Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

 

Шестакова Л.А.

ВОСПИТАНИЕ КРАСОТОЙ

Сылвенский детский сад № 1 Пермского края

 

The article reveals the peculiarities of learning aesthetics in the preparatory group of the kindergarten.

Keywords: aesthetics; art; senior preschool age.

В статье раскрываются особенности изучения эстетики в подготовительной группе детского сада. 

Ключевые слова: эстетика; искусство; старший дошкольный возраст.

В современном обществе значительное внимание уделяется проблемам эстетического воспитания подрастающего поколения. Педагоги и родители оказываются едиными в стремлении приобщить детей к искусству, «высшей целью» которого, по утверждению профессора Ю.Б. Бореева, становится «всестороннее развитие социально значимой и самоценной личности».

Процесс эстетического воспитания, осуществляемый в общеобразовательных учреждениях, направлен на формирование эстетической культуры личности, введение детей в многогранный мир прекрасного, воспитание благородного, высоконравственного человека, развитие художественно-творческих способностей каждого ребёнка. Уроки музыки и изобразительного искусства в силу своего ограниченности предметного содержания не могут в полной мере обеспечивать достижение обозначенных ориентиров. Оптимальным дополнением к ним становится введение в школьную программу курса эстетики, предусматривающего интеграцию музыки, живописи и литературы. Часы, где звучат песни, «говорят» картины, раскрываются страницы любимых книг, получаются яркими, образными, оказывающими неоценимое влияние на формирование эстетической культуры детей.

Ведение курса эстетики оказывается особо значимым в сельской местности. Наше поселение находится всего в сорока километрах от Перми. Однако жители очень редко посещают театры и выставки краевого центра. Сравнительно низкий материальный достаток, транспортные затруднения – это объективные факторы, значимые для многих семей. Но вместе с тем имеет место и отсутствие у части взрослого населения желания побывать с ребенком в учреждениях культуры. В результате уроки эстетики становятся для некоторых детей единственной возможностью тесного соприкосновения с искусством.

В течение 15 лет я преподаю курс эстетики в Сылвенской средней школе, охватывая учащихся с первого по девятый класс. Родители и педагоги, неоднократно присутствуя на уроках, отмечают значительное повышение интереса детей к произведениям искусства и их создателям, к музыкальной и изобразительной деятельности, развитие у них художественного вкуса, а также подчеркивают воздействие занятий эстетикой на нравственную сферу детей.

С 2009 года изучение эстетики в экспериментальном режиме было включено в работу с детьми подготовительной группы Сылвенского детского сада «Журавлик». Нами была создана программа «Воспитание красотой», имеющая целью формирование у детей старшего дошкольного возраста начала эстетической культуры посредством восприятия произведений русского искусства – живописи, музыки, литературы.

Старший дошкольный возраст – важный и значимый период приобщения к искусству, так как ребенок способен уже не только различать, но и описывать, анализировать свойства предметов и явлений. Искусство и  игра должны стать тем ключом, который открывает дошкольнику мир, объединяя видимое и слышимое, помогает ребенку познавать свое окружение и самого себя в нем.

Для каждого возраста существует свой путь вхождения в мир прекрасного, требующий особых условий, методических приемов, эмоциональной атмосферы. Специальные занятия по эстетике, проводимые нами в подготовительной группе один раз в месяц, требовали особой интеграции разных видов искусства, в рамках которой один выступал бы в роли стержневого (живопись), а другой (музыка) помогал более широкому и глубокому осмыслению образов, их созданию разными выразительными средствами.

При проведении таких занятий соавторами и единомышленниками музыкального руководителя становятся воспитатели (В.А. Неклюдова, Н.И. Собянина). Создается необычайно теплая и искренняя атмосфера. Дети словно попадают в настоящий театр, где события представлены живым исполнением музыки, проникновенным словом педагога, увлекательным сюжетом картин, а действующие лица – они сами. Дошкольники вслушиваются в мелодию картины, её ритм, краски, открывают жизнь образов. Портреты начинают говорить с ними как живые люди, пейзажи волнуют сердце, музыка раскрывает яркий и звучный мир.

Каждый вид искусства имеет свои особенности, свои законы, свой язык. Художественные образы, благодаря знанию языка, воспринимаются живо, полно и осознанно. Дети старшего дошкольного возраста успешно различают жанры: пейзаж И.И. Шишкина «Сосны, освещенные солнцем», натюрморт К.А. Коровина «Розы», портрет В.А. Серова «Мика Морозов». Детскому восприятию доступны картины, которые вызывают чувство сопереживания, сострадания (А.А. Дейнека «Оборона Севастополя», А.А. Пластов «Жатва»), полотна ярких контрастов (Ф.А. Васильев «Мокрый луг», А.И. Куинджи «Лунная ночь на Днепре»), глубоко содержательных обобщений (И.И. Шишкин «Рожь», А.К. Саврасов «Грачи прилетели», И.И. Левитан «Золотая осень»), достаточно сложных по языку (К.С. Петров-Водкин «Утренний натюрморт», З.Е. Серебрякова «За завтраком»).

Рассматривание картины предваряют образно-игровые, образно-слуховые ситуации, облегчающие понимание детьми картин разных жанров. Так, например, знакомству с произведением Ю.И. Пименова «Новая Москва» предшествует слушание записи шума толпы на улице (диск «Музыка. Театр»). Восприятие картины И.И. Левитана «Золотая осень» предваряет этюд «Листья падают»: под плавную музыку вальса дети движениями рук имитируют падающие листья. Развитию легкости движений, плавности жестов способствует и этюд «Снег кружится» (под музыку ребята плавно опускают руки, стараясь передать различные состояния: медленно падающий снег, сильный снегопад, вьюга), выполнение которого предшествует рассматриванию картины А.А. Пластова «Первый снег».

Игровые моменты, включенные в процесс рассматривания картины, помогают детям глубже понять образ. Например, после беседы по картине Т. Яблонской «Утро» детям предлагается движениями, мимикой передать сюжет произведения, настроение девочки. С интересом дошкольники отправляются в «путешествие» при рассматривании картины И.И. Шишкина «Лесные дали».

На занятиях имеют место минутки тишины – «Помолчи», во время которых дети смотрят на полотно, думают о нем (В.М. Васнецов «Алёнушка»). Есть и минутки смеха (В.И. Суриков «Взятие снежного городка»).

Развитию воображения, речи, самостоятельности мышления детей способствуют задания на составление рассказов к пейзажным картинам. Так, при знакомстве с произведением И.И. Шишкина «Рожь» ребята сочиняют «О чем шептались колоски», «Как с ними играл ветерок» и т.д.

Упражнения на развитие детской фантазии успешно сочетаются с играми по цветоведению, которые учат детей замечать взаимоотношения цветов, их согласие и борьбу, оперировать с различными оттенками. Например, предлагается нарисовать доброго героя (Иван Царевич) и злого (Баба Яга), а затем представить, что добрый герой рассердился, а злой, напротив, стал добрее.

Содержание ряда занятия по эстетике («Голубая весна», «Всё золотое», «Какого цвета снег?», «Зелёное лето») позволяло акцентировать внимание детей на красоте окружающей их природы. При проведении занятий нами использовался самый различный материал: иллюстрации картин, фотографии, художественные открытки, сборники песен, стихов, книги по искусству. Собрана большая фонотека, включающая  диски «Наедине с природой», «Голоса животных и птиц», «Из чего родилась музыка», «Лучшая классика  тысячелетия», «Музыка нового поколения» и др.

В результате каждое занятие было по-своему интересно и познавательно, способствовало усвоению детьми представлений, позволяющих ориентироваться в мире искусства, раскрытию их творческого потенциала. Дошкольники пробовали свои силы в пении, движении, музицировании, составлении рассказов по картинам, изобразительной деятельности, имели возможность выбирать, соотносить, находить то, что, по их мнению, лучше всего выражает представление о том или ином явлении.

Наряду с осуществлением работы с детьми мы стремились вовлечь в сотрудничество и их родителей. Были организованы тематические встречи («Учись понимать живопись», «Русское искусство XIX века»), выставки детских работ («Сказки В.Васнецова»), проведены открытые мероприятия («И.И. Шишкин – певец леса»).

В начале учебного года родителям (82 чел.) был задан вопрос: «Зачем нужно учить детей искусству: музыке, живописи, графике, кино..?». 43,9% опрошенных ответили: «Чтобы ребенок понимал живопись»; 25,6% - «для общего развития»; 19,5% - «чтобы умел петь»; 9,7% - «чтобы любил прекрасное»; 1,2% - «чтобы ребенок не рос злым». Последний ответ, хотя и был единственным, для нас особенно важен, так как отражает основную тенденцию современной педагогики: главной задачей массового эстетического воспитания является не столько обучение музыке, живописи само по себе, сколько воздействие через искусство на духовный мир ребенка.

Осуществляемая в детском саду работа обусловила постепенное изменение позиции родителей. В конце года 86,6% опрошенных отмечали, что эстетика способствует духовному развитию детей; 62,2% родителей подчеркивали ее влияние на формирование нравственных качеств (доброта, мужество); 3,7% - указывали на ее роль в развитии координацию движений, интеллекта ребенка; 2,4% - написали, что она учит ребят «приносить людям радость»; 12,2% респондентов заметили, что изучение эстетики способствовало сближению детей и родителей.

Успешность проведенной работы ориентирует нас на введение курса эстетики не только в подготовительной, но и в младшей, средней и старшей группе детского сада. Раннее, но адекватное возрастным особенностям приобщение к миру искусства позволит в каждом ребенке, по словам Я. Корчака, «обнаружить поэта, художника, мастера чувства». Непрерывное изучение эстетики в рамках дошкольного, начального и основного общего образования обеспечит формирование эстетической культуры личности, ее художественного вкуса, необходимого для ориентации в разнообразных, сложных, противоречивых явлениях мира искусства, а также будет способствовать воспитанию «душевной пластики» человека, развитию его творческого потенциала.

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.