Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Аверьянов А.И.

ШКОЛЬНЫЙ БУЛЛИНГ В ВОСПОМИНАНИЯХ СТУДЕНТОВ МГПИ

Московский гуманитарный педагогический институт

 

В данном докладе рассматривается проблема школьного буллинга в российских школах, приводятся результаты опроса педагогов дошкольных образовательных учреждений города Москвы по данной проблеме.

Ключевые слова: школьный буллинг, булли, жертва буллинга, формы и причины буллинга.

The report touches upon the issue of bullying in Russian schools and presents the results of the survey among primary school teachers of Moscow dedicated to this problem.

Key words: school bullying, bully, the victim of bullying, forms and reasons for bullying.

Школьный буллинг – социальное явление, широко распространенное сегодня не только в России, но и в США, Канаде, Японии, Индии и практически во всех странах Европы. Вместе с тем, явление это мало изученное, хотя его сложно назвать новым. О буллинге в мире стали говорить и писать в начале XX века, но серьезные исследования начались на Западе  чуть более  30 лет назад. Пионерами в этой области выступили ученые Скандинавских стран. В России же первые публикации появились лишь в 2005 году.

Буллинг (bullying,  от анг. bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) в скандинавских и англоязычных странах определяется как притеснение, дискриминация, травля.  Дэвид Лейн и Эндрю Миллер определяют буллинг как длительный процесс сознательного жесткого отношения, физического и (или) психического, со стороны одного или группы детей к другому ребенку (другим детям). Однако, говоря о школе, следует сказать, что буллинг проявляется не только в детских взаимоотношениях, но также и в системе отношений "учитель/взрослый - ребенок".

По данным западных исследователей, каждые четыре месяца хотя бы один раз один из четверых детей в начальной школе и один из десяти - в средней подвергается издевательствам со стороны сверстников. В силу несколько иной организации школьного обучения в России пик травли в наших школах, по мнению многих исследователей и практиков, приходится на среднюю школу.

Российские ученые сегодня единодушно отмечают повсеместное возрастание уровня тревожности среди детей. Растет число детских самоубийств. Судите сами, в России в 1985 г. на 100 тыс. приходилось 36,6 самоубийств, а в 2000 - уже 57- 58. Свою лепту, бесспорно, вносит в эту печальную картину и школьный буллинг, о котором все чаще сообщается в средствах массовой информации (см., например,  http://kp.ru/daily/25692.4/895743/,   http://kp.ru/online/news/966687/).

Мы считаем, что ключевой фигурой в борьбе с издевательствами, получившее сегодня широкое распространение в российских школах и  детских дошкольных учреждениях, является педагог. Именно поэтому нам захотелось провести небольшое исследование с тем, чтобы посмотреть,  сталкивались ли с явлением буллинга  взрослые и состоявшиеся люди (педагоги) в то время, когда они были еще школьниками. Что и как происходило у них, какие формы имело школьное насилие, как справлялись они с ним, какие пути его преодоления они видят сегодня. С этой целью нами были опрошены  97 человек женского пола (сегодня в сфере обучения и воспитания трудится порядка 80% женщин). Возраст респондентов от 20 до 50 лет, все они педагоги ДОУ, студенты заочной формы обучения 2 - 3 курсов Московского гуманитарного педагогического института. Для опроса использовалась специально разработанная анкета.

Результаты исследования.

78%  респондентов отметили, что сталкивались со школьным насилием в той или иной мере. Само явление педагоги, за редким исключением, считают негативным. 29% опрошенных непосредственно участвовали в буллинге.  Исключительно жертвами буллинга себя считают чуть более 10%, исключительно в роли булли  выступали 3%, а вот в обеих ролях побывали более 16%. Заметим, что присутствие обеих ролей очень симптоматично для такого явления, поскольку булли в одних ситуациях могут быть хулиганами и задирами, а в других - жертвами. Равно как и жертвы буллинга. Таким образом мы выяснили, что почти каждый третий педагог непосредственно на себе испытал школьное насилие. 

Какие формы буллинга использовались раньше?

Ничего необычного, но все же  назовем самые популярные (по убыванию): сплетни - 32%, драка - 20%, словесные оскорбления, обзывания - 18,6%, байкот - 18,6%. Стоит внимательно отнестись к этим цифрам, поскольку речь идет о девочках! Западные специалисты утверждают, что буллинг чаще используется мальчиками, но последнее время наблюдается увеличение доли девочек в этом процессе. Причем девочки используют значительно реже физические формы издевательства, предпочитая им распространение слухов и сплетен, бойкот и словесные оскорбления. Но и эти различия постепенно нивелируются.

Интересно кстати заметить, что школьное насилие часто не без оснований связывают с насилием в семье. Сегодня же российские социологи утверждают, что в современных семьях лишь 40% супружеских пар не бьют друг друга, в остальных случаях супруги дерутся, причем отмечается возрастающая тенденция бития женщиной мужчины.

Что выступало причиной школьной травли?

На первом месте внешний вид - 45,4%. На втором - успеваемость (слишком высокая или слишком низкая) - 14,4%. На третьем - материальное положение - 9,3%, на четвертом - национальность - 8,2%. Сегодня в целом эти данные подтверждаются и более серьезными исследованиями, которые также на первое место ставят материальное положение (внешний вид как частный случай), дискриминацию по признаку расы, языка, другой культуры. Особенно это характерно и актуально для больших городов, где высокий уровень миграции. К примеру, нам известны московские школы, в которых учится более 30 национальностей, а русский язык преподается как иностранный. Причем у многих детей-мигрантов мотивация интегрироваться в русскую языковую культуру стремится к нулю.

Что предпринимали педагоги, когда они были детьми, чтобы совладать, справиться с буллингом?

22% респондентов давали сдачу, 14,4% жаловались родителям, 9,3% дружили с сильными ребятами. И при этом около 24% никак не реагировали, переживая ситуации буллинга наедине с самим собой. Особенно стоит отметить, что только 4% респондентов обращались за помощью к учителю! Сегодня ситуация не лучше в плане доверия учителю, и тому несколько причин, на наш взгляд. 

      1. Это бессмысленно, поскольку учителя, не отреагировав в свое время насилие над собой, продолжают его транслировать. У них есть на это отговорка типа «в наше время это тоже бывало, ничего страшного, все когда-нибудь проходит». К тому же, 24,7% респондентов отметили, что инициаторами буллинга выступили учителя.

      2. Булли нравятся учителям - они уверены в себе, симпатичны, экстравертированы, лучше развиты физически, "исполнительны" - если их попросить в случае чего, они понимают, что ничего явно, "на глазах" делать не станут (ну а за глазами...).

3. Жертвы, напротив, интравертированы, неуверенны в себе, менее симпатичные и менее развитые физически, часто более дистанцированные от учителей. 

4. Учителя зачастую просто не знают, что реально делать в этих ситуациях, поэтому делают вид, что ничего не происходит или они попросту ничего не видят. 

5. Корпоративная культура школы часто не оставляет ни малейшей возможности учителю «выносить мусор из избы», «поднимать бурю в стакане» и пр.

Мы предполагаем, таким образом, что пережитое в школе насилие нынешние взрослые (педагоги) психологически не отреагировали, а поэтому они не могут быть эффективными в работе с этими проблемами сегодня. В подтверждение этих слов необходимо заметить, что во время и после опроса тема эта вызвала очень сильные эмоции и защитные реакции.

Отдельно хочется сказать о равнодушии сверстников, точнее - о наблюдателях, которые в полной мере могут считаться соучастниками школьного буллинга.  В нашем опросе их более 63%. А ведь именно для них "стараются" булли,  вопреки собственной безопасности. Возьмем, к примеру, такую современную форму насилия как кибербуллинг, когда в интернет выкладываются ролики с издевательствами, - чаще всего это делают именно наблюдатели, которые снимают весь процесс обычно на камеру мобильного телефона. Правда, наши респонденты к данной форме не имели никакого отношения.

Что предлагают делать нынешние педагоги, чтобы побороть или хотя бы как-то снизить уровень школьного насилия?

На первое место они поставили взаимодействие с родителями и их помощь - 21,6%, на второе место профессионализм учителя - 16,5%, на третье профилактическую работу с детьми (тренинги, беседы и пр.) - 13,4%. Среди других актуальных мер были отмечены такие, как сплочение детского коллектива путем проведения совместных мероприятий, большее внимание к жизни ребят, повышение уровня культуры родителей и др. 

Таким образом, наше исследование показало, что явление школьного буллинга знакомо современным педагогам не понаслышке, что они воспринимают его в целом как негативное, что для борьбы с ним требуются интергированные усилия школы и семьи. Вместе с тем, видимо, необходима специальная работа с педагогами по психологическому отреагированию их собственных жизненных проблем, связанных со школьным насилием. Может быть, после этого они станут более профессионально заниматься профилактикой и борьбой с одним из опасных явлений современной школы, именуемым буллингом.

     

Литература:

1.       Бердышев И.С., Нечаева М.Г. Медико-психологические последствия жестокого обращения в детской среде. Вопросы диагностики и профилактики. Практическое пособие для врачей и социальных работников. - СПб., 2005.

2.       Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия: Профилактика детской агрессивности и жестокости. - М., 2006.

3.       Досани С. 52 способа помочь ребенку выжить в школе. - М., 2009.

4.       Кон И.С. Что такое буллинг и как бороться с ним? // Семья и школа, №11, 2006.  С. 15-18.

 

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.