Гичко О.М., Кудряшова И.Н.
ПРИМЕНЕНИЕ РЕЛАКСАЦИИ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
ГБДОУ №2 Кировского района г. Санкт-Петербург
В данном докладе рассматривается использование релаксации в работе логопеда с детьми с тяжелым нарушением речи.
Ключевые слова: релаксация, тяжелая речевая патология, коррекционное вмешательство.
In the given report we consider use of a relaxation in work of the logopedist on children with a heavy pathology of speech.
Keywords: a relaxation, heavy a speech pathology, correctional intervention.
Нервная система маленького ребёнка непрерывно развивается. Дети младшего и даже старшего дошкольного возраста недостаточно контролируют процессы возбуждения и торможения нервной системы. Также возникают и другие проблемы связанные с нервно-эмоциональным перенапряжением. Несмотря на это, существует способы, с помощью которых ребёнку можно помочь, научив его контролировать свои психические процессы (возбуждение и торможение).
Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь всюду нужно успеть! Такие нагрузки отрицательно сказываются на психическом здоровье детей. Поэтому так важно в работе с дошкольниками использовать упражнения на релаксацию.
А детям с тяжелым нарушением речи тяжело вдвойне, потому что они требуют дополнительного коррекционного вмешательства.
Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело.
Главными показателями психического здоровья ребенка являются: во-первых, способность познавать окружающую действительность, а во-вторых, адаптироваться к ней, формировать собственные модели поведения. Современные научные данные доказывают, что для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения.
Когда окружающие с пониманием относятся к ребенку, признают и не нарушают его права, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. Это, в свою очередь, способствует гармоничному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Невнимание или недостаточное внимание к эмоциональной жизни детей, напротив, приводит к негативным последствиям.
Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.
Многолетний опыт логопедов работающих в группах коррекционной направленности дошкольных учреждений показал, что при коррекции тяжёлого нарушения речи недостаточно только логопедических приемов – необходимо комплексное воздействие на психику и речевую деятельность ребенка.
Большинству детей с тяжёлым нарушением речи свойственно нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Любые, даже незначительные, стрессовые ситуации становятся избыточными для их слабой нервной системы.
В группы с тяжелым нарушением речи поступают дети с общим недоразвитием речи и с заиканием.
Один из важных приёмов, который необходимо использовать в логопедической работе с данными детьми - это релаксация.
Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник.
Релаксация является очень полезным методом, поскольку овладеть ею довольно легко – для этого не требуется специального образования и даже природного дара. Методы релаксации нужно осваивать заранее, чтобы в критический момент можно было запросто противостоять раздражению и психической усталости.
Мы будем говорить именно о произвольной релаксации. Релаксация является одной из ступеней или одним из приемов аутогенной тренировки. Она может быть полной, когда весь организм находится в состоянии расслабленности и покоя, а может быть частичной, когда мы расслабляем отдельные части тела с помощью специальных упражнений.
Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.
Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.
Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.
Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.
В логопедической работе необходимо использовать специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Их можно рассматривать как часть занятия и как самостоятельную тренинговую систему.
В работе с детьми с общим недоразвитие речи, как обязательный элемент логопедического занятия, включается упражнения на мышечное расслабление и дыхательные упражнения в течение всего года. В работе с заикающимися дошкольниками обязательно добавляется и эмоциональная релаксация. Продолжительность выполнения упражнений 4 -7 мин.
Релаксационные упражнения можно применять на любом этапе логопедического занятия.
Перед тем как приступить к выполнению релаксационных упражнений необходимо объяснить детям, что такое поза покоя. Предложить им сесть, слегка сдвинувшись вперед на сиденье стульчика, спиной опереться о спинку. Руки свободно положить на колени ладонями вниз. Ноги расставить, немного выдвинуть вперед, чтобы образовался тупой угол по отношению к полу. Плечи мягко опустить. Постепенно эта поза покоя и расслабления входит в привычку и помогает детям быстрее сосредоточиваться, переходя от подвижной игры к речевым занятиям. Объяснение цели новой игры детям дается в краткой стихотворной беседе.
Затем показать и подробно объяснить каждое упражнение для мышечного расслабления по контрасту с напряжением. Переход к следующему упражнению возможен, если большинство детей в группе достаточно хорошо выполняют предыдущие. По мере усвоения отдельных упражнений в целях экономии времени рифмованный текст для повторных упражнений можно сократить или заменить краткими командами. Интонация и медленный темп речи ведущего должны способствовать появлению приятных ощущений от расслабленности мышц, создавать представление об отдыхе, спокойствии.
Многие дети легко возбудимы, двигательно беспокойны, их внимание истощимо. Чтобы научиться расслаблению, они должны уметь сосредоточивать внимание на предлагаемых упражнениях.
Поэтому занятия по релаксации всегда начинаются с формулы общего покоя.
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но не все пока умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень легкая, простая:
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье...
И становится понятно:
Расслабление – приятно!
И заканчивается формулой правильной речи и уверенного поведения.
Каждый день, всегда, везде, на занятиях, в игре
Ясно, четко говорим, потому что не спешим.
Паузы мы соблюдаем! Звук ударный выделяем!
И легко нам говорить, и не надо нам спешить.
Так спокойно, так приятно.
Говорим - и всем понятно.
В данной работе предлагается система релаксационных упражнений с использованием метода, при котором вызывается напряжение различных групп мышц на вдохе с задержкой и максимальным напряжением мышц в конечной точке движения на 2-3 секунды.
Затем напряжение сменяется естественным расслаблением, которое возникает при возвращении в исходное положение в фазе длинного медленного выдоха.
Начинаем упражнения с мышц плечевого пояса, так как из своего жизненного опыта дети хорошо знают мышцы рук и им легче ощущать их расслабление. Далее подключаем мышцы шеи, ног, корпуса и речевого аппарата. Так воспитывается мышечное чувство, необходимое для целенаправленного расслабления. В работе с заикающимися дошкольниками используются упражнения на эмоциональное расслабление.
Расслабление мышц рук: «Коготки и лапочки» «Лимон» «Олени» «Драка».
Расслабление мышц шеи: «Испуганная черепаха» «Любопытная Варвара».
Расслабление мышц ног: «Кораблик» «Пружинки».
Расслабление мышц корпуса и всего тела: «Штанга», «Марионетки», «Сосулька», «Винт», «Мяч и насос», «Снежная баба», «Ленивый кот».
Расслабление мимических мышц: «Муха» «Удивился» «Рассердился» «Испугался».
Расслабление мышц речевого аппарата (губ, челюсти, языка): «Лягушка», «Орешек», «Хоботок», «Грибок», «Сердитый язычок», «Горка», «Рот на замочке».
Эмоциональное расслабление: «Птички», «Ленивый кот», «Воздушный шарик», «Загораем».
«Волшебный сон»: «Путешествие в волшебный лес», «Тихое озеро», «На пляже», «На лесной опушке».
При выполнении упражнений на эмоциональное расслабление можно использовать спокойные шумовые фоны или медленную музыку.
Упражнение "Драка"
Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.
Логопед: «В нашей группе все ребята дружат, но иногда с ними случается вот что:
Все играли и дружили, и вдруг игру не поделили.
Напряглись, взглянули грозно. Лоб нахмурили серьёзно.
Кулачки покрепче сжали, локотки к себе прижали.
Все уже пошли в атаку. Вот сейчас начнётся драка».
(Дети делают глубокой вдох, на задержке дыхания, хмурят лоб. Пальцы рук фиксируют в кулачках. Прижимают локти к туловищу.)
Логопед:
« Нет, друзья, не будем драться, кулачки должны разжаться.
Улыбнулись мы друг другу, как приятно видеть друга».
(На выдохе руки и лицо расслабляются.)
Упражнение « Испуганная черепаха»
Логопед:
«Черепаха, черепаха
Носит панцирь, как рубаху.
Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха».
(Дети делают глубокий вдох, поднимают плечи до ушей и втягивают голову в плечи).
Логопед:
«В домик скрылась Черепаха.
Вся дрожит, как лист, от страха: (Удерживают позу)
Логопед:
«Покрутила головой – нет угрозы никакой».
(Опускают плечи, медленно поворачивают
голову вправо и влево).
Логопед:
«В этом костяном жилете
Не так страшно жить на свете.
Как из норки, торчит шейка,
Вся в чешуйках, словно змейка.
(Дети расслабляются).
Упражнение: «Ленивый кот»
Логопед предлагает детям превратиться в кота, на которого напала дремота.
Логопед:
«Ленивый кот спал, спал,
потом проснулся, потянулся».
(Дети медленно потягиваются: встают на носочки, поднимают руки вверх и вытягиваются.)
Логопед:
«Хотел за мышкой побежать,
но снова решил лечь и помечтать».
(Дети медленно опускаются на ковёр, ложатся, закрывают глазки и «мечтают». Всё тело расслаблено).
Упражнение «На лесной опушке»
Дети лежат на ковре с закрытыми глазами.
Логопед:
« Дети представьте себе, что вы на лесной опушке. Вокруг шелестят листья, поют птицы, кукует кукушка, стрекочут в траве кузнечики, жужжат пчёлы… Прислушайтесь к звукам… Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: ароматно пахнут лесные цветы... Ветер доносит запах сосен.
Расслабьтесь, почувствуйте лёгкость и спокойствия. Запомните свои ощущения и захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами весь день».
Выводы:
Расслабленные мышцы несовместимы со стрессом, беспокойством и тревогой. Именно поэтому мышечное расслабление позволяет привести в равновесие напряженное сознание. Результаты грамотно и регулярно проводимой мышечной и эмоциональной релаксации повышают эффективность коррекционной работы логопеда с детьми с тяжёлым нарушением речи. Это обеспечивает высокую работоспособность, хорошее настроение, внутреннее спокойствие и уверенность.
Освоив релаксацию, ребенок сможет «сбрасывать» появляющееся напряжение в любом месте, в любое время.
Литература:
1. И.Г.Выгодская, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенская. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. – М., Просвещение, 1993.
2. И.Г.Выгодская, Н.В. Берковская. Звукоград, буквоград, златоустия. – М., Линка-Пресс, 1999.
3. И.С. Лопухина. Логопедия. 50 упражнений для развития речи. – М., Аквариум, 1995.
4. Е.И. Синицына. Умные стихи. Из серии «Через игру к совершенству». - М., Лист, 1997.
5. Jacobson. Progressive relaxation. Chicago, 1948.