Рейтинг пользователей: / 5
ХудшийЛучший 

Скляр Е.Ю.

ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ МАТЕМАТИКА

ГБОУ ВПО РостГМУ Минздравсоцразвития России, колледж

 

The article is about the experience of information-communication technologies, which is used in making educational methodical mathematician complex of a medical college profile.

Keywords: multimedia and hypermedia technology, interactivity, electronic textbook, interactive whiteboard.

В статье рассматривается опыт использования ИКТ при создании учебно-методического комплекса дисциплины Математика колледжа медицинского профиля.

Ключевые слова: мультимедиа и гипермедиа технологии интерактивность, электронное учебное пособие, интерактивная доска.

Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий является одним из факторов, определяющих вектор развития мирового сообщества ХХI века. Цивилизация неуклонно движется к построению информационного общества, где решающую роль играют информация и научные знания. Поэтому перед системой образования стоит глобальная проблема подготовки молодых граждан к жизни и деятельности в совершенно новых условиях информационного общества. В связи с этим современный этап развития образования характеризуется внедрением в образовательный процесс информационных технологий, совершенствующих содержание, методы и организационные формы обучения. Применение в учебном процессе современной компьютерной техники призвано заинтересовать обучающегося в изучении дисциплины, стимулируя его познавательную и творческую активность, организовать продуктивную деятельность и тем самым повысить качество образования и воспитать информационную культуру обучающегося, которая сегодня становится составляющей общей культуры человека [1].

В этих условиях знания становятся не самоцелью образования, а средством взаимодействия с окружающим миром. Они должны стать мобильной и гибкой системой анализа сложившейся ситуации. Построение такой системы и является главной задачей современного образования.

Решить эту задачу в условиях информатизации можно путем внедрения интерактивных систем обучения и мониторинга в образовательный процесс.

Сегодня, очевидно, что степень усвоения учебного материала студентами можно значительно увеличить, если применять мультимедиа и гипермедиа технологии в образовательном процессе. Ведь их внимание сосредоточено на том, что объясняет преподаватель, а не на том, как быстрее и точнее записать его слова. На этом этапе внедрение ИКТ переводит процесс усвоения новых знаний за счет более высокой степени восприятия информации, содержащей зрительные образы, которыми можно манипулировать и которые можно изменять в ходе проведения занятий на новый уровень.

Практическая реализация вышеизложенных идей нашла отражение в создании мультимедийного пакета лекций по математике для обучения по укрупненной группе специальностей 060500 Здравоохранение. По всем темам курса (Математический анализ, Теория вероятностей и Медицинская статистика) созданы презентации, выполненные в программе Power Point. Электронные учебные материалы созданы в программе Interwrite с применением гипертекстов.

Презентация применяется на различных этапах занятия. Например, на этапе актуализации опорных знаний, в ходе фронтального опроса, текст вопроса появляется на экране, а после правильного ответа студентов осуществляется переход по гиперссылке к слайду с визуализацией ответа. В качестве фреймовых опор визуализируются этапы решения задач, от которых легко и быстро можно перейти на слайд с новыми начальными условиями или рисунком, а затем продолжить решение задачи, а в случае необходимости вернуться назад к общей схеме. Это позволяет значительно экономить время и опрашивать большее количество студентов.На этапе объяснения нового материала, широко используется анимация объектов. На некоторых слайдах присутствует до 20 эффектов анимации. Все дополнительные построения и описание этапов решения появляются не в готовом виде, а по ходу решения, что позволяет быстрее понять и запомнить их последовательность. Благодаря возможностям Power Point в презентации вставлены видеоролики, позволяющие проиллюстрировать связь математики с медициной и с достижениями человеческой цивилизации.Для закрепления нового материала используется разбор решения задач на готовых примерах. Это позволяет значительно увеличить объем решенных задач.Подведение итогов занятия, рефлексия также проводится с помощью презентации. На слайде выводится своего рода «опорный конспект», и каждый студент сам для себя определяет степень усвоения новых знаний на данном аудиторном занятии, что будет создавать дополнительную мотивацию для выполнения домашнего задания по теме.

В рамках раздела курса «Применение математических методов в профессиональной деятельности среднего медицинского персонала» создано электронное учебное пособие. Учебные пособия, имеющие электронную форму, существенно отличаются от печатных аналогов. Подача учебных материалов с включением мультимедийных компонент: графики, анимации, видео, звукового сопровождения, моделирования в динамики реальных ситуаций, вовлекают обучающегося в активный процесс обучения, делая его глубоким и всесторонним. Интерактивность - основное преимущество такого пособия (наличие обратной связи с обучающимся непосредственно при «прочтении» такого учебника). На основе всплывающих подсказок, звуковых эффектов, анимационных клипов и видеофрагментов создается эффект присутствия «виртуального преподавателя». Основные компоненты пособия подготовлены в: Adobe Photoshop – подготовка растровых изображений, CorelDraw-подготовка графиков и рисунков, Adobe premier – обработка видео, Macromedia Flash MX – создание анимационных роликов, Macromedia Authorware – интеграция компонентов в единое целое и публикация учебника в исполнимый exe – файл либо в html – формат для размещения в сети.

Новой технической поддержкой стали электронные интерактивные доски, как эффективный инструмент в современной системе обучения. Математика в системе среднего профессионального медицинского образования является сложной дисциплиной. Оснащение кабинета математики интерактивной доской качественно меняет форму подачи учебного материала, организационные формы обучения и позволяет сделать сложную науку математику более доступной. Если учесть, что по данным исследований, в памяти человека остается 25% услышанного материала, 30%- увиденного, 50% - увиденного и услышанного и 75% материала, если студент привлечен в активные действия в процессе обучения, то интерактивная доска как раз позволяет создать все условия для совершенствования учебного процесса. Еще известный русский педагог Сорока-Расинский писал, что всякое знание надо превращать в деяние, только тогда знания станут прочными, а процесс обучения будет продуктивным и интересным. При помощи инструментов интерактивной доски можно цветом выделять важные пункты, этапы изучаемого материала и тем самым привлекать внимание обучающихся на отдельном аспекте темы. Страницы можно листать вперед и назад, демонстрируя определенные темы занятия или повторять то, что студенты не поняли. Страницы можно просматривать так же в любом порядке, а рисунки, тексты и различные объекты перетаскивать, перемещать. Красочность представленного материала положительно воздействует на эмоциональное состояние обучающихся, создает дополнительный стимул к изучению математики, облегчает ее восприятие. Программное обеспечение интерактивной доски наиболее полно используется при изучении математического анализа. Использование интерактивной доски как современного средства ИКТ в организации учебного процесса побуждает к новым инновационным методам преподавания дисциплины Математика и активизирует познавательный интерес обучающихся [3].

Новые технологии позволяют более эффективно организовать образовательный процесс, построить собственную систему знаний, позволяющую принять правильное решение в любой ситуации.

 

Литература:

1.  Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе / Е.О. Иванова, И.М Осмоловская - М: Просвещение, 2011. – 189с

2.  Интернет ресурс. Чашук И.В. Компьютерные технологии на уроках матеметики:http://ito.bitpro.ru/1998-1999/c.html 20 июня 2011г

3.  Интерактивная доска- интерактивное обучение prodigital.su/magazine/

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.