Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Баранов А.В.

ГУМАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ И МЕНЕДЖЕРОВ В УНИВЕРСИТЕТЕ: АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ АНКЕТИРОВАНИЯ.

Тихоокеанский государственный университет

 

Эта статья об анализе результатов анкеты, содействующей гуманизации подготовки будущих специалистов.

Ключевые слова: гуманизм, гуманность, педагогические подходы, профессионал, подготовка.

This article about the analysis of results of the questionnaire which is devoted assistance of a humanization of preparation of the future experts.

Keywords: humanism, humanity, pedagogical approaches, the professional, preparation.

Необходимость изменения подходов к профессиональной подготовке продиктована общим ходом развития цивилизации. Потребность в людях, способных изменять и совершенствовать общество, умеющих самостоятельно мыслить, ставит перед педагогами задачу создания таких педагогических условий, которые позволили бы взрослить такую личность. Столь важная цель учебно-воспитательного процесса может быть реализована только при опоре на гуманистические общечеловеческие ценности.

Над данной проблемой занимаются и занимались такие ученые-педагоги: Ш.А.Амонашвили, М.В.Антропова, В.С.Библер, Е.В.Бондаревская, М.Н.Берулава, Р.А.Валеева, З.И.Васильева, А.А.Востриков, В.П. Дадонов, Ф.В.Кадол, Б.Г.Лихачев, В.С.Мухина, Ю.М.Орлов, Т.Н.Савельева, Ю.В.Селько, В.В.Сериков, Л.А.Степаненко, В.А.Сухомлинский, О.А.Тарасова, А.В.Толстых, Г.Н.Филонов, Е.Н.Шиянов, И.С.Якиманская и др.

В анкетировании принимали участие студенты Факультета экономики и управления 2-го и 3-го курсов Тихоокеанского государственного университета, направлений «экономика и управление в строительстве», «экономика и управление на транспорте» и «экономика и управление на предприятии», а также «менеджмент организаций». Всего 105 человек.

Анкета состоит из 26 вопросов. Анкета является закрытой. Анкета поделена на 4 блока вопросов. Первый блок вопросов посвящен выявлению знаний у студентов о педагогических подходах, о понимании смысла таких терминов как гуманность, гуманизм, гуманные отношения и др. Большая часть студентов (47 чел. - 44,8 %) утверждает, что на факультете преобладает демократический стиль управления. Больше одной третьей части студентов (39 чел. – 37,1 %) указали на авторитарный стиль управления. Остальные студенты остановились на либеральном стиле.

По ответам студентов на вопрос, какие педагогические подходы им известны, можно сделать вывод о том, что в меньшей степени им известны деятельностный, аксиологический и культурологический подходы, соответственно около 36, 23 и 19 % опрошенных студентов. Большинству студентов известны следующие педагогические подходы: мотивационно-ценностный (около 45 %), гуманистический (около 50 %) и личностно-ориентированный педагогические подходы (около 65 %). На этот вопрос студенты могли указывать несколько ответов.

Больше половины всех опрашиваемых студентов (около 60 %) правильно определились с понятием «гуманизм». Примерно третья часть студентов выбрали неправильное определение этого понятия. С понятием «гуманность» почти все студенты (около 90 %) определились верно.

Анкетируемые студенты делали выбор правильного определения гуманистического подхода в преподавании и гуманистически-ориентированного взаимоотношения между преподавателем и студентами и, что интересно по первому вопросу, верно определились около 40 % студентов, а по второму – около 65 %.

Необходимо отметить тот факт, что студенты большинством голосов (около 70 % опрашиваемых) утвердительно заявили, что гуманистический подход плодотворно оказывает влияние на образовательный процесс. Но, по мнению студентов, преподаватели ФЭУ применяют гуманистический подход в своей профессиональной деятельности от случая к случаю (приблизительно 60 % респондентов) и только около 30 % студентов утвердительно ответили на данный вопрос.

И в заключение этого блока вопросов мы поинтересовались о применяемых стилях общения преподавателей со студентами, и почти половина респондентов ответили, что это именно демократический стиль. Либеральный и авторитарный стили общения назвали 33 и 20 % анкетируемых студентов соответственно.

Второй блок вопросов данной анкеты посвящен выявлению понимания у студентов таких терминов как, профессионал, специалист-профессионал, а также различий между специалистом и специалистом-профессионалом. Были предложены вопросы на выявление специалистов-профессионалов среди выпускников ФЭУ, среди преподавателей ФЭУ, а также к какой категории они относят себя.

Верное представление о понятии «профессионал» имеют чуть более 70 % респондентов, а о понятии «специалист-профессионал» около 90 % опрашиваемых студентов. Респондентам было предложено показать различия между специалистом и специалистом-профессионалом, и большая часть (больше 50 %) студентов указала на владение узкоспециализированными знаниями. На высокий уровень знаний в области экономики и управления в сочетании с культурно-нравственной составляющей указало около 25 % респондентов. На то, что специалист-профессионал добывает новую информацию в области экономики и управления, новые способы управления и адаптирует их к своей профессиональной деятельности - около 15 % респондентов. По мнению приблизительно 8 % анкетируемых студентов «специалиста-профессионала» отличает от просто «специалиста» наличие таких качеств личности преподавателя как добросовестность, принципиальность и объективность. Т.е. можно утверждать о том, что студенты делают акцент на профессиональных качествах преподавателя, а не на общечеловеческих, хотя все должно быть гармонично. Хотя автор статьи, формулируя определение «преподавателя-профессионала» включает в него и такие качества личности преподавателя, которые относятся к общегуманным.

Определившись с термином «специалист-профессионал» студентам было предложено указать какую долю преподавателей ФЭУ, по их мнению, они считают таковыми. Мнения разошлись, по 25 % респондентов указали, что преподавателей специалистов-профессионалов может быть три четвертых или одна четвертая из числа всех преподавателей факультета экономики и управления. Но все же около 40 % респондентов (44 студента) считают преподавателей ФЭУ специалистами-профессионалами.

Для того чтобы преподаватели ФЭУ стали специалистами-профессионалами, по мнению опрошенных студентов, им необходимо совершенствовать психолого-педагогические навыки. На это указали почти 52 % опрошенных студентов. Около 36 % респондентов, указали на общечеловеческие (доброта, сострадание, милосердие) качества личности педагогов. И остальная часть отвечающих на данный вопрос студентов распределилась между ответами как недостаточность знаний по читаемому предмету и этических качеств личности (около 8 и 4 % соответственно).

Следующим шагом студенты должны были определить себя на шкале между дилетантом и специалистом-профессионалом. Около половины всех опрашиваемых студентов указали на то, что они считают себя просто специалистом, и это студенты 3-4 курсов. Но также не мало опрашиваемых студентов (приблизительно 40 %) честно признались в том, что они еще пока дилетанты в своей будущее профессии.

На следующий вопрос, каких знаний или качеств им не достает, голоса респондентов распределились в основном следующим образом: недостаточность знаний области в экономики и управления, и недостаточность знаний в смежных науках (всего больше 80 %). Т.е. можно сделать вывод о том, что опрашиваемые студенты высоконравственны, высокоэтичны и наделены общечеловеческими качествами личности, потому что эти качества личности студенты не назвали.

Какой процент выпускников ФЭУ респонденты считают специалистами-профессионалами, около 40 респондентов отметили, что их 25 %. Около 30 опрошенных студентов, выразили мнение о том, что среди выпускников ФЭУ специалистами – профессионалами можно считать около 50 %. Остальная часть анкетируемых назвали 75 и 100 % выпускников ФЭУ – специалисты профессионалы. Но конечно, мы считаем, что этот статус выпускники приобретут только в профессиональной деятельности.

Что больше всего поразило в ответах студентов, так это то что, отвечая на вопрос, какие условия необходимо создать, чтобы увеличить процент специалистов-профессионалов, то, что больше внимания необходимо уделять контролю знаний и увеличить время прохождения производственной практики (соответственно около 40 и 35 % респондентов). Но еще больше опрошенных студентов (около 50 %) указали, чтобы процесс преподавания строился на принципах гуманистического подхода с применением личностно-ориентированного общения и активных образовательных форм обучения (например, мозговой штурм, деловые, ролевые игры и др.).

Третий блок вопросов данной анкеты был направлен на отношение студентов к выбранной специальности и преподаваемым дисциплинам.

Студентам было предложено указать на особенность выбранной специальности. Около 40 процентов респондентов отметили, что особенность заключается в получении базовых знаний в области экономики и управления организацией. Остальная часть опрошенных студентов рассредоточилась между экономической особенностью и в области управления.

По-прежнему, большинство респондентов близким для себя направлением считают экономическое и в области управления, одновременно. И всего лишь около 20 % анкетируемых студентов наиболее близкой для себя считают именно свою специализацию (т.е., экономика и управление на предприятии, на транспорте, в строительстве и т.д.).

Приоритетными для себя респонденты считают экономические учебные дисциплины в области управления. С этим вариантом ответа согласились более 50 % респондентов, затем – менеджмент около 35 % и остальные распределились между экономическими и общеобразовательными дисциплинами.

А результаты ответов на следующий вопрос подтверждают тот факт, что студенты заинтересованы в расширении знаний по выбранной специальности. Вопрос заключался в следующем, на какой блок дисциплин экономический или в области менеджмента вы бы хотели, чтобы выделялось больше учебных часов в будущем. И в этом случае основная масса респондентов распределилась между экономическим блоком дисциплин и дисциплин в области менеджмента (приблизительно по 45 %), остальные указали на общеобразовательные дисциплины.

Более 70 % респондентов пожелали, чтобы сократили учебные часы по общеобразовательным дисциплинам. Тем самым мы еще раз убедились в том, что студенты заинтересованы в учебных дисциплинах по выбранному направлению своей будущей профессии.

Отвечая на вопрос, какой из курсов дисциплин интереснее всего преподается, анкетируемые студенты большинством голосов сошлись на дисциплинах в области менеджмента (более 55 %), примерно 40 % - назвали дисциплины экономического цикла и все же около 5% респондентов указали на общеобразовательные учебные дисциплины.

На мой взгляд, причиной этого является применение в процессе преподавания гуманитарных учебных дисциплин (менеджмент, международные экономические отношения, маркетинг и д.р.) активных образовательных технологий (дискуссии, мозговой штурм, технические средства обучения, деловые о ролевые игры и др.).

Четвертый блок вопросов был посвящен выявлению мнений студентов о сотрудничестве преподавателей разных кафедр ФЭУ, студентов разных специальностей ФЭУ и об отношении со стороны профессорско-преподавательского состава ФЭУ к студентам.

Большинство анкетируемых студентов (около 40 %) считают, что преподаватели разных кафедр ФЭУ не сотрудничают совсем или оно слабо проявлено. Примерно 30 % респондентов утверждают, преподаватели сотрудничают, но это происходит во время контроля знаний студентов (например, Интернет - зачет, экзамен и др.). Все-таки около 20 % студентов замечают взаимодействие преподавателей во время всего учебного процесса.

Очевидно, давая оценку наличия взаимодействия между студентами разных специальностей ФЭУ, большинство (примерно 60 %) студентов утвердительно ответили, что да этот процесс присутствует в их учебной жизни, но в основном во время культмассовых мероприятий. Больше 30 % респондентов отметили, что это взаимодействие происходит только во время общих лекций. И примерно по 3 % анкетируемых студентов распределились среди таких вариантов ответов как: во время совместной научно-исследовательской деятельности, во время профессиональной практики, не взаимодействуют совсем. По этому поводу можно предложить проводить больше обзорных лекций, лекций с приглашенными специалистами и вообще мероприятий способствующих знакомству, сравнению и дружбе студентов разных направлений ФЭУ

В подтверждение этого предложения по усилению дружественной атмосферы на факультете экономики и управления являются результаты последнего вопроса анкеты. Отношениями дружбы, взаимопомощи и доверия на факультете назвали треть респондентов. Но также были и те, кто охарактеризовали взаимоотношения в ФЭУ с отрицательной стороны (равнодушия, каждый сам за себя, озлобленности и др.), их оказалось меньше 1 % из числа все анкетируемых студентов.

В заключении хотелось бы сказать о том, что результаты данной анкеты подтверждают назревание необходимости активной реализации в учебно-воспитательном процессе подготовки будущих профессионалов принципов гуманистической образовательной парадигмы.

Таким образом, многообразие подходов к проблеме гуманизации профессиональной подготовки будущего экономиста и менеджера предопределяет неоднозначность понимания данного процесса. Общность внутренних детерминант познавательной активности, процесса самостоятельного осмысления учебного материала и применения, полученных знаний на практике обуславливает взаимосвязь процесса гуманизации и профессиональной подготовки будущего экономиста и менеджера.

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.