Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Уланова Г.А.

ОГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ФАКТОР, ОКАЗЫВАЮЩИЙ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ГОАУ ЯО«Институт развития образования»/ЯрГУ им. П.Г. Демидова

 

This work is about the approaches that define the influence of organizational culture in an educational institution psychological well-being of schoolchildren

Keywords: organizational culture, psychological well-being

Эта работа о подходах, определяющих влияние организационной культуры образовательного учреждения на психологическое благополучие школьников

Ключевые слова: организационная культура, психологическое благополучие

Развитие образования является неотъемлемой частью развития российского общества. Основными приоритетами государственной политики в сфере образования являются «повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина». [1] В период больших социально-политических и экономических перемен, происходящих в нашей стране в последние годы,  жизнь ставит перед руководителями задачу овладения базовыми методологическими принципами, организационными, психологическими  и  технологическими  аспектами  управленческой деятельности, и в частности, одной из ее составляющих - аналитической.

В связи с этим основной стратегической целью реформы общего образования является «обеспечение качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации». [1] Возникает ряд существенных проблем, которые важно решать и с точки зрения современной психологической науки и с точки зрения образовательной практики:

- система управления общим образованием находится в промежуточной стадии от прежнего способа деятельности к качественно новому;

- система управления образовательным учреждением зависима от менталитета, поведения людей и  социокультурных особенностей региона;

- многие руководители образовательных учреждений  не готовы к осуществлению управленческой деятельности в современных условиях;

- наиболее важными характеристиками личности, отличающими типичного руководителя, являются стремление к лидерству и уверенность в себе, социальная активность, стремление следовать нормам, принятым в обществе, самоконтроль поведения;

- для многих российских школ характерен авторитарный стиль управления, который характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия;

- организационная культура многих образовательных учреждений характеризуется наличием роли для каждого члена организации, которая  четко описана должностной инструкцией;

- уровень психологического благополучия обучающихся в целом снижается. Это связано с тем, что основная часть обучающихся, чье состояние можно квалифицировать как «психически не болен, но уже психологически не здоров»,  продолжает оставаться вне поля видения и позитивного вмешательства психологии, педагогики и медицины.

Таким образом, необходимо создать гибкую, целенаправленную, эффективную систему управления школой, разрабатывать инструменты анализа качества управленческой деятельности, внедрять в практику работы школы современные методы изучения и формирования организационной культуры. В настоящее время психологическое обеспечение образования является необходимым условием развития современной школы.

Одной из задач работы муниципальной системы образования г. Ярославля является создание и развитие системы информационного обеспечения управленческой деятельности в муниципальных образовательных учреждениях города Ярославля. Сформирована система социально-психологического мониторинга образовательного процесса в общеобразовательном учреждении, которая позволяет проектировать образовательную среду. При ее проектировании в качестве субъектов рассматриваются обучающийся, учитель, администратор. Предлагается оценивать их деятельность в учебно-воспитательном процессе в режиме мониторинга по определенным параметрам.

Будем рассматривать социально-психологическое состояние взаимоотношений, опираясь на данные используемых методик: опросник «Особенности организационной культуры образовательного учреждения» (В.Ю. Горшков), семантический дифференциал, направленный на выявление образа   ученика (С.В. Швецова). Замеры проводятся по плану в режиме мониторинга, заносятся в единую базу данных. В исследовании приняло участие 71 общеобразовательное учреждение. Для обработки результатов исследования использовались методы математической статистики.

Существуют различные подходы к анализу содержательной стороны той или иной организационной культуры. По Ф. Харрису и Р. Морану одной из десяти содержательных характеристик является взаимоотношения между людьми.

Для понятия «организационная культура» существуют различные определения. По А. Н. Занковскому, организационная культура это  - «совокупность норм, правил, обычаев и традиций, которые поддерживаются субъектом организационной власти и задают общие рамки поведения работников, согласующиеся со стратегией организации» [2]. Организационная культура имеет определенную структуру, являясь набором предположений, ценностей, верований и символов, следование которым помогает людям в организации справляться с их проблемами. Э. Шайн предложил рассматривать организационную культуру по трем уровням: «поверхностному», «подповерхностному» и «глубокому». В отличие от провозглашаемых ценностей, которые сформулированы и очевидны, в организации имеются глубинные представления, скрытые установки, базовые предположения, которые не осознаются или не полностью осознаются членами организации. Они оказывают более существенное воздействие на поведение людей. Сущность культуры организации можно установить лишь на уровне  этих базовых представлений, лежащих в основе ее деятельности.

Среди ведущих факторов формирования и изменения организационной культуры выделяют такие факторы, как ценностные ориентации руководителя, его направленность на формирование организационного порядка.

Определение психологического благополучия является важным. Теоретическую базу для понимания феномена психологического благополучия заложили исследования Н. Брэдбёрна, по мнению которого для описания этого феномена необходимо оперировать признаками, отражающими состояние счастья или несчастья, субъективного ощущения общей удовлетворённости или не удовлетворённости жизнью. Данное понятие характеризует область переживаний и состояний, свойственных здоровой личности. Среди всего разнообразия подходов к пониманию психологического благополучия выделяются два основных - гедонистический и эвдемонистический. При гедонистическом подходе благополучие описывается главным образом в терминах удовлетворённости – неудовлетворённости. Эвдемонистическое понимание данной проблемы строится на том, что личностный рост – главный и самый необходимый аспект благополучия. Эти подходы сопоставляются к пониманию природы психологического благополучия, его ключевые характеристики и предпосылки, пути достижения. Намечаются возможные пути их интеграции в контексте построения комплексной, системной модели психологического благополучия обучающегося. Психологическое благополучие мы будем рассматривать как системное качество человека, обретаемое им в процессе жизнедеятельности на основе психофизиологической сохранности функций и проявляющееся у субъекта в переживании содержательной наполненности и ценности жизни в целом как средства достижения внутренних социально ориентированных целей, и являющееся условием реализации его потенциальных возможностей и способностей.

Проводимая работа позволяет определить влияние организационной культуры общеобразовательного учреждения на психологическое благополучие  обучающихся.

По результатам замеров формируется усредненный профиль, характеризующий в целом состояние организационной культуры в общеобразовательных учреждениях города. Для составления представления об особенностях профиля организационной культуры конкретного учреждения проводится анализ значения показателей его организационной культуры в сопоставлении со средними значениями по городу.

Анализ данных, полученных в исследованиях 2010 и 2011 годов, согласно рейтингу средних значений по каждому вопросу опросника «Особенности организационной культуры ОУ», позволяет определить следующие характерные черты организационной культуры муниципальной системы образования:

 - главная задача педагогического коллектива – подготовка самостоятельного, предприимчивого, адаптированного к взрослой жизни выпускника;

- главная задача педагогического коллектива – подготовка выпускника, ответственного за собственные поступки;

- главные задачи педагогов – научить ребенка учиться, научить его ставить перед собой конкретные цели и добиваться их.

Для результатов исследования 2011 года менее свойственны, чем в предыдущем году, такие черты, как наличие педагога с большим желанием работать,  направленность образовательного процесса на всестороннее развитие личности обучающегося. Обозначились новые черты, а именно: педагогическому коллективу придется по душе учитель с большим желанием работать, образовательный процесс направлен на всестороннее развитие личности учащихся, главная задача педагогов – научить ребенка учиться.

Проведенный анализ показал, что основная цель деятельности образовательного учреждения, характерная для муниципальной системы образования в целом, - личностное развитие обучающегося -  сохранилась и в 2011 году.

Для организации оценки психологического благополучия используется семантический дифференциал, направленный на выявление образа обучающегося (методика С.В. Швецовой). Сравнительный анализ за 2010 и 2011 годы показал, что школьник воспринимается как шумный (5,74), раскрепощенный (5,51), свой (5,19). Кроме этого, в 2011 году он стал для педагогов разговорчивым (2,68) и жизнерадостным (2,61). Это показывает, что учителя стабильно обращают внимание на поведение обучающихся. Такое выстраивание общения учителей с ребятами способствует достижению положительного результата в процессе формирования позитивной организационной культуры образовательного учреждения.

Кроме этого, обучающийся стал восприниматься (2011 год), как менее «раскрепощенный», «приятный», «доступный», что может быть обусловлено определенными трудностями для учителей в процессе регуляции поведения ребят.

По данным анализа корреляционных нагрузок определяется значимость самооценки обучающихся и их уровня тревожности. В рейтинге показателей личностных результатов обучающихся по корреляционной нагрузке в целом по городу наиболее высокие - следующие:

по первому основанию - оценка учебной деятельности (2,02), общительность (1,84) и бесконфликтность (1,76);

по второму основанию – общая тревожность в школе (1,88), низкая физиологическая сопротивляемость стрессу (1,69) и страх не соответствовать ожиданиям окружающих (1,68).

При этом, менее значимы оказались в первом случае интеллектуальность (1,56) и физическое развитие (1,55), а во втором – проблемы и страхи в отношениях с учителями (1,48) и переживание социального стресса (1,45).

Таким образом, муниципальная система образования города Ярославля имеет общий срез организационной культуры образовательных учреждений и индивидуальный – для каждой школы, образ ученика, оценку психологического благополучия. Эти данные можно использовать как инструмент определения качества управленческой деятельности. Результаты можно анализировать на муниципальном уровне, на уровне образовательного учреждения, на уровне конкретного педагога, принимая соответствующее управленческое решение. У руководителя образовательного учреждения появляется возможность овладевать аналитической составляющей управленческой деятельности. Полученные результаты и сравнительный анализ данных позволяет школьному психологу корректировать свою деятельность по сопровождению образовательного процесса. Организуя взаимодействие с педагогами, он работает в тесном контакте с администрацией школы. В процессе оценки психологического благополучия обучающихся учитывается взаимодействие педагога и ребенка.

 

Литература:

  1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р)
  2. Занковский А.Н. Организационная психология. — Москва: МПСИ, 2002 – 648 с.
  3. Шейн Э. Х. Организационная культура и лидерство. — СПб.: Питер, 2002

 

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.