Смирнова М.Г.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ТВОРЧЕСТВУ.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 17 «Сказка», г. Усть Илимск.
This work is devoted introduction of information technology in educational process for development of creative abilities of the preschool child. The purpose, problems and work stages reveals.
Keywords: influence; introduction; development; integration.
Поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его ведущей практической деятельности – игры, изменяются и его любимые герои и увлечения.
Использование компьютеров в образовательной деятельности является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей дошкольника.
Работая над развитием графических навыков у детей решили в своей работе соединить традиционное рисования и информационные технологии (ИТ). Компьютер как инструмент развития изобразительной деятельности мы использовали для творческой активизации процесса обучения. Уже с пяти лет дети успешно осваивают и используют компьютер как инструмент для рисования и игры, для развития творческого мышления.
Одной из задач нашей работы было – внедрить графические средства компьютера в обучение изобразительной деятельности старших дошкольников, использовать игровое содержание ИТ для развития ребенка.
Исходя из цели нами, были поставлены следующие задачи:
1. Обогатить опыт детей о способах и средствах изображения предметов, окружающей действительности.
2. Формировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
3. Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения с помощью НИТ в рисовании.
4. Развивать цветовое восприятие в целях обогащения колористической гаммы рисунка.
Первым шагом в их реализации явился подбор развивающих программ по изобразительному искусству. Например:
«Несерьезные уроки: Учимся рисовать». Программа включает задания, развивающие творческие способности ребенка и позволяет ему проявлять фантазию при создании собственных изображений и коллажей.
Секреты живописи для маленьких художников. Программа знакомит ребенка с основами рисования, учит использовать различные способы и инструменты для создания картин; самостоятельно ставить задачу; вычленять главное в художественном замысле.
Компьютерные программы по рисованию дают возможность детям использовать любой художественный материал: карандаши, фломастеры, тушь, перо, различные краски, разнообразные фоны; формируют умения создавать рисунки, аппликации, фотоколлажи. Приучают заниматься графикой, живописью, дизайном.
Нами был составлен перспективный план использования графических средств компьютера в художественно – продуктивной деятельности детей. В нем была отражена тематика, цикличность (1раз в неделю), последовательность (от простого к сложному).
Разработаны занятия по художественно-продуктивной деятельности с использованием компьютера, мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов основанных на методике Комаровой Т.С., Григорьевой Г.Г. Задания носили конкретный характер. Привлекали детей к самостоятельному изучению предмета, развивали умение ориентироваться в широком объеме информации, учили анализировать, выделяя существенное, важное.
Например, на занятии «Прогулка» подбор инструментов и способов рисования происходил на экране компьютера, а затем работа шла на листе бумаги. Экспериментируя с постройкой разных зданий в игре «Строители», дети легко запоминали последовательность изображения дома, выполняя задание на компьютере, а затем изображали его в рисунке.
Для нормального функционирования и эффективного обучения детей были созданы познавательные презентации, с помощью которых дети могли виртуально бродить по залам музеев: «Третьяковской галереи», «Русскому музею»; изучать творчество художников иллюстраторов «Васнецов Ю.А.», «Чарушин Е.И.», «Сутеев В.Г.», «Книга Сказок»; любовались произведениями народных мастеров «Золотая хохлома», «Народная игрушка», «Витраж». С помощью презентации дошкольники учились самостоятельно и последовательно рисовать: пейзаж, натюрморт, портрет.
Для предупреждения переутомления детей, использовали физкультурные минутки, гимнастику для глаз и рук, подвижные игры.
Определяя готовность детей к работе на компьютере и усвоению программного материала, проводили мониторинг. Он позволил определить уровень развития психических процессов, интеллектуальных способностей, найти индивидуальный подход к каждому ребенку в ходе образовательной деятельности. Подбирали индивидуально для каждого ребенка задания, опираясь на зону ближайшего развития.
Корректировалась индивидуальная работа с ребенком в группе, проводилась разнообразная работа с родителями по темам: «Безопасное общение с компьютером», «Как выбрать игру для вашего ребенка» «Правила рисования», «Дидактические игры у нас дома» включающих вопросы дополнительных заданий, давали рекомендации по использованию упражнений для глаз и пальчиковой гимнастики дома. Компьютер значительно расширил возможности предъявления информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволил моделировать различные ситуации и среды. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к обучению, но и возможность регулировать предъявление заданий по степени трудности, поощрение правильных решений позитивно сказалось на мотивации.
Обобщая опыт по данному направлению, мы пришли к выводу, что методика проведения интегрированной образовательной деятельности, включающая использование графических средств компьютера, способствует эстетическому воспитанию и включает ребенка в процесс самостоятельного творчества. Таким образом, использование современных информационных технологий старшими дошкольниками является эффективным средством воспитания и развития у них творческих способностей, формирование их личности, обогащения интеллектуальной среды.
Литература:
1. Горвицин Ю.М. «Новые информационные технологии в дошкольном образовании» М.: Линка-Пресс, 1998г.
2. Григорьева Г.Г. «Изобразительная деятельность дошкольников» М.: Академа 1999г.
3. Комарова Т.С. «Обучение дошкольников технике рисования» М.: Педагогическое общество России 2005г.