Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

Игнатович И.И.

Психолого-педагогические аспекты  экологического воспитания  и  образования  дошкольников

Мурманский государственный гуманитарный  университет

 

This work is about education in the nursery school and the transfer to children of knowledge about nature.

Keywords: ecological education; education of preschool children; the global perception of the world; systematize knowledge about nature.

Эта работа о современных подходах  к проблеме экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста, о принципах отбора и систематизации знаний дошкольников о природе.

Ключевые слова: экологическое воспитание и образование дошкольников; глобальное мировосприятие; принципы отбора и систематизации знаний о природе.

Воспитательное и образовательное значение природы трудно переоценить. Особенно велика роль природы в воспитании и образовании  детей дошкольного возраста. Познание природы имеет многогранное значение для разностороннего развития личности ребенка: расширение кругозора, обогащение знаний об окружающей действительности, познание связей и закономерностей в ней, развитие наблюдательности и самостоятельности мышления.

Содержание экологическое воспитания и образования направлено на  познание детьми доступных существенных связей в какой-либо области действительности. Представления детей, отражающие эти общие связи явлений, рассматриваются в качестве ядра, объединяющего отдельные конкретные знания в четкую систему.

       Воспитание любви к природе, навыков бережного отношения к ней, заботы о живых существах рождает не только познавательный интерес к природе, но и способствует формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатств.

В исследованиях выдающихся детских психологов А.В.Запорожца [2]   и  Н.Н.Поддъякова [7]   отмечается, что система знаний в процессе усвоения детьми может быть в форме представлений, а не понятий.

Психолого-педагогической основой формирования системных знаний о природе являются принципы отбора и систематизации знаний, выявленные и доказанные известными педагогами и психологами (Л.А.Венгером, Н.Ф.Виноградовой, Н.Н.Кондратьевой, Л.М.Маневцовой, П.Г.Саморуковой,  и др.), а также общая стратегия познавательной деятельности старших дошкольников,  сформулированная в исследованиях А.В.Запорожца  [2],  Н.Н. Поддъякова [7].

Известный российский ученый П.Г. Саморукова [4] рассматривая  вопрос о систематизации знаний о природе для детей дошкольного возраста, выделяет три направления построения систем: территориальная совокупность растений и животных, распределение их на группы на основе внешнего сходства и взаимосвязи со средой обитания, сезонные изменения природы. Освоение систем знаний должно отвечать психическим возможностям детей дошкольного возраста и осуществляться через непосредственное общение их с природой. При дальнейшем школьном обучении системы знаний о природе  подлежат развитию и углублению.

Особенно важным в формировании системы знаний, по мнению С.Н. Николаевой [6], является то, что все отдельные звенья системы выстроены в соответствии с характером и логикой стихийно сформированных знаний дошкольников, они являлись «программой самого ребенка» и отвечали требованиям научной логики: каждое последующее звено системы вытекает из предыдущего и развивает его.

С.Н. Николаева [6] в своих исследованиях доказала, что с помощью специального экологического понятия - «взаимодействие человека с природой», легко продемонстрировать любые воздействия людей на природу, как экосистему. Вниманию детей дошкольного возраста можно представить видимые, легко обнаруживаемые явления. С.Н. Николаева предлагает использовать закономерности и явления, существующие в природе:

1. Закономерность морфофункциональной приспособленности растений и животных к среде обитания. Они проявляются в любых видах растительного мира. Задача педагога - показать эту закономерность.

2. Внешнее приспособительное сходство видов живых существ, проживающих в одинаковых условиях, но не находящихся в генетическом родстве (конвергенция). Эти понятия целиком отвечают познавательным возможностям дошкольников, так как опираются на внешнее сходство явлений, доступных наблюдению и наглядно-образному мышлению детей. С помощью этих закономерностей можно сформировать не только конкретные представления о приспособленности живых существ к среде обитания, но и обобщенные представления о группах живых существ, находящихся в одинаковой среде обитания.

3. Различные формы приспособительной взаимосвязи живых существ со средой обитания в процессе онтогенетического (индивидуального) развития.

Учитывая специфику дошкольного возраста детей, особенности их психического и личностного развития, разделы биологической экологии в разной степени могут служить научной основой для построения адекватной экологической методики воспитания дошкольников. Критериями отбора понятий и экологического фактического материала являются два момента: их наглядная представленность и возможность включения в практическую деятельность. В дошкольном детстве преобладают наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления, которые могут обеспечивать понимание и усвоение лишь специально отобранных и адаптированных к возрасту сведений о природе.

На современном этапе развития теории и практики дошкольной педагогики ознакомление с природой рассматривается российскими педагогами В.А.Зебзеевой [3], Т.А.Серебряковой [10], О.А.Соломенниковой [11] как  одно из ведущих средств личностного   развития и воспитания  ребенка .   

Целью программы О.А.Соломенниковой «Экологическое воспитание в детском саду» [11] является формирование у детей элементарных экологических знаний, здорового образа жизни, мышления и поведения. Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

- дать знания о характерных особенностях животных, птиц и насекомых;

- дать знания детям о характерных особенностях растительного мира;

- дать знания о характерных особенностях неживой природы;

- дать знания о временах года;

- сформировать позитивное отношение к миру природы.

В программе О.А.Соломенниковой [11] экологическое воспитание и образование дошкольников рекомендуется проводить в процессе интеграции разнообразных видов детской деятельности: занятий, наблюдений, экскурсий, опытнической и трудовой деятельности, дидактических и сюжетно-ролевых игр, чтения литературы, просмотра видеофильмов, а также самостоятельной деятельности детей. Большое значение отводится работе с родителями воспитанников.

В программе Н.А.Рыжовой «Наш дом – Природа» [9] выделены ведущие мировоззренческие идеи:

-           идея дома (от своей малой родины – к пониманию глобального мировосприятия – «Земля – наш общий космический дом»);

-           идея целостности и всеобщей взаимосвязи («всё связано со всем»);

-           идея труда в преобразовании окружающей среды. 

В том, что экологическое воспитание должно охватывать всю жизнь человека, В.Л. Кривенко [5] видит проблему использования в воспитательно-образовательном процессе жизненного опыта личности, т.е. витагенное обучение. А.С. Белкин [1], Н.Ф. Реймерс [8] и др. трактуют  витагенное обучение как обучение основанное на актуализации жизненного опыта личности, ее интеллектуально - психологического потенциала в образовательных целях..  В основе витагенного подхода к обучению лежит признание того, что многообразный жизненный опыт – ценнейшее достояние человека.  Он является необходимой предпосылкой человеческого познания. Теоретические формы знания расширяют, обогащают, систематизируют этот опыт, но ни в коем мере не могут его заменить.

Таким образом, экологическое образование и экологическое воспитание должны быть всеобъемлющими и многосистемными процессами. Научной основой содержания знаний о природе для дошкольников служат мировоззренческие идеи, ряд понятий биоэкологи, а также   закономерности живой природы.

 

Литература:

  1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведении. М., 2000.
  2. Запорожец А.В. Психологическое развитие ребенка. Психологические труды в 2 т., М.: Педагогика, 1987.
  3. Зебзеева В.А.Теория и методика экологического образования детей. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  4. Как знакомить дошкольников с природой / Под ред. П.Г. Саморуковой.- М., 1983.
  5. Кривенко В.Л. Витагенный подход к экологическому образованию и воспитанию младших школьников // Начальная школа.- 2002.- №7.
  6.  Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп детского сада.: книга для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 2004.
  7. Поддъяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до 6 лет. Новый взгляд на дошкольное детство.-  М.: Речь, 2009.
  8. Реймерс Н.Ф. Экология. Теории, законы, правила, принципы и    гипотезы. - М., 1993.
  9. Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа»: блок занятий !Я и природа». – М.: Карапуз-Дидактика, 2005.

10.  Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. - М.: Академия, 2008.

11.  Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа  и методические рекомендации. – М., 2006.

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.