Рейтинг пользователей: / 17
ХудшийЛучший 

Соловьёв Д.Н.

КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА АГРЕССИИ ШКОЛЬНИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Омский государственный педагогический университет

 

Доклад содержит, разработанную автором, обоснованную комплексную диагностику агрессии школьников подросткового возраста. В работе выявлены и описаны основные методы диагностики подростковой агрессии.

Ключевые слова: агрессия, диагностика, методы диагностики, подростковый возраст.

The report contains a well-grounded teenage aggression diagnosing complex developed by the author. The main methods of diagnosing teenage aggression are revealed.

Key words: aggression, diagnostics, diagnosing methods, teenager.

В связи с распространением агрессии в школьной подростковой среде возникает необходимость рассмотрения ее превенции. Диагностическое исследование агрессии является неотъемлемым компонентом данной деятельности. Так как подростковая агрессия является сложным явлением, для ее исследования недостаточно одной отдельной методики, но необходим комплекс методов диагностики.

Вопросу диагностики агрессии уделяется большое внимание в работах современных зарубежных и отечественных ученых. При исследовании агрессии мальчиков подросткового возраста А. Бандура использовал метод беседы, проективный метод [1; 20-24]. В исследованиях Р. Бэрон и Д. Ричардсон выявляются следующие неэкспериментальные методы систематического изучения агрессии:

  • архивные исследования;
  • изучение вербальной информации;
  • анкеты;
  • личностные шкалы;
  • оценивание поведения другими людьми;
  • проективные методы;
  • наблюдение (полевое наблюдение, натуралистическое наблюдение) [2; 55-67].

Л.М. Семенюк при диагностике агрессии предлагает использовать следующие методы: наблюдение, беседа, опрос, сочинения на заданную тему [9, 24-36]. И.А. Фурманов в своих работах выделяет методы исследования: наблюдение, опросные методы, проективнытехники [10; 199-240].

Таким образом, в современной теории и практике накоплены определенные знания в области диагностики агрессии. В указанных работах уделяется внимание исследованию уровня и особенностей агрессии подростков, а также психологическим факторам, при этом не уделяется должного внимания исследованию микросоциума. Ведущей деятельностью и ведущим фактором развития подростка становится общение с товарищами в социально-значимой деятельности [7; 204]. Осуществляя учебную, общественно-организационную, спортивную и трудовую деятельность, подросток взаимодействует с членами различных коллективов. «Он учится строить общение в различных коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношений, рефлексии собственного поведения, умение оценивать возможности своего «Я»» [3; 176]. Подростковый возраст по А.В. Петровскому «характеризуется поиском средств и способов для обозначения своей индивидуальности… В максимальной степени реализуя в связи с этим способность быть идеально представленным в своих приятелях, подросток мобилизует все свои внутренние ресурсы для деятельностной трансляции своей индивидуальности… интенсифицирует поиск в… референтной для него группе лиц, которые могут обеспечить оптимальную его персонализацию» [8; 22]. «Подросток в первую очередь соотносит себя с группой сверстников, учитывая то, насколько ее члены одобряют или не одобряют какие-либо его свойства, проявляющиеся в делах, поступках» [6; 57]. Итак, на наш взгляд, в связи с особенностями подросткового возраста при диагностике агрессии необходимо уделить особое внимание исследованию влияния среды (окружения подростка) и реакции подростка на данное влияние.

В нашей работе мы основывались на взглядах А. Бандуры на агрессию. Учитывая выделенные им факторы агрессии, а также обращая внимание на личностные факторы, при учете указанных выше возрастных особенностей, мы полагаем, что комплексная диагностика агрессии школьников подросткового возраста должна носить социально-психолого-педагогический характер. Таким образом, в процессе диагностики агрессии выявляется уровень и особенности агрессии, осуществляется исследование влияния социальной среды, образовательной среды на развитие личности, а также исследование индивидуально-психологических характеристик личности подростка.

Целью данной статьи является разработка и обоснование комплексной диагностики агрессии школьников подросткового возраста.

Цель диагностического исследования: выявление уровня, видов и факторов агрессии подростков.

Задачи исследования:

  • определить уровень, виды проявляемой агрессии
  • исследовать социальные, психолого-педагогические характеристики микросоциума
  • определить влияние семьи на агрессию подростков
  • выявить психолого-педагогические особенности подростка

При разработке диагностики вслед за И.Ю. Левченко мы основывались на ряде принципов [4; 29, 30]:

  • Комплексное изучение
  • Системный подход
  • Динамический подход
  • Выявление и учет потенциальных возможностей ребенка
  • Качественный анализ результатов психодиагностического изучения ребенка
  • Необходимость раннего диагностического изучения ребенка
  • Единство диагностической и коррекционной помощи детям с нарушениями развития

При выборе методов и методик исследования мы руководствовались специфическими для изучаемого явления критериями:

  • Безопасность, доступность использования с этической точки зрения
  • Соответствие возрасту
  • Емкость использованных методов и методик
  • Доступность заданий для испытуемых
  • Возможность количественной и качественной обработки результатов

Основываясь на указанных принципах, руководствуясь критериями, учитывая цель, поставленные задачи особенности исследуемого явления в диагностический комплекс были включены следующие методы и методики:

  • Наблюдение («карта наблюдений» Д. Стотта)
  • Опросные методы (опросник А. Басса и А. Дарки, полуструктурированное интервью с подростками, их родителями, разработанное А. Бандурой)
  • Проективные методы («человек под дождем», «кинетический рисунок семьи»)
  • Социально-педагогический паспорт микрорайона (Р.В. Овчарова)
  • Метод комплексной эксперсс-диагностики профессионально-личностных особенностей и стилей общения педагога с детьми (Р.В. Овчарова)
  • Метод психолого-педагогического консилиума

Диагностику мы предлагаем начинать с изучения уровня и особенностей агрессии, это позволит выявить подростков с нарушениями поведения. Далее выявляется этимология проблемы – факторы агрессии. Диагностика завершается исследованием индивидуально-психлогических характеристик подростка и характеристик микросоциума с целью выявления основ преодоления агрессии.

Изначально исследователь осуществляет наблюдение за поведением подростков. Для того чтобы сократить время исследования и корректно оценить действия подростка мы предлагаем осуществлять стандартизированное наблюдение с использованием методики «карта наблюдений» Д. Стотта. Данная методика позволяет выявить характер дезадаптации ребенка. Осуществлять наблюдение за поведением подростков нужно на уроках, во внеурочное время (в процессе осуществления внеклассных образовательных мероприятий). Карта включает 16 шкал для оценки: 1) недоверие к новым людям, вещам, ситуациям 2) депрессия 3) уход в себя, 4) тревожность оп отношению к взрослым, 5) враждебность по отношению к взрослым, 6) тревога по отношению к детям, 7) асоциальность, 8) враждебность к детям, 9) неугомонность, 10) эмоциональное напряжение, 11) невротические симптомы, 12) неблагоприятные условия среды, 13) сексуальное развитие, 14) умственная отсталость 15) болезни и органические нарушения, 16) физические дефекты. Данная методика позволяет выявить общие характеристики поведения, уточнить дальнейшую деятельность. Неточность формулировок, описывающих поведение ребенка, не позволяет зафиксировать формы проявляемой агрессии подростка («обижает других детей», «пристает к более слабым»). Для преодоления указанного недостатка методики при диагностике агрессии мы предлагаем в процессе исследования на отдельном листе добавлять комментарии, уточняющие типы агрессивных действий и особенности их проявления, например, обижает других, используя вербальные угрозы.

Для определения уровня и видов проявляемой агрессии, мы предлагаем использовать широко распространенный в зарубежных и отечественных исследованиях опросник А.Басса и А. Дарки. Данный опросник состоит из 75 утверждений, на которые обследуемый должен дать ответ "да" или "нет". По числу совпадений ответов респондентов с "ключом" подсчитываются индексы различных видов агрессивности и враждебных реакций. Формулировка утверждений в данном опроснике позволяет ослабить влияние общественного одобрения или неодобрения ответа подростка. У большинства респондентов не возникает затруднений с пониманием утверждений, что делает опросник пригодным для использования в данной возрастной группе.

Интервью «анкета подростка» (А. Бандура, Р. Уолтерс) помогает исследовать особенности и степень выраженности различных видов агрессии подростка на ближайшее окружение. Данная беседа имеет полуструктурированный характер, что позволяет исследователю получить данные по интересующим позициям, а респонденту, насколько он хочет, выразить свое мнение. Результаты интервью с подростками оцениваются по 85 пятибалльным шкалам.

В данном комплексе нами используются психографическая методика «человек под дождем». Данная методика посвящена исследованию особенностей психологических защитных механизмов, готовности личности преодолевать неблагоприятные ситуации, отношение человека к жизненным трудностям, наличие личностных резервов, стиля поведения в трудный момент. Подростку предлагается нарисовать два рисунка: человека и далее человека под дождем. Первый рисунок отражает представление подростка о себе в благоприятных условиях, второй отражает представление в негативных условиях. Данная методика имеет вспомогательный и дополнительный характер и используется для уточнения данных, полученных средствами других методов диагностики.

Для исследования влияния семьи на агрессию подростка мы использовали полуструктурирванное интервью, разработанное А. Бандурой. Данное интервью позволяет выявить особенности семейного воспитания, влияющие на агрессию подростков. В процессе исследования респонденту задаются «открытые» вопросы в заранее установленном порядке, что позволяет получить развернутые ответы по интересующим исследователя позициям. Результаты интервью с родителями оцениваются по 61 пятибалльной шкале.

Психографическая методика «кинетический рисунок семьи» позволяет исследовать семейные отношения и отношения ребенка с членами семьи. Методика предлагает рисование подростком своей семьи, беседу по содержанию рисунка. Методика позволяет получить обширные данные, используется нами для уточнения информации, полученной методом интервью.

Как уже было ранее отмечено, для понимания подростковой агрессии недостаточно выявить основные формы и интенсивность проявления агрессии, важно выявить факторы агрессии и личностные особенности, определяющие то, как влияния факторов будут восприниматься подростком.

Социально-педагогический паспорт микрорайона предполагает исследование:

  • Материальной базы жилого массива и возможности ее использования в образовательных целях
  • Центров сосредоточения интересов детей
  • Возможных очагов негативного влияния
  • Состава семей микрорайона
  • Детского населения микрорайона [6; 373].

При исследовании микрорайона предлагаем использовать анкеты для учащихся, родителей, классного руководителя, разработанные Р.В. Овчаровой.

В связи с тем, что подросток проводит много времени в школе, возникает необходимость исследования особенностей профессионального общения педагогов. В процессе взаимодействия с обучающимся педагог может неосознанно формировать и провоцировать агрессию. Для исследования профессиональных качеств педагогов мы предлагаем использовать метод комплексной экспресс-диагностики профессионально-личностных особенностей и стиля общения педагога с детьми, разработанный Р.В. Овчаровой. Данная методика включает в себя 2 этапа. В первой части (опросник) осуществляется самооценка профессиональных качеств педагога. Далее 14 профессиональных качеств оцениваются по семибалльной шкале. Вторая часть также является опросником и используется для исследования стиля педагогического общения. В результате проведения второй части диагностики выявляется стиль педагогического общения

В заключении комплексной диагностики агрессии мы предлагаем использовать метод психолого-педагогического консилиума. В процессе его работы осуществляется взаимодействие специалистов и обсуждение и постановка диагноза на основе данных, представленных участниками. В консилиуме по вопросу агрессии подростков участвуют: социальные педагог, педагог-психолог, классный руководитель, учителя-предметники, руководители кружков и спортивных секций, администрация образовательного учреждения. Использование данного метода позволяет получить комплексную оценку агрессии подростков и выработать коллективное решение о направлении деятельности по преодолению агрессии.

Комплексная диагностика, являющаяся первым этапом деятельности по преодолению агрессии, должна осуществляться систематически. Данная диагностика, по мнению автора, должна преимущественно реализовываться социальным педагогом, при участии школьного психолога, классного руководителя и других педагогических сотрудников, так как только объединение усилий позволит в полном объеме исследовать особенности агрессии и выявить ее детерминанты. Постановка педагогического диагноза по проблеме подростковой агрессии весьма важна, поскольку результаты диагностики выявляют основы для дальнейшей деятельности, соответственно, корректность постановки диагноза во многом определяет её успешность.

 

Литература:

1.  Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – 512 с.

2.  Бэрон, Р. Агрессия. — СПб. : Питер, 2001. — 352 с.

3.  Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. Второе, доп., испр. И перераб. – М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. – 384 с.

4.  Левченко И.Ю., Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 320 с.

5.  Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.

6.  Овчарова Р.В. Справочная книга Социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 480 с.

7.  Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. – 288 с.

8.  Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии 1984. № 4.

9.  Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. Учебное пособие. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. — 96 с.

10.  Фурманов И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция / И.А. Фурманов. – СПб.: Речь, 2007. – 480 с.

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.