Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Белоножко А.В.

ИГРА В ТРЕНИНГЕ. КУЛЬТУРА ИГРЫ  

Одесский национальный университет

Институт инновационного и последипломного образования

 

This report examines existing psychological science in the submission of the most natural form of interaction between people - the game. Exactly in the game personality develops freely and harmoniously. Game is the basic tool of trainer's activity with different categories of people: children, parents, students, and leaders.

Keywords: game, game interaction, the culture of the game.

В данном докладе рассматриваются существующие в психологической науке представления о наиболее естественной форме взаимодействия  между людьми – игре. Именно в игре личность развивается свободно и гармонично. Игра является основным инструментом тренерской деятельности с разными категориями людей: детьми, родителями, студентами, руководителями.

Ключевые слова:  игра, игровое взаимодействие, культура игры.

Игра является наиболее естественной формой взаимодействия  между людьми, именно в игре личность развивается свободно и гармонично. Игра является основным инструментом тренерской деятельности с разными категориями людей: детьми, родителями, студентами, руководителями и т.д.

Игра создает в группе непринужденную атмосферу сотрудничества и сотворчества, атмосферу безопасности и доверия. Именно все эти факторы являются обязательным условием результативности психолого-педагогической, психотерапевтической деятельности.  Только в атмосфере игры возможен личностный рост участников группового процесса.

Игра – это энергия, как тренера, так и его участников. Эта энергия необходима для того, чтобы результаты тренинга были максимально высокими.

Игра – своего рода культурный акт творчества, действующий по своим законам. В любом исследовании игры, в каждом научном подходе к игровому взаимодействию, за отправную точку принималась мысль о том, что игра занимает важное место в жизни, выполняя ряд функций. Эти функции очень разнообразны: коммуникативная, релаксационная, компенсаторная, гедонистическая, педагогическая, социализирующая.

Одной из самых распространенных культурологических концепций нашего времени является концепция игровой культуры. Наиболее ярким представителем этой концепции является голландский культуролог И. Хейзинга.  Игра, в концепции Хейзинга, - это культурно-историческая универсалия. В своей работе «Человек играющий» он поднимает самые глубокие пласты истории и развития культуры – игровые [3].

Хейзинга рассматривает игровое начало не только как свойство художественной деятельности, но и как основание всей культуры. Игра старше культуры. Все основные черты игры были сформированы еще до возникновения человеческого сообщества и присутствуют в игровых поведениях животных. Игра сопровождает культуру на всем протяжении ее истории и характеризует многие культурные формы.

Роль игры в истории культуры не всегда была одинаково велика. По мере культурного развития игровой элемент отступает на второй план. Но игровой инстинкт, по мысли Хейзинги, может проявиться в любой момент, вовлекая в процесс игры и отдельного индивидуума и человеческие массы [3].

Хейзинга рассматривает игровое начало не только как свойство художественной деятельности, но и как основание всей культуры. Игра старше культуры. Все основные черты игры были сформированы еще до возникновения человеческого сообщества и присутствуют в игровых поведениях животных. Игра сопровождает культуру на всем протяжении ее истории и характеризует многие культурные формы  [3].

 

В отечественной психолого-педагогической науке игра чаще рассматривалась применительно к детскому возрасту или какому-нибудь процессу, например учебе, труду, воспитанию.

Д. Б. Эльконин один из первых отечественных психологов пытался выяснить происхождение игры. Он рассматривал как изменялось положение ребенка в обществе через историческое развитие и на каком уровне развития человеческого общества возникла игра.

По мнению Д.Б. Эльконина, игра–важнейший источник развития сознания, произвольности поведения, особая форма моделирования отношений [4].

Считается, что первом этапе эволюции игры еще не было. Дети рано включались в жизнь взрослых. На практике усваивали способы добычи пищи c помощью примитивных орудий. С появление возрастного и полового разделения труда возникают игры-упражнения. И только по мере усложнения орудий труда и социальной структуры общества, появляется ролевая игра. Ролевая игра представляет собой реконструкцию социальных отношений  с целью подготовки к будущей жизни взрослого субъекта общества.

Игра присутствует на всех этапах развития личности. «Игра – один из видов активности человека»[4].  Младенец занят предметно-манипулятивной игрой: изучением различных предметов. Ее особенностью является повторение движений и действий, своего рода тренировка и развитие определенных поведенческих умений.

На дошкольное детство приходится пик игрового периода, когда формируются все человеческие способности:  речь, самосознание, воображение, творчество.

В.С. Мухина считает, что шестилетний возраст – период расцвета игровой деятельности ребенка. Именно в этом возрасте ребенок становится способным  символически моделировать те социальные отношения между людьми, к которым он был причастен. Благодаря игровым замещениям предметов и взятым на себя игровым ролям дошкольник осваивает произвольные формы поведения [2].

В период дошкольного детства в игре развивается волевая, интеллектуальная и эмоциональная сферы личности ребенка. В результате такой деятельности формируются прообразы будущих видов культурной деятельности.  В спорте найдут отражение подвижные и соревновательные игры. В художественно-эстетической деятельности – ролевые и режиссерские игры.

В период школьной жизни игра занимает второстепенное место и отступает перед другими видами деятельности. Многие педагоги  отвергают игру в своей деятельности, хотя  дети и подростки проявляются активность в большей степени именно в игровой деятельности. Освоение многих нравственных норм, ценностей, правил происходит с помощью косвенного воспитательного воздействия, которое оказывает игра. Это и правила игры, и поведение других участников, мнение товарищей и друзей, окружающие условия.

А.С. Макаренко считал, что между игрой и работой нет принципиальной разницы. «Хорошая игра» похожа на «хорошую работу», и наоборот. Сходство игры и труда заключается в том, что в каждой игре, как и в работе, есть усилие – физическое, интеллектуальное, духовное, эмоциональное. Игра доставляет радость творчества, радость победы, эстетическую радость. Любая игра – это также большая ответственность.

Игровое поведение и игровое взаимодействие  позволяет сформировать механизм сотрудничества с партнером и соревнования с соперником, используется для снятия  психологических стрессов, для отдыха и разрядки, для обучения и воспитания.

Игра в школьном возрасте остается ведущей формой жизне­деятельности, компенсирующей ограниченность и недостатки реаль­ной и взрослой жизни. Только игра эта становится другой: при сохранности игрового типа поведения и сознания меняется содержа­ние. Если ребенок воспроизводил формы поведения, то подросток уже принимает на себя отношения, чувства, переживания, риск и борьбу реальной жизни.

Грань между игровым и реальным миром становится условной, а иногда практически растворяется. Когда социальная активность зат­руднена, социализация в реальном мире значительно затрудняется — остается альтернативный вариант — создание нового мира в игре и через игру. Именно в этом новом мире подросток и юноша практически впервые в жизни выступают как «деятели». В силу этого игровая деятельность представляет собой один из главных факторов социализации, в частности приобретение личного опыта совместной жизнедеятельности.

Взрослая жизнь также не лишена игры, об этом пишет Э. Берн в своем произведении «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры». Конечно же, игра приобретает другой характер, но от этого не теряет своей сути. Во взрослой жизни это мощный защитный инструмент, позволяющий решить задачу самосохранности, эффек­тивный способ профилактики стресса или постстрессового состояния [1].

Неоспорим тот факт, что игра социализирует, развивает и оздоравливает личность. Образно говоря, теория игры — это духовное дитя всей истории философской и психолого-педагогической мысли. В конечном счете игра — активное начало, по сути своей направ­ленное на то, чтобы не дать культуре, да и всему миру застыть в непод­вижности.

 

Литература:

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб - Москва.: «Университетская книга», 1998. – 246 с.

2. Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе. 2-е изд. М.: Просвещение, 1990. – 175 с.

3. Хейзинга Й. Homo Ludens. М.: Прогресс - Традиция, 1997. - 416 с.

4. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 360 с.

 

 

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.