Рейтинг пользователей: / 4
ХудшийЛучший 

Дмитриева Я.В.

Применение технологии «Педагогические мастерские» в коррекционном образовании

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №61 Кировского района г. Санкт-Петербурга

 

В данном докладе отражаются особенности психического и речевого развития детей с общим недоразвитием речи. Рассматривается структура инновационной образовательной технологии «Педагогические мастерские» и ее использование в коррекционном образовании детей с данной речевой патологией.

Ключевые слова: общее недоразвитие речи, педагогические мастерские, дошкольное образование.

This report considers the characteristics of psychic and speech development of the children with speech pathology. The present paper is focused on the structure of innovative educational technology «Pedagogical Workshops» and its usage in special work with the preschool education.

Key words: speech pathology, Pedagogical Workshops, preschool education.

В современном обществе чувствовать себя уверенно могут лишь социально развитые личности, обладающие интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом. Поэтому уже с дошкольного возраста у детей необходимо развивать коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления, активизировать познавательную и творческую деятельность, учить быть соучастниками событий, разрешать спорные вопросы и управлять своими эмоциями. В связи с этим, возникает вопрос: «Как раскрыть возможности каждого ребенка и пробудить его инициативу?». Особенно актуален этот вопрос для педагогов коррекционных групп, которые посещают дети с проблемами в речевом развитии. Известно, что неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. У дошкольников данной категории отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у них снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания [2].

Традиционная система дошкольного и коррекционного образования не достаточно эффективна и мало способствует социально-личностному развитию ребенка. Необходимо внедрять современные образовательные технологии, учитывающие существующие требования к организации обучения и воспитания дошкольника, предполагающие субъективную позицию ребенка в познавательном процессе и предоставляющие возможность свободы выбора, проявления индивидуальных стремлений и развития личности ребенка. Одной из форм организации образовательной деятельности, обеспечивающей  целесообразное сочетание технологичности действий педагога и свободы творчества, предоставляемой ребенку, является, на наш взгляд, технология «Педагогические мастерские».

Педагогическая мастерская – это нестандартная форма организации учебно-воспитательного процесса, которая создает творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует личностному росту Мастера и ученика, дарит радость сотворчества, создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия [1]. Данная технология охватывает любой возраст в образовании, потому что она соответствует новой педагогической философии: не формировать гармоническую личность, а создавать условия для самоактуализации и самореализации ребенка.

Принципы построения мастерской: «все способны», «каждый имеет право на свою точку зрения», «уважения мнения партнера», «отсутствие оценки, соревнования, соперничества», «важно не только, что мы узнаем, но и какие эмоции мы при этом испытываем» не только стимулируют саморазвитие ребенка, но и требуют от педагога особого внимания к состоянию эмоциональной сферы ребенка. В мастерской каждый дошкольник строит свой путь к знаниям и «открывает» свои знания. Мастерство педагога состоит в том, чтобы подарить ребенку эту радость открытия.

Технология «Педагогические мастерские» предполагает последовательную реализацию следующих этапов:

  • индукция, предполагает создание мотивации для активной творческой и исследовательской деятельности ребенка;
  • самоконструкция, предполагает переход от сильных эмоций, связанных со стремлением совершить «открытие» к реальным действиям. На данном этапе ребенок пытается ответить на вопрос самостоятельно, опираясь на собственный опыт, знания, умения;
  • социоконструкция, предполагает парную работу, в результате которой происходит взаимообогащение субъективного опыта партнеров;
  • социализация, предполагает групповую работу, обеспечивающую интеграцию идей. Творческий процесс в группе позволяет ребенку обогатить свой опыт за счет знаний и умений товарищей;
  • разрыв, предполагает, что каждый ребенок осознает разнообразие вариантов решения проблемы и понимает, что ему требуется дополнительная информация;
  • рефлексия, предполагает особый анализ своих достижений, ощущений. При этом предоставляется каждому ребенку возможность высказаться и рассказать о том, что для него было наиболее значимым и важным при проведении мастерской и на этом строится следующий этап работы, ведущий к постижению нового, другого знания.

Таким образом, все этапы технологии «Педагогические мастерские» способствуют укреплению у ребенка ощущения «Я могу! Я знаю!», повышению самооценки, стрессоустойчивости и позволяют занимать лидирующие позиции, как в дошкольном учреждении, так и в любом коллективе в будущем. Педагогическая мастерская это открытая система поиска и выбора пути познания, свободного взаимодействия, обобщения и обмена информацией. Эта технология позволяет включить в образовательную деятельность каждого дошкольника. Ребенок «строит» свои собственные знания вместе с другими детьми, каждый проявляет свои творческие способности, ребенок думает, творит, изобретает, а главное говорит, что является одной из главных составляющих при коррекции речевого развития дошкольника с нарушением речи. «Педагогические мастерские» это не просто новая технология, но и новая философия образования.

 

Литература:

  1. Белова Н.И., Наумова Н.Н. Экология в мастерских: Методическое пособие. - СПб.: Паритет, 2004. - 224 с.
  2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1990 – 239 с.
 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.