Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

УДК 37.018.46

Рихтер Т.В.

МОДЕЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ*

Соликамский государственный педагогический институт

 

В данном докладе рассматривается сущность модели дистанционного обучения информатике студентов педагогических вузов, ее задачи, особенности, составляющие, этапы разработки.

Ключевые слова: модель дистанционного обучения, информатика, педагогические кадры, высшее образование.

This report examines the use of language and other tools ……………………

Key words: ultra-high-level language, the development of, ……………………

Глубокие социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, потребовали переосмысления государственной политики в области высшего образования, связанные с модернизацией его структуры, теоретическим и практическим обновлением содержания, информатизацией, совершенствованием форм альтернативного и вариативного обучения, в том числе и дистанционного.

В настоящее время идет интенсивная работа по внедрению дистанционных технологий в образовательный процесс подготовки педагогических кадров, который характеризуется гибкостью, адаптивностью, модульностью, экономической эффективностью, ориентацией на обучаемого, опорой на передовые информационные и телекоммуникационные средства [1].

В области теории и практики дистанционного обучения работают многие отечественные ученые и специалисты, вносящие большой вклад в решение проблем по данной проблематике: А.А. Андреев, А.М. Бурлаков, М.Ю. Бухаркина, Ю.Н. Демин, А.Д.Иванников, А.Ж. Жафяров, М.В. Моисеева, О.П. Молчанова, А.Е. Петров, Е.С. Полат, А.А. Поляков, В.А. Садовничий, А.Н. Тихонов, Л.И. Холина, А.В. Хуторской и др.

Однако повышение требований общества к подготовке специалистов в условиях внедрения в образовательный процесс информационных и телекоммуникационных технологий находится в противоречии с недостаточной разработанностью вопросов учебно-методического характера дистанционного обучения студентов и ограниченным практическим опытом работы.

При организации дистанционного обучения основной акцент делается на развитие познавательной самостоятельности субъектов образовательного процесса, которая формируется в условиях целесообразно организованной деятельности через установление оптимальной обратной связи [2].

Реализация дистанционного обучения информатике студентов педагогических вузов отражает специфику деятельности учащихся по усвоению соответствующего содержания, что обуславливает овладение дисциплиной через последовательность технологических циклов: подготовительного, учебного, заключительного.

Подготовительный обеспечивает включение субъектов в процесс дистанционного обучения информатике на основе определения индивидуализированных целей деятельности студентов, обеспечения их комфортного вхождения в сетевой учебный коллектив, реализации процедуры знакомства, конструирования индивидуальных образовательных траекторий.

Учебный цикл отражает структуру учебной деятельности по овладению информатикой, предполагает обязательное взаимодействие субъектов образовательного процесса, обеспечивает усвоение студентами содержания дисциплины в соответствии с общими и индивидуализированными целями, осуществление контроля и диагностики с целью коррекции дальнейшей траектории обучения.

Завершающий цикл ориентирован на проверку достигнутого уровня сформированности системы знаний и умений студентов по информатике.

В результате проведенного исследования нами разработана модель дистанционного обучения информатике студентов педагогических вузов как совокупность средств, форм, методических приемов взаимодействия субъектов образовательного процесса, предусматривающая активный обмен информацией между ними на основе использования средств информационных и телекоммуникационных технологий и базирующаяся на личностно-ориентированном и деятельностном подходах к обучению, которая включает концептуальную, содержательную и процессуальную части.

Построение модели дистанционного обучения информатике студентов педагогических вузов рассматривается как процесс взаимосвязанных этапов: стратегическое планирование; проектирование структуры методической системы дистанционного обучения информатике, определяемой целями обучения; проектирование отдельных компонентов системы и определение связей между ними; проецирование методической системы дистанционного обучения на условия конкретной информационно-образовательной среды; проверка эффективности спроектированной системы.

К задачам, которые призвана решать модель отнесены:

- усиление практической ориентации и прикладной направленности процесса овладения информатикой путем достижения оптимального сочетания теоретических и практических сведений;

- ориентация образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и развитие способностей мышления;

- изменение методов, форм и средств обучения, способствующих формированию навыков анализа информации, самообучения;

- осуществление целенаправленного управления процессом формирования и совершенствования умений самостоятельной работы студентов, способностей к самоорганизации.

Предложенная модель имеет следующие особенности: интегративность, внутреннее единство, связность, иерархическая взаимообусловленность ее компонентов; четкая структуризация содержания обучения, последовательное изложение теоретического материала; вариативность содержания обучения, форм, методов и средств; адаптация учебного процесса к индивидуальным возможностям и потребностям студентов; обязательная проработка каждого компонента дидактической модели; сочетание различных подходов к отбору содержания и организационных процедур восприятия, обработки и представления нового материала; использование психолого-педагогических принципов (единство культурного и образовательного пространства, динамизм, приоритет человеческих ценностей, диагностируемость, конструктивная целостность), адаптирующих процесс обучения к развитию и воспитанию личности.

Данная модель содержит следующие механизмы и ориентиры:

- механизм выявления дидактических единиц курса информатики, содержащих знания, опорные для выполнения действий, составляющих методы решения профессиональных задач;

- механизм выбора профессиональной задачи, обобщенный метод решения которой целесообразно формировать при дистанционном обучении информатике будущего педагога;

- механизм составления конкретных профессиональных задач, решаемых с помощью знаний в области информатики;

- ориентиры для организации специальной деятельности по усвоению студентами, обучающимися дистанционно, знаний по информатике, необходимых для выполнения всех действий, входящих в состав методов решения профессиональных задач;

- ориентиры для организации подготовительного этапа методики дистанционного обучения будущих учителей информатики обобщенным методам решения профессиональных задач;

- ориентиры для проведения методологического этапа методики дистанционного обучения будущих учителей информатики обобщенным методам решения задач;

- ориентиры для организации этапа обучения, на котором обучаемые учатся решать профессиональные задачи, используя обобщенный метод их решения.

Модель содержит следующие подсистемы:

- обучающую, элементами которой являются индивидуализированные цели обучения, содержание, методы, средства, формы организации взаимодействия, которые учитывают характеристические для осуществления процесса обучения информатике особенности субъектов образовательного процесса;

- контрольно-диагностическую подсистему, элементами которой являются цели контроля результатов и диагностики процесса усвоения соответствующего содержания, средства, методы и формы контроля и диагностики, которые учитывают специфику процесса усвоения материала студентами по информатике в дистанционном обучении;

- подсистему сопровождения сетевого учителя информатики, элементами которой являются цели, содержание, средства, методы и формы организации методического сопровождения сетевого учителя информатики, которые разрабатываются не основе сформулированных принципов проектирования и функционирования системы методического сопровождения.

Каждая из выделенных подсистем, в свою очередь, содержит пять элементов (цели, содержание, средства, методы и организационные формы), взаимосвязь которых обуславливается рядом факторов: общими целями обучения информатике; структурой учебной деятельности и этапами усвоения элементов соответствующего содержания по дисциплине; возможностью реализации всех выделенных компонентов в информационно-образовательных средах дистанционного обучения с различными технологическими характеристиками; взаимовлиянием элементов подсистем друг на друга.

Внедрение модели дистанционного обучения информатики в образовательный процесс современного вуза позволяет представить способ реализации содержания обучения с помощью упорядоченной и целесообразной совокупности методов, средств и форм, направленных на организацию самоуправляемой, умственной деятельности студентов по формированию умений приобретать новые знания из различных источников, овладевать способами, приемами и методами познавательной деятельности, совершенствовать их и творчески применять в нестандартных ситуациях, находить и решать учебные проблемы, на основе самостоятельного поиска и анализа информации конструировать свои знания, прогнозировать и анализировать результаты исследовательской деятельности, а также способствует совершенствованию учебного процесса и повышению качества образования студентов в области информатики.

 

Литература:

1. Лобачев С.Л Дистанционные образовательные технологии: информационный аспект. – М: МЭСИ, 2008. – 104 с.

2. Щенников С.А. Открытое дистанционное образование. – Изд-во: Наука, 2009. – 334 с.

* Исследование выполнено по заданию Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы», проект «Исследование информационно-образовательной среды Верхнекамья в системе непрерывного профессионального образования педагогических кадров с применением дистанционных образовательных технологий»

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.