Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Малашихина В.В.

К ВОПРОСУ О ЛИЧНОСТИ

Южный федеральный университет

 The article presents the analysis of the concept of personality and considers ideas of Russian and foreign scholars on it.

В статье представлен анализ понятия «личность», рассмотрены и проанализированы подходы отечественных и зарубежных философов, психологов, педагогов  к определению этого понятия.

Keywords: personality; subject; consciousness; individuality; freedom.

Ключевые слова: личность; субъект; сознание; индивидуальность; свобода.

Личность является одним из центральных понятий разных наук. В философской мысли понятие личности рассматривалось многими философами и трактовалось по-разному. Например, отечественные религиозные философы (Н.А. Бердяев, Л.П. Карсавин, Н.О. Лосский и др.) подчеркивали божественное, духовное начало в личности. Cоциологистский подход отмечает социальную природу личности (П.А. Сорокин, К. Маркс, Р. Линтон, Т. Парсонс и др.). Человек здесь становится личностью в процессе социализации, которая проходит посредством образования и воспитания, где прививаются общепринятые ценности и нормы культуры, а также усваивается социально значимый опыт. А антропоцентризм рассматривает личность как меру индивидуализации человека в обществе.

 С точки зрения психологии под личностью, в широком плане, понимается интегральная целостность биогенных, социогенных и психогенных элементов. Что же касается более узкого понимания личности, то в современной психологии  нет единой теории формирования и развития личности, поэтому существует множество определений этого понятия. Это вызвано тем, что по-разному определяется ведущее начало  в структуре личности. Среди наиболее разработанных теорий личности в зарубежной психологии следует отметить бихевиористскую концепцию (Д. Уотсон, Э. Торндайк, Э. Толмен и др.) в центре внимания которой лежала проблема научения и адаптации организма  различным условиям, психоаналитическую теорию личности (З.Фрейд, К.Юнг, Э.Фромм, К.Хорни, Г.Салливан, А.Адлера и др.), теорию социальных ролей (Э.Берн и др.), где  каждый человек играет определенные социальные роли и эти роли характеризуют личность человека, гуманистическую теорию личности (Дж.Дьюи, А.Маслоу, К.Роджерс, Г.Оллпорт и др.), в которой центральной является идея о ценности и уникальности личности.

В отечественной психологии существовали различные концепции и направления, в рамках которых понятие личности трактовалось также по-разному.  Выдающийся психолог, физиолог, ученый В.М. Бехтерев, его ученики и последователи рассматривали личность на стыке психологии и психиатрии. Его ученик В.Н. Мясищев рассматривал личность, прежде всего, как систему отношений человека к окружающей среде. В культурно-исторической концепции выдающегося психолога Л.С. Выготского понятие личности определяется как «первичное, что созидается вместе с высшими функциями» [1]. Личность – это социальное, надприродное. Она создается в процессе культурного развития.  Последователь Л.С. Выготского и основоположник теории деятельности А.Н. Леонтьев определял личность как «целостное образование особого рода» [2], где целостность обусловлена не генотипически, потому что личность человека создается общественными отношениями, в которые вступает человек в процессе своей деятельности. Идея о том, что личностью не рождаются, а становятся присуща также известному психологу А.Г. Асмолову и выдающемуся ученому С.Л. Рубинштейну, последний пишет, что «в качестве личности человек выступает как единица в системе общественных отношений, как реальный носитель этих отношений» [3], но в тоже время С.Л.Рубинштейн добавляет, что личность не может быть без психики, без сознания, потому что психические явления регулируют деятельность личности.

Безусловно, проблема личности и механизмов её развития является одной из главных тем не только философии и психологии, но и, конечно же, педагогики.  Очевидно, что в основе всех педагогических концепций лежат те или иные психологические подходы или теории. Среди педагогических концепций XX века можно выделить концепции, которые носят социально-ориентированный характер и те, которые основываются на гуманистической психологии. В этих концепциях понятие «личности» трактуется по-разному. Например, в отечественной педагогике советского периода личность рассматривалась преимущественно как социальное качество человека, как предмет проектирования и направленного формирования. В образовательном процессе ученик выступал  объектом воздействия, целенаправленного формирования. Основной задачей образования было формирование достойного члена общества, гражданина своей страны, патриота, способного ставить общественные интересы выше личных. Некоторые современный ученый (И.П. Подласый, В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов и др.) также полагают, что личностью не рождаются, а становятся, следовательно, человек становится личностью только в процессе социализации. Личность, - пишет И.П. Подласый,-  «социальная характеристика человека, указывающая на те его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми» [4].

Гуманистическая педагогика понимает личность как сложную, индивидуальную цельность, неповторимость и высшую ценность. Принцип непрерывного общего и профессионального развития личности является здесь ключевым. Первостепенное значение приобретают индивидуальные качества учащегося. В контексте личностно-ориентированного воспитания академик Е.В. Бондаревская определяет, что «личность - это человек (ребенок), имеющий свою жизненную историю, интегрированный в определенную социокультурную среду, обладающий свойствами субъекта, самореализующийся в свободно избираемых видах жизнедеятельности, находящийся в процессе саморазвития, поиска личностных смыслов и собственной индивидуальности» [5].

Проанализировав определения личности, которые были даны различными известными мыслителями, исследователями, философами, педагогами (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, Н.А.Бердяев, Е.В. Бондаревская, Л.И. Божович, А.А.Деркач, Б.И. Додонов, А.Н. Леонтьев, А.Маслоу, К.Роджерс, С.Л. Рубинштейн и др.), можно сделать вывод, что единого понимания данного понятия пока не существует. Принципиальным различием, на наш взгляд, здесь является понимание личности как однопланового, то есть сведение личности только к психологическому или только социальному, или многопланового образования, где психическое преломляясь через социальное, а социальное через психическое создают целостность, а именно: личность. Вслед за учеными Бондаревской Е.В., Роджерсом К., Олпортом Г., Бехтеревым В.М., Божович Л.И., мы полагаем, что в целом под личностью стоит понимать человека, который способен выражать и отстаивать свою индивидуальность, уникальность, целостность, который способен обращаться к самому себе и самосовершенствоваться. Считается, что человек является личностью, если у него есть своя система ценностей, критичность мышления, умение мыслить, совесть, воля, гражданственность, он творчески самореализуется, самодетерминируется, он обладает индивидуальностью, нравственностью и находится в процессе обретения жизненных смыслов. Если проанализировать эти качественные характеристики личности, то условно можно выделить три составляющие, которые лежат в основе личности: сознание, индивидуальность и свобода. Они потенциально заложены в каждом человеке и благодаря им становится возможным приобретение и развитие необходимых характеристик. Следовательно, можно говорить о личности, если человек обладает:

- индивидуальностью, потому как именно индивидуальность указывает на отличное, уникальное в человеке. Быть индивидуальностью значит иметь свою собственную точку зрения, иметь свою собственную жизненную позицию, свою систему ценностей;

- свободой, внутренней свободой, поскольку только человек, который внутренне свободен, может выражать и отстаивать свою индивидуальность, уникальность, свою систему ценностей, гражданскую позицию, поступать по совести, совершать нравственные поступки, принимать волевые решения, самореализовываться, самосовершенствоваться, делать выбор. Свобода – это непременное условие возникновения и становления личности;

- сознанием. Понятие личности неразрывно связано с понятием сознания. Именно наличие и проявленность сознания делает человека личностью. Воспринимать и оценивать человека как личность возможно только благодаря сознанию. Многие ученые, исследователи, давая определение личности, подчеркивают, что именно сознание дает человеку возможность стать личностью, потому как именно благодаря сознанию у человека формируется собственный образ, появляется способность самопознания, возможность оценивать происходящее вокруг него с точки зрения своих взглядов, ценностей, морали, благодаря сознанию мы можем оценивать свои собственные поступки, действия, мысли, критически мыслить. Сознание пронизывает духовный мир человека, чувственные, логические, волевые и эмоциональные процессы.

Итак, наличие сознания, свободы и индивидуальности являются необходимыми условиями становления личности и их потенциал заложен изначально, при рождении человека, поэтому каждый человек – это потенциальная личность, но не каждый человек реализует этот потенциал и становится действительной личностью. Что необходимо для того, чтобы из потенциальной личность превратилась в действительную? Безусловно, необходимо развивать заложенный потенциал, развивать личность. Развитие личности – это процесс, который начинается сразу после рождения ребенка и продолжается всю его сознательную жизнь.

Литература:

  1. 1.    Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2006. – 1136с., ил. – (Библиотека всемирной психологии).
  2. 2.    Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004. – 352с.
  3. 3.    Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. – М.: Наука, 1997. – 463с.
  4. 4.    Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. Пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. – 576с.: ил.
  5. 5.    Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студ. сред и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. – Ростов н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. – 560с.
 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.