Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Козина  И.Е.

ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ КОМФОРТНОСТИ ШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ПРОЯВЛЕНИЕ КОНФОРМНОСТИ ИНДИВИДА.

Славянский – на – Кубани государственный педагогический институт

 

Из данной статьи вы можете узнать о понятии психологической комфортности школьной образовательной среды и ее влияние на формирование стереотипного мышления у подростков, которое не дает ребенку реализовать свою творческую индивидуальность, а напротив,  формирует конформную личность.

Ключевые слова:  комфортность школьной образовательной среды; психологический климат; конформность; подросток. 

Актуальность проблемы обусловлена тем, что в современных условиях обучения уровень комфортности образовательной среды является важным показателем формирования самостоятельной и творческой личности, гармонично развивающейся в социуме. Однако низкий уровень психологической комфортности в школьной среде не дает ребенку возможности для полноценного саморазвития, а заставляет его действовать согласно уже сложившимся стереотипам, не позволяя развивать свои идеи, в последствие чего формируется конформная личность, не умеющая отстаивать свою позицию, точку зрения.

К сожалению, проблема психологической комфортности в образовательном учреждении остается практически не исследованной. В то время как систематическим изучением феномена конформности занимался Соломон Эш, а позднее такие ученые как  Дж. Берри, Р. Бонд и П. Смит

Психологическая комфортность образовательной среды - это состояние, возникающие в процессе жизнедеятельности человека, которое указывает на чувства радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые учащимися находясь в учебном учреждении; это условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться. Также понятие психологической комфортности можно соотнести с определением психологического климата. По мнению В. М. Шепеля психологический климат – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе симпатий, совпадения характеров, интересов, склонностей [1].

Конформизм — это сознательная уступчивость человека мнению большинства группы для избежания конфликта с ней.  Конформность — подверженность групповому давлению и изменение своего поведения под влиянием других лиц, группы [2]. Следует различать внушаемость и конформизм. Внушаемость — это непроизвольная податливость человека мнению группы (человек и сам не заметил, как изменились его взгляды, поведение, это происходит само собой, искренне) [3].

Целью нашего исследования стало изучение конформности индивидов в ситуациях, которые являются показателями уровня комфортности школьной образовательной среды.

В нашем исследовании мы предположили, что существует взаимосвязь между степенью внушаемости, конформности и психологическим климатом коллектива как показателя уровня комфортности школьной образовательной среды. При благоприятном психологическом климате в группе отмечается  коллективистское самоопределение, относительное единообразие поведения в результате сознательной солидарности личности с оценками и задачами коллектива.

Нами было проведено исследование на базе МБОУ СОШ № 48 в ст. Черноерковской  Славянского района, в исследовании приняли участие ученики 8-9 классов в количестве 68 человек.

В качестве методов исследования были использованы следующие методики: адаптированный опросник И. А. Баевой, выявляющий уровень психологической комфортности в коллективе; опросник «Чрезмерное стремление к конформности», позволяющей выявить каким уровнем  конформности обладает респондент.

Результаты исследования показали, что 23% (15чел) школьников испытывают комфортное пребывание в школе, 51% (34чел) испытуемых считают психологическую комфортность в образовательном учреждении неустойчивым, постоянно меняющимся, 26% (19чел) учеников определяют состояние в школе как некомфортное. В то время как 15% (10чел) учащихся, комфортно чувствующих себя в школе, проявляют конформность как следование коллективизму, ребенок способен осознано отказаться от своей точки зрения на благо всей группы, не испытывая при этом внутренних противоречий; 53% (37 чел) школьников, в том числе и оценивающие психологический комфорт как неустойчивый, испытывают  внутреннюю личную конформность (усваиваемая конформная реакция) — мнение человека действительно меняется под воздействием группы, человек соглашается, что группа права, и изменяет свое первоначальное мнение в соответствии с мнением группы, впоследствии проявляя усвоенное групповое мнение, поведение и при отсутствии группы; и 32% (21чел) испытуемых, в составе которых 26% (19 чел) ребят, испытывающих некомфортное состояние в школе, проявляют  демонстративное согласие (внешнюю, публичную конформность) с группой по разным причинам (чаще всего, чтобы избежать конфликтов, неприятностей лично для себя или близких людей, при сохранении собственного мнения в глубине души).

Таким образом, мы можем сделать вывод, что существует взаимосвязь между степенью конформности и психологической комфортностью школьной образовательной среды.  Школьники, находящиеся в благоприятной психологической среде  обладают качествами коллективизма, доброжелательности, рассудительности, ответственности,  самоуверенности, самокритичости, способностью к  сопереживанию, толерантному отношению к окружающим людям, умением адекватно реагировать на критику. Ученики, оценивающие психологический комфорт как неустойчивый, как правило, испытывают  внутреннюю личную конформность, они придают большее значение коллективным целям и больше беспокоятся о том, как их поведение выглядит в глазах других и влияет на этих других, у этих детей четко прослеживаются такие качества как сообразительность и сознание общественного долга. Однако, позиция данных членов коллектива очень неустойчива, так как поддержка первоначального мнения субъекта даже одним членом группы резко повышает сопротивляемость групповому давлению, а иногда и сводит его на нет. Подростки, имеющие внутреннюю конформность очень зависимы от мнения окружающих, им всегда важно, что другие думают о них, как к ним относятся, они очень плохо переживают критику от окружающих, и чаще всего испытывают высокую степень тревожности в связи  с боязнью не соответствовать чужим ожиданиям.  Низкая психологическая комфортность учащихся в школе влияет на ее полноценное развитие, так как у подростка складывается конформное поведение, это способствует формированию стереотипного мышления, которое не дает ребенку реализовать свою творческую индивидуальность, также формируется неустойчивая жизненная позиция личности. Впоследствии, будучи уже взрослым человеком, конформист не умеет отстаивать свою точку зрения, принимать серьезные решения, развивать свои идеи, у него постоянно меняются жизненные ценности, что довольно опасно, так как может привести к внутриличностному конфликту, который, в свою очередь, грозит перерасти в стресс, депрессию и потерю смысла жизни. Конформная личность практически лишена самостоятельности в своем поведении и действиях. Людям, обладающим демонстративной конформностью, присущи такие качества как идейная убежденность, принципиальность, неумение находить выходы из затруднительных ситуаций, приходить к компромиссам,  что в свою очередь вызывает сложности в процессах общения с окружающими, самореализации,  самоактуализации.

По нашему мнению, современному педагогу для повышения успешности обучения учащихся необходимо знать: как чувствует себя ученик на уроке; как он воспринимает учителя; каким ему видится отношение к себе, что он ощущает и о чем думает. В связи с чем, педагогу важно прослеживать динамику отношений в коллективе и в системе учитель-ученик, прогнозировать поведение и развитие личности ученика. Также необходимо учитывать возрастные, психологические особенности и законы психического развития, которые  помогут педагогу поддерживать психическую комфортность учеников  в школе. Также необходимым условием является повышение самооценки учащихся, развитие чувства собственного достоинства.

 

Литература:

1.     Баева И.А Психологическая безопасность в образовании: Монография. Санкт-Петербург, 2002

2.        Краткий психологический словарь/под ред. Петровский А. В. – Р/Д.: «Феникс» – 1998

3.     Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений – СПб.: Питер, 2009

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.