Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Казабеева В.А.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Казахский Национальный педагогический университет им. Абая

Key words: creativity, creative person creative activity, mental activity, modern educational technology, information technology, features of the computer.

The article looks at the possibilities of computer technology in the classroom in the Russian language with foreign students. Information and computer technology in the classroom significantly improves not only the effectiveness of training, but also helps create a more productive atmosphere in the classroom, the interest of foreign students in the studied material, to discover their creative potential.

В информационно-технологическом обществе XXI века определяющим в конкуренции государств будет уровень образованности нации, способность её реализовывать и развивать прогрессивные технологии. Проблема будущего образования, основанного на использовании новых инновационных технологий, не может быть решена только за счет развития техники, ибо компьютеры сами по себе не определяют реальной среды и культуры обучения. Следует помнить, что программы создаются людьми, творческий подход к разработке программ (в том числе по русскому языку для иностранцев), обеспечит эффективное применение компьютерных учебных средств и соответствующих новых технологий обучения, открывая перспективы интегрированного изучения русского языка и литературы в общеобразовательных школах. Информационные технологии, оснащенные всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отобранными (или спроектированными) технологиями обучения, использованием активных методов обучения становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. Новые информационные технологии, в том числе компьютерная коммуникация, позволяют совершенствовать учебный процесс в целом.  

Современные педагогические технологии также играют немаловажную роль в формировании творческой активности иностранных студентов в процессе изучения русского языка.

В настоящее время большое внимание уделяется использованию информационных технологий в обучении языкам, в том числе русскому языку как иностранному. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать иностранным гражданам знания по русскому языку, но в том, чтобы научить их искать материал и осваивать его самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием.

Информационные компьютерные технологии – это, во-первых, технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета. Во-вторых, это использование самого компьютера, самых различных  программ.

Применение информационных технологий на занятиях по языку необходимо, и мотивировано это тем, что они:

· позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;

· способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;

· позволяют индивидуализировать процесс обучения;

· повышают интерес к урокам русского языка и литературы (особенно у мальчиков);

· активизируют познавательную деятельность учащихся;

· развивают творческий потенциал учащихся;

· осовременивают урок.

Компьютер может использоваться на всех этапах обучения:

· при объяснении нового материала;

· закреплении;

· повторении;

· контроле знаний, умений и навыков.

При этом для учащегося он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды.

В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.

Основные направления использования компьютерных  технологий на уроках следующие:

  • Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал)
  • Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия)
  • Тренажёр
  • Контроль за умениями, навыками учащихся
  • Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся
  • В основном все эти направления основаны на использовании программы MS Power Point. Чего она позволяет достигать на уроках?
  • Стимулирование познавательной деятельности иностранных студентов, которое достигается путем участия ребенка в создании презентаций по новому материалу, подготовке докладов, самостоятельному изучению дополнительного материала и составление презентаций — опорных конспектов, при закреплении материала на уроке;
  • Способствование глубокому пониманию изучаемого материала через моделирование основных учебных ситуаций;
  • Визуализация учебного материала;
  • Интеграция со смежными дисциплинами: историей, мировой художественной культурой, музыкой
  • Повышение мотивации учения студентов и закрепление интереса к изучаемому предмету;
  • Разнообразие форм представления учебного материала, домашнего задания, заданий для самостоятельной работы;
  • Стимулирование воображения студентов;
  • Способствование развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий.

Современный урок русского языка невозможен без связи его с литературой, с различными видами искусства. Этот органический синтез помогает преподавателю управлять потоком ассоциаций, будить воображение студентов, стимулировать их творческую активность. Конкретно-наглядная основа урока, делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся. В методической литературе накоплен большой опыт работы с иллюстрациями, репродукциями, портретами и фотоматериалами, но перед преподавателем всегда стоит проблема раздаточного материала.

Эту проблему нам помогает решить компьютерные информационные технологии, в частности Power Point, которые дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала (набор слайдов-иллюстраций, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке), создать сайт и таким образом обобщить материал по теме. В рамках этой программы можно организовать на уроках развития речи составление текстов, диалогов, сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. Иностранные студенты за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.

Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.

Компьютер, конечно, не может на уроке русского языка заменить живое слово учителя, изучение художественного произведения, творческого общения, но может стать хорошим помощником.

Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.

Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе, которых в настоящее время создано достаточно много. Учебные компьютерные программы по русскому языку позволяют решить ряд проблем: повысить интерес учащихся к предмету; повысить успеваемость и качество знаний учащихся; сэкономить время на опрос учащихся; дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях; помогают и учителю повысить уровень своих знаний.

Особое внимание стоит уделить продуктам серии «Уроки Кирилла и Мефодия», которые используются как на уроках русского языка, так и на уроках литературы.

Компьютерные технологии дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала иностранных студентов. При умелом наставничестве преподавателя иностранный студент учится среди обилия информации в Интернете находить нужную, учится обрабатывать эту информацию, что является наиболее важной задачей.

Самое элементарное применение компьютера иностранными студентами – редактирование текстов, набор текстов своих творческих работ, своих сочинений, составление сборников, оформление докладов, рефератов, схем, помогают делать тесты, пособия по русскому языку, дидактический материал. Кроме этого, использование компьютерных, информационных технологий на уроках русского языка позволяет осуществлять интеграцию с информатикой, реализовывать приобретаемые на этом занятии навыки в практической деятельности. Этот союз приятен и преподавателям информатики и информационных технологий.

Таким образом, использование информационно-компьютерных технологий на занятиях значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность иностранных студентов в изучаемом материале, раскрыть их творческий потенциал.

Литература

1.  Ахияров К. Ш., Правдин, Ю. П. и др. Формирование познавательной активности студентов в процессе обучения / К. Ш. Ахияров, Ю. П. Правдин. – Уфа, 1988. – 129 с.

2.  Шаронов В. В. Основы социальной антропологии / В. В. Шаронов. – М: Наука, 1997. – 195 с.

3.  Баранов С. П. Педагогика / С. П. Баранов [и др.]. – М: Просвещение, 1981. – 197 с.

4.  Богоявленская Д. Б. О предмете и методе исследования творческих способностей / Д. Б. Богоявленская // Психологический журнал, 1995. – Т. 16. – № 5. – С. 49–58.

5.  Пономарёв Я. А. Психология творчества: перспектива развития / Я. А. Пономарёв // Психологический журнал, 1994. – Т. 15. – № 6. – С. 38–50.

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.