Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Моисеева А.А.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОСОЗНАНИИ ПРОБЛЕМЫ СТРЕССОВ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА

Новгородский Государственный Университет имени Ярослава Мудрого

 

В данном докладе рассматриваются новые направления исследований в области стресса и их применение для работы с педагогами.

Ключевые слова: стресс, стрессор, психология здоровья, самоэффективность.

The new research trends in the area of stress and their application in the work with teachers are being considered in the article.

Key words: stress, stressor, Health Psychology, self-efficiency.

Не секрет, что профессия педагога связана с большим количеством стрессов. Стрессовые ситуации могут возникнуть в любое время в общении с детьми, администрацией, родителями, представителями различных организаций. Исследования, проведенные на выборке учителей начальных классов английских школ, показали, что более 72% учителей испытывали в своей работе стресс средней степени и 23% учителей испытывали сильный стресс[5].

Впервые о существовании стресса в жизни человека заявил Г. Селье (1979). Он определял стресс как уровень изношенности нашего организма, и, как многие другие исследователи, связывал его с напряжением. Психологический словарь дает такое определение данного понятия: "Состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных и трудных условиях, как в повседневной жизни, так и в особых обстоятельствах"[4, с.328]. Это психическое или физическое напряжение может быть вызванно физическими, эмоциональными, социальными, экономическими или профессиональными обстоятельствами, событиями или опытом, с которыми сложно справиться и сложно их переносить.

На современном этапе работа по изучению влияния стресса на личность и коррекции этого влияния продолжается. Во многом этому способствует новое направление – психология здоровья. Характерной особенностью изучения стресса в рамках психологии здоровья является стремление к системности. Эффективная работа по преодолению стресса может вестись только при системном анализе самых важных областей жизнедеятельности человека. Сюда включены: физическое здоровье, семья, работа, духовные ценности. Преодоление стресса и его профилактика индивидуальна для каждого человека, так как каждый может быть здоров при определенных, подходящих именно для него особенностях и условиях жизни и работы.

Одним из наиболее известных ученых, работающих в области стресс-менеджмента является Д. Гринберг[1]. По его мнению, причиной стресса является стрессор, или стимул, который может "запустить" в действие реакцию борьбы или бегства. Стрессором может оказаться как эмоциональное состояние (гнев, страх), так и внешние факторы (запахи, шум).

В настоящее время также установлено, что длительные стрессы оказывают более разрушительное воздействие на организм, чем сильные, но кратковременные. Проводится изучение влияния микрострессоров на психическое состояние индивида. Именно микрострессоры могут усиливать переживание более серьезных стрессовых ситуаций. Специалисты считают, что большая часть стрессоров связана не с производственной деятельностью человека, а с его обыденной жизнью. Однако люди зачастую приносят свои проблемы на работу, где, в свою очередь, прибавляются факторы профессиональной деятельности.

Выделяет два основных источника производственного стресса[3]: факторы окружающей среды (учебная нагрузка, безопасность, количество учеников) и персональные факторы (работоспособность, терпение, здоровье). Но независимо от того, что же явилось источником стресса, в результате послестрессовых нарушений нервной деятельности могут возникнуть многие заболевания: инфаркт, инсульт, психические болезни и др. Чтобы спасти себя, человеку необходимо разорвать установившиеся связи и выйти за пределы захватившего его порочного круга. Конечно, воздействие одного и того же стрессора может оказаться различным в разных ситуациях и на разных людей. В связи с этим возникли и продолжают создаваться многочисленные технологии, направленные на защиту от негативных психических состояний. Но для того, чтобы защититься, необходимо потратить очень много энергии. Интересной представляется методика, предложенная врачом-психоневрологом, профессором О.И.Ждановым[2]. Главное достоинство данной технологии в том, что она направлена не на противодействие энергии стресса, но позволяет использовать эту энергию в интересах личного роста и самосовершенствования.

Технология управления собой описывается как последовательное продвижение по пяти этапам: диагностика негативного психического состояния, выявление причин отрицательных эмоций, избавление от стрессогенных стереотипов мышления и поведения, использование приемов антистрессовой самозащиты, восстановление израсходованных ресурсов, противодействие хронической усталости.

Все выше сказанное об основных признаках стресса и его протекания как нельзя более характерно для современного педагога. Углубляясь в профессиональную деятельность, учитель, прежде всего, стремится ее совершенствовать – отрабатывает методику преподавания, налаживает взаимодействие с учениками, их родителями, с коллегами. Нередки высказывания учителей о том, что они «буквально горят на работе». Придавая этой фразе положительное значение (учитель неравнодушен к проф. деятельности и это хорошо), необходимо подумать, что такое «горение» может привести к изнашиванию психических и физических сил педагога и как следствие привести к профессиональной деформации, многочисленным заболеваниям.

Поэтому мы полагаем, что в повседневной профессиональной деятельности учителя должны появиться занятия и целые тренинговые курсы для обучения учительского состава школы повышению самоэффективности в профилактике и преодолении стрессовых воздействий. Нами планируется создание и аппробация тренинга, построенного на пятиступенчатой модели О.И.Жданова.

 

Литература:

1. Гринберг Дж. Управление стрессом. 7-е изд. – СПб.: Питер, 2002

2. Жданов О.И. Основы персонального стресс-менеджмента. – М., 2003

3. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг            (педагоги, психологи, родители). – СПб.: Речь, 2010

4. Психологический словарь /Под ред В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. М., 1997

5. Fontana D. Psychology for Teachers. London, 1995

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.