Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Церковникова Н.Г.

Подростковый вандализм как психолого педагогическая проблема

Уральская государственная юридическая академия

 

В данных тезисах рассматривается проблема подросткового вандализма. Представлены результаты исследования личностных особенностей подростков, склонных к вандализму. Предложены меры профилактической и коррекционной работы с несовершеннолетними.

Ключевые слова: вандализм, личность, профилактика.

In the given theses the problem of teenage vandalism is considered. Results of research of personal features of the teenagers inclined to vandalism are presented. Measures of preventive and correctional work with minors are offered.

Key words: vandalism, the person, preventive maintenance.

В настоящее время в России и за рубежом все большую остроту приобретает проблема подросткового вандализма. Согласно статье 214 Уголовного Кодекса РФ  под вандализмом понимается осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах. Можно отметить такие характеристики подросткового вандализма как групповой характер, высокую латентность, внезапность, быстроту действий, комплексность и криминальную направленность мотивации. Зная, что уголовная ответственность за вандализм наступает с 14 лет (ч.2 ст.20 УК РФ), проблема профилактики и коррекции вандального поведения среди несовершеннолетних становится всё более важной.

Личностная предрасположенность к вандализму среди подростков  прослеживается в нарушениях эмоциональной сферы (эмоции злости, ненависти, гнева), мотивационной сферы (мотивы подражания, заражения, самозащиты, самоутверждения, лидерства, протеста), волевой (неустойчивость характера, неспособность к саморегуляции) и нравственной сферах.

В эмпирическом исследовании личностных особенностей подростков, склонных к вандализму, принимали участие 75 подростков в возрасте 13-16 лет (39 мальчиков и 36 девочек) общеобразовательной школы г. Екатеринбурга. В исследовании были использованы следующие методики: методика Т. Лири, сокращенный многофакторный опросник  для исследования личности (СМОЛ), опросник диагностики состояния агрессии Басса – Дарки и методика Ахенбаха. Также использовались методы анкетирования и экспертных оценок.

Подростки, склонные вандализму, отличаются от подростков, не склонных к этому, повышенным уровнем  агрессивности, прямолинейности, несдержанности и вспыльчивости (U=16,00; p = 0,0027), средним уровнем сотрудничества и взаимодействия с окружающими (U=346,5; p = 0,044) (по методике Т.Лири), высоким уровнем значения по  шкале «психопатия» (U = 247,5; p = 0,00099) (СМИЛ), завышенным уровнем физической агрессии ( U = 292; p = 0,006); раздражения ( U = 329,5; p = 0,026) (по опроснику Басса-Дарки). Также выявлены значимые различия между этими подгруппами по шкалам: «проблемы мышления» (U = 314,5; р = 0,02); «проблемы с вниманием» (U = 267; р = 0,0024); «агрессия» (U = 295; р = 0,008). Психопатичность, присущая подросткам-вандалам, проявляется в социальной дезадаптации, агрессивности, конфликтности, пренебрежении социальными нормами и ценностями. А для подростков «группы риска» характерно подавленное настроение, склонность  к  уединенности,  пассивности социальных контактов.

Порядок работы для профилактики и коррекции вандального поведения  подростков предлагается следующий: сниже­ние психического напряжения, выработка навыков самостоятельно­го принятия решений, развитие умений общения как в повседневных, так и в критических си­туациях, снижение деструктивной конфликтности, а также развитие нравственного самосознания подростков.

 

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.