Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

 Бегалиева С.Б.

методические принципы организации педагогической практики иностранных студентов

Казахский Национальный педагогический университет им. Абая

This work about methodical principles of the organisation of student teaching of foreign students. Some kinds of practice which there take place students during training in high school are considered, the purposes, problems, the reporting form are designated.

Keywords: "student teaching", «speech culture», «pedagogical activity»

Эта работа о методических принципах организации педагогической практики  иностранных студентов. Рассмотрены некоторые виды практики, которые проходят студенты в ходе обучения в вузе, обозначены цели, задачи, форма отчетности.

Ключевые слова: «педагогическая практика», «речевая культура», «педагогическая деятельность»

Педагогическая практика  - это связующее  звено  между  теоретической  и практической  подготовкой  специалистов,  важнейшее  условие  повышения  качества их обучения и предпосылка успешного формирования  профессионально-педагогических  умений и навыков. Практика вырабатывает такие необходимые педагогические  умения, как управление своим психическим состоянием, владение  педагогической техникой, умение воздействовать на учащихся своими  эмоциями, речью, голосом, жестом, мимикой. Важное место уделяется формированию навыков профессиональной выразительности  речи будущего  учителя – русиста, обогащению его словарного запаса словами и фразами, связанными с педагогическими ситуациями.      

В течение 4-х лет обучения в студенты специальности «Русский язык и литература» со специализацией «Русский язык для иностранцев» проходят следующие  виды педагогической практики в школе: Учебная (речевая); Непрерывная педагогическая (школьный день); Государственная  педагогическая. 

За 4 года студенты адаптируются к педагогической деятельности. Они овладевают многими профессиональными умениями:  умением  общаться  с  детьми и входить с ними в контакт, умением проводить уроки, разнообразные воспитательные мероприятия, проводить систематическую индивидуальную работу, проводить микроисследования, вести учебную документацию, а также многими другими навыками, которыми нельзя овладеть только в системе теоретической подготовки даже при использовании наиболее популярных  методов активного обучения: ролевых игр, микроуроков и т.п., внедрения инновационных педагогических технологий в учебный процесс.

Полученный на аудиторных занятиях теоретический материал  интенсивно применяется на практике, что способствует повышению качества подготовки специалистов.

Руководитель практики  обеспечивает  студентов – иностранцев программой, заданиями для всех перечисленных выше видов педагогической деятельности и  методическими рекомендациями по их выполнению. Кроме того, студентам даётся примерная схема составления разработок уроков по русскому языку и литературному чтению, указания  к  составлению отчета  по  педпрактике, тематического портфолио студента и т. п.

Общие задачи педагогической практики конкретизируются для каждого курса в целях достижения оптимальных результатов и раскрытия динамики формирования профессиональных умений и навыков.

Помимо основной цели обучения РКИ – формирование и развитие коммуникативной компетенции  -  практика поможет студентам изучить передовой опыт учебно-воспитательной работы кафедры «Русская филология для иностранцев»; углубить интерес к избранной профессии, развить стремление к самообразованию.

Учебная практика для иностранцев представляет собой речевую практику. Для иностранных студентов, которые готовятся в будущем стать переводчиками и преподавателями русского языка, особенно важно приобщение к русской речевой культуре. Этому в наибольшей мере способствует повседневное общение  с носителями русского языка.

Во время речевой практики вместе с преподавателями кафедры русской филологии для иностранцев студенты посещают культурные и центры  и общественные места города Алматы: театры, парки культуры и отдыха, кинотеатры и др. Они должны получить ясное представление об основных лексико-грамматических и фонетических особенностях русского разговорного языка, овладеть наиболее распространенными речевыми единицами, которые употребляются в русской разговорной речи, что отвечает коммуникативным потребностям студентов.

Необходимо учитывать, что это первая практика студентов-иностранцев, их словарный запас требует доработки, пополнения. Она проходит в виде внеаудиторных занятий под руководством преподавателей кафедры.  Ситуации, в которых осуществляется вербальная коммуникация, организуются (моделируются) в зависимости от сферы общения. Они представляют собой совокупность обстоятельств, образующих то или иное положение вещей, отражающихся в высказывании. Общение в конкретной, типичной или исключительной ситуации характеризуется предметным содержанием и речевой формой. Моделируя ту или иную ситуацию на занятиях по русскому языку, преподаватели, как правило, реализуют индивидуальные стили речи, приемы подачи материала, определения понятий. Это затрудняет мыслительную деятельность студентов по соотнесению предметно-смысловых единиц, составляющих содержание разных дисциплин. Речевая практика позволяет повысить компетентность студентов в области устноречевого общения, обратить их внимание на необходимость саморазвития в вопросах овладения видами, формами, стилями речевой деятельности.

Непрерывная педагогическая практика – это часть учебного процесса в педагогических учебных заведениях, средство овладения лингвистической, социолингвистической компетенцией, формирования профессиональных умений и навыков, средство развития педагогического мышления, применения теоретических знаний в практической деятельности.

 В ходе непрерывной педагогической практики происходит усложнение видов педагогической деятельности студентов, растет их самостоятельность и активность и, соответственно, меняется характер заданий. Если на 1-ом курсе задания студентам в значительной степени носят репродуктивно-обучающий характер, то теперь задания усложняются.

Цель практики – постепенное вхождение студента в ситуацию практического преподавания русского языка.

В задачи непрерывной педагогической практики включаются:

  • воспитать у студентов устойчивый интерес и положительное отношение к профессии учителя русского языка;
  • познакомить будущего учителя с реформированием современной системы образования и созданием ее национальной модели;
  • вооружить студентов педагогическими и первоначальными исследовательскими умениями и навыками.

Содержание практики. Исходя из данных позиций и учитывая специфику подготовки будущего учителя-русиста, непрерывную педагогическую практику студентов планируют следующим образом: ознакомительная практика студентов  с деятельностью педагогического коллектива школы. Практике предшествует курс «Педагогика школы», где студенты подробно изучают современную систему образования и ее национальную модель.

 Практика проходит в средней школе, где студенты знакомятся с деятельностью педагогического коллектива средней школы, изучают методы педагогического исследования, знакомятся со школьной документацией, изучают структуру педагогической деятельности учителя русского языка и литературы.

Во время прохождения данной практики студенты должны выполнить следующие задания:

  1. Изучить структуру педагогической деятельности учителя русского языка и литературы: за сколько минут до начала занятий он приходит в школу, что делает в течение рабочего дня в школе. Какую  работу  проводит  во  внеурочное  время?  Привести  перечень  планов  работы  учителя  и  структуру  их  ведения. Проводит ли учитель  научно-исследовательскую  работу? Над какой проблемой  работает в настоящее  время?
  2. Провести наблюдение и определить стиль общения учителя с учениками во время уроков и на перемене:  авторитарный стиль  (учитель навязывает  школьникам  свою  волю,  для  этого  использует  такие  способы  воспитательного  воздействия,  как приказ,  выговор,  угроза  и  наказание,  называет  их  по  фамилиям  и  очень  часто  повышает  голос),  демократический стиль (учитель  обладает  выдержкой  и  педагогическим  тактом,  необходимой  требовательностью  и  доброжелательностью,  высокой  эмоциональной  устойчивостью;  использует,  как  метод  педагогического  воздействия,  убеждение;  учеников  называет  по  имени  и  очень  редко  повышает  голос),  либеральный  стиль  (учитель  относится  к  своим  обязанностям  в  основном  формально,  школьникам  предоставляет  полную  свободу  действий,  не  реагирует  на  нарушение  ими  дисциплины,  стараясь  таким  образом  создать  доброжелательные  отношения  в  классе).

Дифференциация и индивидуализация прохождения практики обеспечиваются вариативностью заданий, предлагаемых студентам на выбор с учетом характера их профессиональной направленности и специфики педагогической деятельности. Педагогическая деятельность относится к сложным самоорганизующимся системам, ее управление возможно через систему заданий и задач, предлагаемых студентам, и их эффективное решение (Н.В.Кузьмина, В.А.Сластенин, В.Э.Тамарин).

Значительное место занимают задания мотивационно-ориентировочного характера, создающие у будущих социальных педагогов профессиональные установки. На старших курсах целесообразно широко использовать вариативные и творческие задания, ориентированные на развитие творческих способностей студентов, формирование их потребностей в педагогическом самообразовании. В целом же система заданий предусматривает взаимосвязь следующих их видов: мотивационно-ориентировочного характера, в процессе выполнения которых студенты осознают личностную значимость профессионально-педагогических умений и навыков, актуализируют и синтезируют психолого-педагогические знания, которые станут научной основой их практической деятельности; операционально-содержательного характера, когда студенты овладевают комплексом методов изучения учащихся и коллектива, организации педагогической деятельности; контрольно-закрепляющего характера, осуществляется контроль и самоконтроль за результатами деятельности.

Эта система заданий развивается и усложняется от курса к курсу в зависимости от целевых задач каждого этапа педагогической практики.

 Литература

1.Александрова Г. П. Успешная практика. НовГУ, 2005.

2. Батурина  Г. И.,  Кузина  Т. Ф.  Введение  в  педагогическую  профессию. – М.: Akademia,  1999.

3. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности. Калининград, 2000.

 

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.