретного государственного служащего (или коллектива) к общественно полезной деятельности в интересах данной организации. Такие понятия, как "честь служащего", "чувство профессионального долга", "профессиональная солидарность" должны являться предметом воспитательной политики как в масштабах конкретной организации, так и страны в целом.

Движущей силой индивидуально-профессионального развития госслужащего есть противоречия. В профессиональной деятельности госслужащего основным является противоречие между способностями, достижениями, мотивацией личности и собственными ожиданиями и требованиями (от организации).

Также особенности профессиональной деятельности выдвигают определенные требования к наличию у государственного служащего конкурентных преимуществ, которые апеллируют к механизмам психической адаптации интеллектуальных, эмоционально-волевых, коммуникативных и организаторских особенностей. Конкурентные преимущества выступают условием профессионального роста и самосовершенствования служащего, являются акмеологическими факторами его успешной профессиональной карьеры

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.