Белоножко А.В.
ИГРА В ТРЕНИНГЕ. КУЛЬТУРА ИГРЫ
Одесский национальный университет
Институт инновационного и последипломного образования
This report examines existing psychological science in the submission of the most natural form of interaction between people - the game. Exactly in the game personality develops freely and harmoniously. Game is the basic tool of trainer's activity with different categories of people: children, parents, students, and leaders.
Keywords: game, game interaction, the culture of the game.
В данном докладе рассматриваются существующие в психологической науке представления о наиболее естественной форме взаимодействия между людьми – игре. Именно в игре личность развивается свободно и гармонично. Игра является основным инструментом тренерской деятельности с разными категориями людей: детьми, родителями, студентами, руководителями.
Ключевые слова: игра, игровое взаимодействие, культура игры.
Игра является наиболее естественной формой взаимодействия между людьми, именно в игре личность развивается свободно и гармонично. Игра является основным инструментом тренерской деятельности с разными категориями людей: детьми, родителями, студентами, руководителями и т.д.
Игра создает в группе непринужденную атмосферу сотрудничества и сотворчества, атмосферу безопасности и доверия. Именно все эти факторы являются обязательным условием результативности психолого-педагогической, психотерапевтической деятельности. Только в атмосфере игры возможен личностный рост участников группового процесса.
Игра – это энергия, как тренера, так и его участников. Эта энергия необходима для того, чтобы результаты тренинга были максимально высокими.
Игра – своего рода культурный акт творчества, действующий по своим законам. В любом исследовании игры, в каждом научном подходе к игровому взаимодействию, за отправную точку принималась мысль о том, что игра занимает важное место в жизни, выполняя ряд функций. Эти функции очень разнообразны: коммуникативная, релаксационная, компенсаторная, гедонистическая, педагогическая, социализирующая.
Одной из самых распространенных культурологических концепций нашего времени является концепция игровой культуры. Наиболее ярким представителем этой концепции является голландский культуролог И. Хейзинга. Игра, в концепции Хейзинга, - это культурно-историческая универсалия. В своей работе «Человек играющий» он поднимает самые глубокие пласты истории и развития культуры – игровые [3].
Хейзинга рассматривает игровое начало не только как свойство художественной деятельности, но и как основание всей культуры. Игра старше культуры. Все основные черты игры были сформированы еще до возникновения человеческого сообщества и присутствуют в игровых поведениях животных. Игра сопровождает культуру на всем протяжении ее истории и характеризует многие культурные формы.
Роль игры в истории культуры не всегда была одинаково велика. По мере культурного развития игровой элемент отступает на второй план. Но игровой инстинкт, по мысли Хейзинги, может проявиться в любой момент, вовлекая в процесс игры и отдельного индивидуума и человеческие массы [3].
Хейзинга рассматривает игровое начало не только как свойство художественной деятельности, но и как основание всей культуры. Игра старше культуры. Все основные черты игры были сформированы еще до возникновения человеческого сообщества и присутствуют в игровых поведениях животных. Игра сопровождает культуру на всем протяжении ее истории и характеризует многие культурные формы [3].
В отечественной психолого-педагогической науке игра чаще рассматривалась применительно к детскому возрасту или какому-нибудь процессу, например учебе, труду, воспитанию.
Д. Б. Эльконин один из первых отечественных психологов пытался выяснить происхождение игры. Он рассматривал как изменялось положение ребенка в обществе через историческое развитие и на каком уровне развития человеческого общества возникла игра.
По мнению Д.Б. Эльконина, игра–важнейший источник развития сознания, произвольности поведения, особая форма моделирования отношений [4].
Считается, что первом этапе эволюции игры еще не было. Дети рано включались в жизнь взрослых. На практике усваивали способы добычи пищи c помощью примитивных орудий. С появление возрастного и полового разделения труда возникают игры-упражнения. И только по мере усложнения орудий труда и социальной структуры общества, появляется ролевая игра. Ролевая игра представляет собой реконструкцию социальных отношений с целью подготовки к будущей жизни взрослого субъекта общества.
Игра присутствует на всех этапах развития личности. «Игра – один из видов активности человека»[4]. Младенец занят предметно-манипулятивной игрой: изучением различных предметов. Ее особенностью является повторение движений и действий, своего рода тренировка и развитие определенных поведенческих умений.
На дошкольное детство приходится пик игрового периода, когда формируются все человеческие способности: речь, самосознание, воображение, творчество.
В.С. Мухина считает, что шестилетний возраст – период расцвета игровой деятельности ребенка. Именно в этом возрасте ребенок становится способным символически моделировать те социальные отношения между людьми, к которым он был причастен. Благодаря игровым замещениям предметов и взятым на себя игровым ролям дошкольник осваивает произвольные формы поведения [2].
В период дошкольного детства в игре развивается волевая, интеллектуальная и эмоциональная сферы личности ребенка. В результате такой деятельности формируются прообразы будущих видов культурной деятельности. В спорте найдут отражение подвижные и соревновательные игры. В художественно-эстетической деятельности – ролевые и режиссерские игры.
В период школьной жизни игра занимает второстепенное место и отступает перед другими видами деятельности. Многие педагоги отвергают игру в своей деятельности, хотя дети и подростки проявляются активность в большей степени именно в игровой деятельности. Освоение многих нравственных норм, ценностей, правил происходит с помощью косвенного воспитательного воздействия, которое оказывает игра. Это и правила игры, и поведение других участников, мнение товарищей и друзей, окружающие условия.
А.С. Макаренко считал, что между игрой и работой нет принципиальной разницы. «Хорошая игра» похожа на «хорошую работу», и наоборот. Сходство игры и труда заключается в том, что в каждой игре, как и в работе, есть усилие – физическое, интеллектуальное, духовное, эмоциональное. Игра доставляет радость творчества, радость победы, эстетическую радость. Любая игра – это также большая ответственность.
Игровое поведение и игровое взаимодействие позволяет сформировать механизм сотрудничества с партнером и соревнования с соперником, используется для снятия психологических стрессов, для отдыха и разрядки, для обучения и воспитания.
Игра в школьном возрасте остается ведущей формой жизнедеятельности, компенсирующей ограниченность и недостатки реальной и взрослой жизни. Только игра эта становится другой: при сохранности игрового типа поведения и сознания меняется содержание. Если ребенок воспроизводил формы поведения, то подросток уже принимает на себя отношения, чувства, переживания, риск и борьбу реальной жизни.
Грань между игровым и реальным миром становится условной, а иногда практически растворяется. Когда социальная активность затруднена, социализация в реальном мире значительно затрудняется — остается альтернативный вариант — создание нового мира в игре и через игру. Именно в этом новом мире подросток и юноша практически впервые в жизни выступают как «деятели». В силу этого игровая деятельность представляет собой один из главных факторов социализации, в частности приобретение личного опыта совместной жизнедеятельности.
Взрослая жизнь также не лишена игры, об этом пишет Э. Берн в своем произведении «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры». Конечно же, игра приобретает другой характер, но от этого не теряет своей сути. Во взрослой жизни это мощный защитный инструмент, позволяющий решить задачу самосохранности, эффективный способ профилактики стресса или постстрессового состояния [1].
Неоспорим тот факт, что игра социализирует, развивает и оздоравливает личность. Образно говоря, теория игры — это духовное дитя всей истории философской и психолого-педагогической мысли. В конечном счете игра — активное начало, по сути своей направленное на то, чтобы не дать культуре, да и всему миру застыть в неподвижности.
Литература:
1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб - Москва.: «Университетская книга», 1998. – 246 с.
2. Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе. 2-е изд. М.: Просвещение, 1990. – 175 с.
3. Хейзинга Й. Homo Ludens. М.: Прогресс - Традиция, 1997. - 416 с.
4. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 360 с.