Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Макашина Т. Ю.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Московский государственный областной социально-гуманитарный институт

 

Краткая аннотация: В статье речь идет о развитии творческого потенциала как одного из слагающих качеств профессионализма у будущих учителей. Разрешить одну из основных задач общепрофессиональной подготовки специалиста (бакалавра) помогает технология педагогического проектирования, успешно применяющаяся  в курсе по выбору студентов «Проектная деятельность в школе».

Short annotation: The article deals with the development of creativity as one of the constituent qualities of professionalism among future teachers. Allow one of the major challenges general professional training (bachelor) technology helps the teacher design, used successfully in a course on students «choice Project activities at school».

Ключевые слова: творческий потенциал, технология педагогического проектирования, метод проектов

Keywords: creativity, technology, pedagogical design, project

В современной системе образования произошли значительные перемены, в частности – в педагогическом образовании. В последнее время государством приняты новые законодательные и нормативные документы, которые достаточно четко отражают стратегические ориентиры образовательной политики РФ, и определяют основные направления модернизации педагогического образования: совершенствование содержания и форм подготовки педагогов, а также научное и учебно-методическое обеспечение обновления педагогического образования.

В национальной образовательной инициативе  «Наша новая школа» Д. А. Медведев заявил, что важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.

В связи  с этим высшее профессиональное образование обязано готовить новых учителей, способных помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми [1, С. 269].

Анализ многочисленных научных источников показывает, что слагающими профессионализма учителя, наряду с личностно-профессиональными, интеллектуальными качествами, чертами характера, способностью к компетентностному выполнению трудовых операций, уровнем педагогического мастерства [2], нравственным совершенствованием [3] является и творческий потенциал личности.

Роберт Дж. Стренберг определил творческий потенциал как «... процесс создания чего-то, что изначально является оригинальным и стоящим. Творческий потенциал – служит для выявления новых способов решения проблем и разрешения ситуаций…»

Развитие у будущего учителя в процессе обучения в вузе творческого потенциала является одной из основных задач общепрофессиональной подготовки специалиста (бакалавра), которую помогает разрешить технология педагогического проектирования, успешно применяющаяся  в курсе по выбору студентов «Проектная деятельность в школе». Основной метод, которым они овладевают – метод проектов.

Содержание курса тесно связано со специальными дисциплинами педагогического, психологического цикла учебного плана, с методиками преподавания школьных дисциплин. Аудиторные занятия (лекции, семинары, практические работы) и разнообразные формы самостоятельной работы выстроены таким образом, что  последовательность выполнения предлагаемых заданий ведет к логическому завершению – самостоятельной творческой  итоговой работе и ее презентации и защите.  

Много разных проектов выполнено  обучающимися за  время апробации представленного курса по выбору студентов. Много разных проблем раскрыто и подтверждено гипотез. Но один продукт проектной деятельности  выпускника  отделения «Изобразительное  искусство»  Хрулева В. К. оставил неизгладимый след в душе всех студентов и преподавателей – анимационный фильм по мотивам произведений Н. С. Лескова «Ангел в твоей душе», при поддержке Московской Епархии Коломенского благочиния воскресной школы храма Пресвятой Троицы на Репне.

Это получилась коллективная творческая работа (долгосрочный проект около 3 месяцев), в которую вовлек студент-выпускник (координатор проекта) учащихся в возрасте от 5 до 13 лет детской воскресной школы храма Пресвятой Троицы на Репне г. Коломны Московской области. Процесс создания мультфильма соответствовал всем этапам работы над проектом (по Пахомовой Н. Ю.) [4]. На первом этапе – погружение в проект осуществлялось принятие идеи о съемке мультфильма, выбор литературной основы. После долгих обсуждений и споров выбор пал на сказку «Дурачок» Н. Лескова, т. к. по мнению детей в произведении заложен глубокий духовный смысл. А главный герой, которого называли дурачком, не замечая его истинной сущности, обладал ценными нравственными качествами, которые так важны человеку современного общества. В процессе организации деятельности дети сами разбились  на группы 5-6 человек и распределили амплуа каждого: при съемке одни отвечали за свет, другие за ветер, третьи управляли движением фигурок и т.д. На этапе организации деятельности подбирался и редактировался материал, составлялся подробный сценарий, создавались куклы и декорации, осуществлялась съемка, монтаж, текстовая озвучка готового видеоматериала, наложение музыки и окончательный монтаж. Итогом работы стал двадцатиминутный  мультфильм, который был представлен и презентован на СД-диске в канун праздника Рождества Христова. Тема анимационного фильма «Ангел в твоей душе» пришла после осмысления детьми ответа главного героя на вопрос, заданный Ханом-Джангаром: - «Ты мне сказал беречь его (коня), как свою душу, а я свою душу так берегу, что желаю отпустить ее помучиться за ближнего – возьми меня и вели казнить вместо него (вора)».

Мультфильм наполнен любовью, теплом вложенных в него сил, радости от достигнутой цели.

Работа над созданием мультфильма велась по сценарию, но дети самостоятельно фантазировали над оформлением сцен, декораций, наложением грима, игрой в пространстве в разных ракурсах, вербализацией образом героев.

В процессе работы, по словам координатора проекта, формировались коммуникативные умения, наблюдалась сплоченность. Все участники: и преподаватели, и дети – стали одной семьей.  После просмотра фильма, рефлексируя, автор проекта акцентировал внимание на существующий голод  духовности,  патриотизма, ценностей в детско-подростковой среде.  А учащиеся задавали вопрос: «Где, те взрослые, которые нам расскажут об этом так, чтобы за ними хотелось идти?».

И именно теми взрослыми должны быть сегодняшние учителя с полным набором таких качеств, как любознательность, трудолюбие, усидчивость, настойчивость, энергичность, самостоятельность, требовательность к себе, умение выбирать работу и определять, каким образом ее лучше выполнить и довести до логического завершения, уверенность,  т. е. все качества без которых немыслим творческий потенциал личности. А развивать его возможно в процессе технологии педагогического проектирования. Предлагаемый нами курс по выбору студентов  «Проектная деятельность в школе» учит не только проектировать, но и руководить разработкой проектов в школе, подтверждая основные концептуальные положения основоположника проектного метода Джона Дьюи о том, что у ребенка,  как активного субъекта возникает потребность в знаниях [5]. 

 

Литература:

  1. Макашина Т.Ю. Профессионализм современного учителя глазами студентов Герценовские чтения. Начальное образование. Том 1. Начальное образование современной России. – СПб.: ВВМ, 2011. - С. 268-274.
  2. Словарь-справочник по педагогике/Авт.-сост.В. А. Мижериков; Под общ. ред. П. И. Пидкасистого. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  3. Кукушин В.С. Введение в педагогическую деятельность. – М.: МарТ, 2005.
  4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2003.
  5. Макашина Т.Ю. Проектная деятельность в школе. – Коломна, КГПИ, 2007.- 88с.

 

 

 

 

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.