Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 

УДК 378.147

Татьяненко С.А., Рочев Е.А.

СОВРЕМЕННАЯ УНИВЕРСИТЕТСКАЯ КНИГА ПО МАТЕМАТИКЕ Тобольский индустриальный институт

 

Переход на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения предъявляет новые требования к информационно-методическому обеспечению учебного процесса, важной частью которого являются учебники и учебные пособия. В статье рассматриваются особенности содержания и структуры современной университетской книги по математике.

Ключевые слова: математическое образование, учебник нового поколения, учебное издание, федеральные государственные образовательные стандарты.

Go to the federal state educational standards of the third generation places new demands on information and methodological support of educational process, an important part of which are textbooks and manuals. The paper considers the peculiarities of the content and structure of the modern university books on mathematics.

Keywords: mathematical education, new textbooks, textbook, federal state educational standards.

На проблему вузовского учебника особое внимание обратили в 1960 г. в процессе реформирования системы образования, основной целью которой было повышение теоретического уровня обучения. С этого времени учебники математики отличались повышенной формальной строгостью определений и доказательств, высокой абстрактностью методов, логической перегруженностью и сухостью изложения. «Громоздкие фразы, многословные, малоинформативные построения, штампы, нарочито усложненная терминология – все это, создавая мнимую значительность текста, затрудняет его понимание, лишает необходимой дня учебника ясности и четкости изложения» [1].

И.П. Костенко [3] анализируя в своих статьях традиции российского математического образования, утверждает, что бездумная погоня за высокой научностью преподавания, фетишизация дидактического принципа научности при недостатке общей педагогической культуры авторов вузовских учебников ведет к пренебрежению другими дидактическими принципами, в частности, принципом доступности и посильности. Таким образом, автор вузовского учебника должен обладать высоким уровнем профессиональной компетенции в областях математики и педагогики.

На сегодняшний день большая часть студентов вузов пользуются только конспектами лекций, не владеют навыками смыслового чтения. Одна из причин этому – «непривлекательность» учебников математики. Еще в 1934 г. Г.М. Фихтенгольц в предисловии к учебнику «Математика для инженеров» определяет педагогические принципы: «для того, чтобы сделать из математики действительно полезное орудие в руках инженера, автору казалось необходимым и самое изложение ее основ увязать с приложениями и, так сказать, сразу показать математику в действии… Все эти приложения группируются вокруг отчетливого математического костяка, без чего усвоение математических понятий было бы затруднено» [5].

Сегодня в условиях реализации ФГОС-3 увеличивается значимость и объем самостоятельной работы студента, прикладной направленности обучения. Студент сталкивается с необходимостью проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута. Особенности подготовки бакалавров и магистров также  накладывают свои требования на учебные книги для каждого уровня. В основе подготовки учебных книг для бакалавров лежит принцип предметности. Магистр должен активно использовать научную периодику и монографическую литературу, поэтому доля учебных книг в системе учебных изданий должна быть минимальной.

Современная дидактика рассматривает учебник в качестве информационной модели образовательного процесса, которая отображает цели, содержание обучения, дидактические процессы, технологию обучения. Учебник должен быть ориентирован не столько на усвоение знаний, сколько на создание условий для приобретения студентами опыта использования этих знаний.

Анализ педагогической и научно-методической литературы (П.Г. Буга, А.В. Хуторской, Д.В. Чернилевский, О.В. Зимина, Беломестнова Э.Н. и др.) позволил нам выделить следующие требования к современному учебнику по математике:

- соответствие требованиям ФГОС, определяющих обязательный набор знаний, умений и основных компетенций студентов;

- адаптация к основному профилю направления: особое внимание должно быть уделено вопросам использования знаний и умений в решении практических задач профессиональной направленности;

- применение методов предъявления учебного материала, программирующих работу студентов (последовательность изложения, элементы эвристической беседы, проблемное изложение и др.);

- наличие учебных и математических задач, формирующих основные общекультурные и профессиональные компетенции студентов [4];

- возможность выбора уровня усвоения знаний за счет дополнительного материала учебника: доказательство теорем, выводы формул, исторические сведения и т.д;

- соответствие психолого-педагогическим факторам обучающихся, их образовательному уровню;

- художественное оформление учебника в целом: использование различных форм представления информации, использование различных способов выделения текста (цвет, шрифт, выделение основных формул в рамки), для архитектуры страницы характерны элементы интерфейса электронных изданий.

Структура учебной книги должна включать: предисловие, список обозначений, главы, оглавление, приложения, ответы к упражнениям и заданиям, предметный указатель, список рекомендуемой литературы. Структура глав должна соответствовать системе полного усвоения знаний: введение, цели, план главы, глоссарий, основной материал, дополнения, заключение, упражнения, задачи для самостоятельного решения.

Проблемы повышения культуры университетской книги по математике в течение десятилетий обсуждаются на конференциях, в периодической печати, в форме специальных монографий. Однако качество учебников до сих пор не может быть признано удовлетворительным.

 

Литература:

1. Буга, П.Г Структура и содержание учебников и учебных пособий. Обзорная информация: Научная организация работы в высшей и средней специальной школе [Текст] / П.Г. Буга. -  М., НИИПВШ, Выпуск 3, 1985

2. Костенко, И.П. Вузовский учебник: монополия антидидактики [Текст] / И. П. Костенко // Университетская книга. 1997. - № 9. - С. 32-36.

3. Акулова, О.В. Проектирование учебно-методического обеспечения образовательной программы в логике федеральных государственных образовательных стандартов 3-го поколения: Методическое пособие [Текст] / О. В. Акулова, А. Е. Бахмутский, Р. У. Богданова, О. Б. Даутова, Е. В. Пискунова, Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010.  - 138 с.

4. Татьяненко, С.А. Учебные и математические задачи для формирования профессиональной компетентности будущего инженера: Учебное пособие для студентов и преподавателей математики технического вуза [Текст] /С.А. Татьяненко – Тобольск: Изд-во ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2003. – 112 с.

5. Фихтенгольц, Г.М. Математика для инженеров [Текст] / Г.М. Фихтенгольц. - М., 1934 – 620 с.

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.