Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

Чернова Е.В., Доколин А.С.

Анализ детских интернет – ресурсов с точки зрения информационной безопасности

ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»

 

В статье освещаются вопросы информационной безопасности ребенка на различных детских ресурсах в сети Интернет. Рассматриваются такие критерии оценки, как навигация, ссылки на посторонние ресурсы, реклама, форум, поддержка, родительский контроль, дизайн, содержание. Статья содержит сравнительный анализ случайно выбранных детских интернет ресурсов. В конце работы сделан вывод по всем указанным критериям.

Ключевые слова: сеть Интернет, информационная безопасность, безопасность ребенка, детские информационные ресурсы.

The article highlights the issues of information security of the child to various children's resources on the Internet. We consider these evaluation criteria, navigation, links to external resources, advertising, forums, support, parental control, design, content. This article contains a comparative analysis of randomly selected children's Internet resources. At the end of the conclusion of all these criteria.

Keywords: Internet, information security, child safety, children's information resources.

В наше время информатизация общества находится на стадии завершенности, и большинство людей имеет выход в сеть Интернет. Вследствие чего начинают развиваться различного рода развлекательные ресурсы для взрослых и детей. Но, к сожалению не всегда детские порталы являются безопасными для ребенка, огромное количество рекламы, ссылок на нежелательные ресурсы и многое другое заставляют нас задуматься о мере контроля и обеспечении безопасности в сети Интернет. Хотя и ведутся различные работы в этой сфере: детский Интернет, разработка программного обеспечения ведущими специалистами в области информационной безопасности и др., но пока все находится на стадии разработки.

Мы разработали следующие критерии анализа детских ресурсов на предмет обеспечения безопасности ребенка:

I. Навигация: данный параметр отвечает за логически верный и удобный маршрут поиска информации на ресурсе. Ребенок должен быстро находить нужную ему информацию, в обход нежелательной, если таковая имеется на ресурсе.

  1. Интуитивно понятная навигация по ресурсу, не допускающая попадание пользователя за пределы ресурса.
  2. Требующая времени для понимания, не допускающая попадание пользователя за пределы ресурса.
  3. Сложная для понимания, допускающая попадание пользователя за пределы ресурса.

II. Ссылки на посторонние ресурсы: данный параметр отвечает за характер ссылок на ресурсе. Ребенок должен иметь доступ только к той информации, которую можно отнести к детской, крайне нежелательно попадание на посторонние ресурсы, не имеющие образовательный/игровой/развлекательный характер для ребенка.

  1. Наличие ссылок на ресурсы, относящихся к детским и имеющие образовательных/игровых/развлекательных характер.
  2. Наличие ссылок на ресурсы, не относящихся к детским, имеющие образовательных/игровых/развлекательных характер.
  3. Наличие ссылок на ресурсы, не относящихся к детским, не имеющие образовательных/игровых/развлекательных характер.

III. Реклама: данный параметр отвечает за наличие подходящей для ребенка рекламы. Ребенок не должен получать, информацию недетского содержания с различного вида рекламы на ресурсе.

  1. Реклама, имеющая детский характер содержания. Реклама. образовательных/игровых/развлекательных детских ресурсов.
  2. Реклама, имеющая детский характер содержания. Реклама ресурсов, не относящихся к образовательным/игровым/развлекательным.
  3. Реклама, не имеющая детского характера. Реклама ресурсов, не относящихся к образовательным/игровым/развлекательным.

IV. Форум: данный параметр отвечает за наличие безопасного форума на ресурсе, имеющего регистрацию и оперативный контроль со стороны модераторов разделов форума. Ребенок не должен получать информацию, которая может нанести моральный или психический вред.

  1. Наличие на ресурсе регистрации и оперативный контроль над содержимым.
  2. Отсутствие регистрации на ресурсе.
  3. Отсутствие форума.

V. Поддержка: данный параметр отвечает за оперативное обновление и поддержку ресурса в актуальном состоянии. Ребенок должен получать, только актуальную информацию, для поддержания своего интереса к ресурсу.

  1. Регулярное обновление содержания ресурса.
  2. Редкое/не постоянное обновление содержания ресурса.
  3. Отсутствие обновлении.

VI. Родительский контроль: данный параметр отвечает за наличие контроля со стороны родителей. Все произведенные действия ребенка на ресурсе должны быть контролируемы и доступны для родителей.

  1. Наличие родительского контроля над всеми действиями пользователя, с историей посещения разделов, контролем форума и временем проведения пользователя на ресурсе. Наличие раздела для родителей.
  2. Наличие родительского контроля над некоторыми действиями пользователя.
  3. Отсутствие родительского контроля.

VII. Дизайн: данный параметр отвечает за качество оформления ресурса. Ребенок должен получать эстетическое удовлетворение от ресурса, которое в свою очередь обеспечит его заинтересованность в дальнейшем.

  1. Анимированный дизайн ресурса, ярко характеризующий детский характер и тематику ресурса.
  2. Статичный дизайн ресурса, ярко характеризующий детский характер и тематику ресурса.
  3. Дизайн, не характеризующий детский характер и тематику ресурса.

VIII. Содержание: данный параметр отвечает за наличие безопасного для ребенка контента. Ребенок должен иметь доступ только к детскому/образовательному/игровому/развлекательному содержимому ресурса. Контент должен иметь достаточный объем для поддержания внимания ребенка на ресурсе.

  1. Наличие большого количества детского образовательного/игрового/развлекательного контента.
  2. Наличие среднего количества детского образовательного/игрового/развлекательного контента
  3. Наличие малого количества детского образовательного/игрового/развлекательного контента.

Каждый ресурс оценивается по разработанным параметрам. За различные характеристики выставляются определенные баллы.

Характеристика №1: 3 балла.

Характеристика №2: 2 балла.

Характеристика №3:1 балл.

По окончании анализа суммируются набранные баллы и делается вывод о безопасности ресурса для ребенка, информационный ресурс будет считаться таковым, если он наберет от 15 до 24 баллов.

В наше время нельзя представить развитие и образование ребенка без сети Интернет, где находится множество познавательной и интересной для него информации. Нужно не ограждать детей от сети, а предоставлять им все возможности,  которые данная сеть имеет. Для этого нужно вести усиленную работу по созданию безопасного информационного пространства для детей. Это новый виток работы для развитых ИТ-компаний, предоставляющих продукты по информационной безопасности.

На сегодняшний день проводится немало работы по предоставлению детям безопасного выхода в Интернет, фильтрации рекламы и блокировке различных ресурсов, разработка новых средств по сортировке информации и как видно из нашего анализа данная работа ведется хорошо, но пока не все параметры имеют должную оценку. Данная работа указывает направления, в которых требуется усилить контроль или разработать новые методы, отвечающие самым высоким требованиям информационной безопасности. Стоит отметить, что обеспечение информационной безопасности имеет комплексный подход, и невозможно обеспечить полную гарантию безопасности ребенка от нежелательной информации, надеясь только на качественную работу портала или какого-либо программного обеспечения.

Кроме того, одной из причин слабой защищенности ребенка в сети Интернет является то, что не все разработчики детских ресурсов выполняют свою работу качественно. Хотелось бы отметить, что одной из основных проблем безопасности ребенка в сети Интернет является наличие ссылок на посторонние ресурсы. Разработчикам необходимо более тщательно анализировать все ссылки своего ресурса.

Также в работу по обеспечению информационной безопасности ребенка в сети необходимо подключать и родителей, которые должны с детства воспитывать в ребенке сетевой этикет, правила работы и поиска информации на различных детских и образовательных ресурсах. В итоге, совместная деятельность даст положительный результат, и будет время, когда ребенок сможет абсолютно безопасно находиться в глобальной сети Интернет.

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.